Сенная площадь (начало Московского проспекта)

Последнюю реконструкцию площади завершили к 300-летию Санкт-Петербурга. В это время на ней появился подарок городу от Франции, так называемая Башня мира, которая сейчас перед нами. Слово «мир» выгравировано на ней на 50 языках мира. Многие горожане, не являющиеся поклонниками новомодного «шедевра» из стекла и бетона, считают Башню мира не подходящей для площади. Хотя между ними существует определенная связь: после Великой Отечественной войны Сенная получила актуальное для той эпохи название – площадь Мира. Ее историческое имя – Сенная, вернулось к ней спустя десятилетия, в начале смутных 90-х годов.
От Сенной площади берет начало важная городская магистраль – Московский проспект. Во времена Достоевского проспект носил название Забалканского. Отсюда начиналась дорога на Москву, Киев, а также в императорские резиденции - Царское Село и Павловск. Этой дорогой прибывало большинство гостей столицы и жители окрестностей. Натыкаясь на пестрый шумный Сенной рынок, крестьяне и купцы, не теряя времени, сразу же начинали торговлю. Широкий ассортимент товаров обуславливал низкие цены, рынок приобрел славу самого дешевого в столице. Соответственно, площадь стала гигантским скоплением низов петербургского общества.
Условия жизни в этом районе были невыносимые, учитывая санитарное состояние площади и его окраинное местоположение. Квартирная плата была низкой, а число квартиросъемщиков из малоимущих жителей – высоким. Доходные дома представляли собой настоящие трущобы, их яркое описание оставил бытописатель XIX века Всеволод Владимирович Крестовский. «…В громадных, многоэтажных, и не менее улицы грязных домах мигали огоньки в окнах, и фонари над входными дверями, означая собой целые ряды харчевен, трактиров, съестных, перекусочных подвалов, винных погребов, кабаков, … и тех особенных приютов, где лепится, прячется, болеет и умирает всеми отверженный разврат, из которого почти нет возврата в более чистую сферу и где знают только два исхода – тюрьму и кладбище».
Такие доходные дома представляли социальную опасность. Самыми криминальными в Петербурге считались доходные дома князей Вяземских, они занимали почти целый квартал от Сенной площади до Фонтанки. Сегодня это территория современных домов №4 и №6 по Московскому проспекту. Горожане иронично называли их «Вяземская лавра». Она была приютом для многих обитателей петербургского дна: воров, бандитов, проституток, бродяг, нищих, беспризорников.
В домах «Вяземской лавры» за небольшую плату одновременно могло находиться, по некоторым подсчетам, до 20 тысяч человек. Дома были разделены на так называемые «нумера» – довольно большие комнаты, которые разного рода люди нанимали у домовладельца и сами сдавали внаем – «коечным» и «угловым» жильцам. Вспомним, что и Раскольников снимал свою каморку «от жильца». Условия жизни таких жильцов и их количество освещались в журналах того времени. Писали следующее: «…нумер содержит солдатка, живущая тут же со своим мужем, находящимся в отставке, и с ребенком… Кто же эти жильцы? «Да вот, – отвечает вам хозяйка, – шесть пар пильщиков, две пары каменщиков, пяток плотников, отставной служивый с женой, торговец с Сенной площади, вот его жена с детьми»… Из всего исчисления оказывается, что в этой комнате жильцов 40 человек, мужчин и женщин, взрослых и детей. Все они местятся ночью на нарах, кто на тюфяке, кто на голых досках, с разостланным тулупом вместо постели и с армяком под изголовье».
Эти условия способствовали процветанию пьянства, разврата, антисанитарии, преступности. В «Вяземской лавре» действовали свои жесткие законы, туда побаивались заходить и городские власти, и блюстители правопорядка, и только в первое десятилетие XX века эти трущобы прекратили свое существование.
Как яркая страница истории Петербурга они не могли остаться незамеченными Федором Михайловичем Достоевским. В одном из домов Вяземского находился трактир, который Достоевский в романе «Преступление и наказание» называет «Пале де Кристаль» – «Хрустальный дворец». Здесь состоялась встреча Раскольникова со Свидригайловым, там же произошла и его ссора с другом – Разумихиным. В «Хрустальный дворец» Раскольников заходит, чтобы посмотреть газеты: он с волнением отыскивает в них сообщение об убийстве старухи-процентщицы.
«Хрустальный дворец» это лишь небольшая часть Петербурга Достоевского. Полноценный образ города, поднятый писателем до значения одного из главных героев, составляет и Сенная площадь, и прилегающие к ней улицы и переулки, хорошо знакомые писателю.
Одним из известных в истории города топонимов и посещаемых писателем мест становится Таиров переулок (ныне переулок Бринько). В доме №4 по переулку размещалась типография, где печатался журнал «Пантеон русских и всех европейских театров». В одном из номеров журнала вышел роман Оноре Бальзака «Евгения Гранде» в переводе Федора Михайловича Достоевского.
Не только этот факт сделал Таиров переулок знаменитым в истории Петербурга. Первоначально он назывался Сенным – от Сенного рынка, позднее Телячьим, так как там продавали телят, а уже потом, в эпоху Достоевского, Таировым – по фамилии крупного домовладельца Гаврилы Таирова. Дом Таирова оказался в центре печальных событий в первой трети XIX века, когда в нем была устроена больница для многочисленных холерных больных. В условиях карантинных ограничений усугубилось бесправное положение простого люда. Начался «холерный бунт»: из окон больницы народ выбрасывал врачей на улицу. По легенде сам Николай I приехал на Сенную площадь и прилюдно выпил склянку с лекарством от холеры. Эта сцена увековечена на постаменте памятника Николаю перед Исаакиевским собором. Впоследствии же бунтовщиков ожидала жестокая расправа.
Стоит отметить, что наказания на Сенной площади не были редкостью. Одно из них лично наблюдал и описал поэт Николай Александрович Некрасов:
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Дурную славу создали переулку и другие события и заведения. На нем размещался один из известных притонов под названием «Клоповник». Вероятно, это заведение встретилось на пути Раскольникову, когда, бесцельно бродя по городу, он забрел в Таиров переулок и повел здесь беседу с «девицами». У Достоевского читаем описание «… большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству» – простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами, преимущественно у сходов в нижний этаж, куда по двум ступенькам можно было спускаться в разные весьма увеселительные заведения».
Раскольников ходит в такие места умышленно, чтоб тошнее было, чтобы притупить боль от невыносимого существования. Возможный выход он видит в пьянстве. Такие мысли были характерны для многих представителей низов Петербурга, пьянство было постоянным спутником их беспросветного существования. Об этом сообщает и сохранившийся петербургский фольклор.
В Петербурге жизнь хороша,
Только денег нет ни гроша.
Заведется пятачок,
И бежишь с ним в кабачок.
До сих пор можно услышать выражение «пьяные углы Сенной». Даже в периоды наиболее ожесточенной государственной борьбы с пьянством на Сенной площади в любое время суток можно было достать бутылку спиртного. В такой ситуации логичным было и появление термина для обозначения беспризорных подростков, промышлявших сдачей пустых бутылок: «санитары Сенной».
Повседневная бурная жизнь Сенной была для Федора Михайловича Достоевского богатым источником многих реалистичных сюжетов. В романе «Преступление и наказание» писатель показывает разнообразные петербургские типы, бытующие на площади: мелких чиновников, студентов, торговцев, ростовщиков, полицейских, ремесленников, пьяниц, проституток, нищих, жизнь которых протекает в закусочных, публичных домах, трактирах.
На этом фоне разворачивается основное действие романа. Сенная площадь таинственным образом притягивает Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно стал свидетелем разговора студента и офицера о процентщице. Некоторое время спустя, Раскольников, проходя по Сенной площади, на углу Конного переулка, ныне Гривцова, неожиданно для себя услышал разговор мещанина, его жены и сестры процентщицы – Лизаветы, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна». Эта решающая для него встреча стала началом трагедии, описанной в романе «Преступление и наказание».
«Душная» атмосфера летней столицы усугубляет положение Раскольникова, не дает ему возможности вырваться из плена кошмарных мыслей об убийстве. Раскольников бродит по улицам города, грязь, духота, запахи из дворов, с помоек и черных лестниц физически мучают его, несколько раз ему становится дурно. Сохранились свидетельства, по которым можно судить, каким было петербургское лето 1865 года, описанное Достоевским в романе. Газета «Петербургский листок» в одном из номеров сообщает: «Жара невыносимая (сорок градусов на солнце), духота, зловоние из Фонтанки, каналов и ночных ящиков, оглушительная трескотня экипажей, пыль не столбом, а целым облаком над всем Петербургом от неполиваемой мостовой; известковая пыль от чистки штукатурки наружных стен домов днем, от разгрузки и развозки извести с каналов и Фонтанки ночью; серая от толстого слоя пыли зелень скверов и садов и т.д.».
Почти такое же описание мы читаем в романе. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины…».
С фотографической точностью Достоевский показал Петербург середины шестидесятых годов XIX века. Этот город с нечеловеческими условиями жизни, выступающий невидимым подстрекателем преступлений своих жителей, и есть Петербург Достоевского. К тому времени Петербург давно уже был одним из главных героев русской литературы. Его противоречивые внешность и характер были заложены в разные по содержанию образы – Петербурга Пушкина, Гоголя, и Достоевского. Некоторые районы города были особенно притягательны для писателей, в один из них мы сейчас проследуем.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петербург Достоевского"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Л. Майорова
Читает: О. Кравчук

Санкт-Петербург - не только город дворцов и особняков. Совсем рядом живет "другой Петербург" - Петербург перекрестков и переулков, узких каналов и живописных мостов, доходных домов и дворов-"колодцев". Великий Достоевский сделал город самостоятельным героем своих книг, создав феномен "Петербурга Достоевского". Экскурсия знакомит как с местами, связанными с ключевыми событиями в жизни Достоевского, так и с городскими объектами, послужившими материалом для образа "самого умышленного города". Экскурсия по Петербургу Достоевского охватывает "Дом Раскольникова", "Дом-утюг", Столярный переулок, Кокушкин мост, Сенная площадь, Крюков и Екатерининский каналы и, конечно, Владимирская площадь не оставят равнодушными жителей и гостей Петербурга, кто интересуется творчеством великого писателя - Федора Михайловича Достоевского..


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Петергоф и Кронштадт: два города за один день

Эта поездка объединила культовые пригороды Санкт-Петербурга — резиденцию русских императоров Петергоф и город-порт Кронштадт. За один день вы насладитесь архитектурными шедеврами и фонтанами русского Версаля,

Автор: Филипп

От крыши к крыше в центре Петербурга

Программа-минимум в городе на Неве — увидеть его сверху! Со мной вы пройдете по системе крыш с видами на все

Автор: Алексей

Петербург с крыши

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Гуляй как петербуржец

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого — заглянете за парадные фасады петербургских старинных жилых

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

На автобусе и теплоходе по ночному Петербургу

На экскурсии вы почувствуете волшебство петербургской ночи и увидите культовые достопримечательности: Исаакиевскую площадь, крейсер «Аврора», Дом Зингера, Фонтанку с Чижиком-Пыжиком

Автор: Ирина

Покорить крыши Петербурга

Чтобы по-настоящему понять и рассмотреть устройство Петербурга, нужно забраться на его легендарные крыши. На прогулке вы откроете для себя город с новой стороны: увидите знаменитый

Автор: Данил

Дворцы, великолепный парк и фонтаны Петергофа

Гармоничные нордические пейзажи, журчание водных струй и барочная архитектура — всё это Петергоф. Парадная резиденция, расположившись на берегу Финского залива, недаром манит путешественников

Автор: Ирина

Большая обзорная экскурсия с посещением Петропавловской крепости

За 5 часов прошлое города и его облик сложатся для вас в понятную картину. На фоне Невского проспекта, Исаакиевского и

Автор: Филипп

Неформальный Петербург

Вместо стандартных достопримечательностей на моей экскурсии вы увидите Петербург ярких дворов-колодцев и арт-мест, нетипичных баров с историей и художественных мастерских. А вместо классических фактов о Северной столице

Автор: Сергей

Секретный Петербург: прогулка с фотографом

Если вы хотите увезти из Санкт-Петербурга не только воспоминания, но и чудесные фотографии, приглашаю вместе прогуляться по этому таинственному и прекрасному городу. Я проведу вас по мощеным улицам, наполненным

Автор: Арсений и Оля

Открыть Петербург детям!

Познакомить детей с великолепным Санкт-Петербургом — задача ответственная. Я с радостью помогу вам решить ее, рассказывая ребятам об истории города

Автор: Анастасия

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Путешествие по проходным дворам Санкт-Петербурга

Проходные дворы – это портал в другой, нетуристический Питер. Прогулка по ним позволит вам почувствовать дух города, а я расскажу

Автор: Илья

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина