Семеновский плац (Пионерская пл.)

Перед нами Пионерская площадь. Свое оформление и название она получила в 60-х годах XX века, когда к сорокалетию пионерской организации здесь был открыт Театр юных зрителей имени Александра Брянцева или просто - ТЮЗ. Это и оправдало название площади, поскольку основными юными зрителями тогда были пионеры. В те же годы установили памятник Александру Сергеевичу Грибоедову.
Появление скульптуры выдающегося драматурга окончательно определило настоящее площади как одного из центров театральной жизни Петербурга. Сегодня, как и раньше, сюда стекается масса людей, но история этой обширной территории, осваивавшейся несколько столетий, оказалась незаслуженно забыта. А ведь именно здесь, на бывшем Семеновском плацу, где была устроена бутафорская казнь несчастных «петрашевцев», произошел, возможно, главный поворот в жизненном пути Достоевского…
В первое столетие существования Санкт-Петербурга в этом месте размещалось поселение лейб-гвардии Семеновского полка, и всю территорию называли в просторечии «Семенцы». Частью её был огромный Семеновский плац. Тут же, на Загородном проспекте, который проходил по краю плаца, стоял Введенский храм. Сейчас на его месте сквер напротив Витебского вокзала. В середине девятнадцатого века эта церковь, похожая на уменьшенную копию храма Христа Спасителя в Москве, была архитектурной доминантой района. Церковь была построена по проекту любимца Николая I - Константина Андреевича Тона, академика архитектуры, создавшего уникальный русско-византийский стиль. Введенский храм был полковым храмом «семеновцев», здесь хранились гвардейские реликвии. Однако в 1933 году храм был снесен, на его месте разбит сквер. Эта же участь постигла и все остальные храмы, спроектированные Тоном, включая храм Христа Спасителя.
В конце девятнадцатого века в разных частях этой городской площади размещалась биржа труда, несколько лет существовал ипподром, соревновались велосипедисты, было проведено первое известное в городе состязание по футболу. Была она и местом праздничных народных гуляний с каруселями, зверинцами, театрами. Но в историю Семеновский плац вошел и как место, на котором при Николае I была совершена публичная расправа над революционерами-демократами – «петрашевцами».
Основатель кружка - Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский, выпускник Царскосельского лицея и Петербургского университета, крестник самого Александра I – служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. Вокруг него сплотились единомышленники, среди которых были чиновники, учителя, студенты, художники, музыканты, офицеры, в том числе молодой писатель – Федор Михайлович Достоевский. Участники кружка встречались по пятницам в доме Петрашевского, в районе современной площади Тургенева. Собрания начинались в десятом часу вечера и продолжались обыкновенно часов до двух или трех ночи. Кончались «пятницы» небогатым ужином с «кислым-прекислым» вином.
Постепенно квартира Петрашевского превратилась в политический клуб. Петрашевцы горячо спорили на самые злободневные темы внутренней жизни России; обсуждали проекты освобождения крестьян, введения открытого судопроизводства, свободу печати и необходимость замены самодержавия республикой. «Мы, – заявлял Петрашевский, – осудили на смерть настоящий быт общественный, надо приговор нам исполнить». Осуществить свои планы петрашевцам не удалось. Подкупленный жандармами студент-провокатор донес поименный состав участников кружка в Третье отделение – орган политического сыска и следствия, созданный Николаем I.
В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года большинство членов кружка было арестовано и заключено в Петропавловскую крепость. Несмотря на явную слабость улик, суд признал подсудимых виновными в «злоумышленном намерении произвести переворот в общественном быте России» и приговорил 15 человек к расстрелу и еще пятерых к разным срокам каторги. Николай I на приговоре собственноручно написал: «Быть по сему». В списке лиц, намеченных к аресту, фамилия Достоевского была отмечена особо, около нее была сделана пометка, подчеркнутая красным карандашом: «Один из важнейших».
Через восемь месяцев пребывания в Петропавловской крепости, 22 декабря 1842 года петрашевцев доставили сюда, на Семеновский плац. Нетрудно мысленно восстановить внешний вид площади: все было приготовлено для казни – обтянутый черной материей, высился эшафот, рядом – врытые в землю серые столбы, в окружении – шеренги войск и толпы народа. В тот день в Петербурге было морозно, температура опустилась ниже двадцати градусов, только что взошедшее зимнее солнце большим красным шаром блистало на горизонте. Землю покрывал свежевыпавший снег. После долгих месяцев одиночного заключения в казематах Петропавловской крепости лица арестантов были худые, замученные, бледные. Около получаса каждому в отдельности читали смертный приговор. Стоявшие с обнаженными головами петрашевцы изнемогали от холода. «Мы выслушали наш приговор без малейшего раскаяния, – вспоминал Достоевский. – В ту минуту большинство из нас почло бы за бесчестье отречься от своих убеждений».
Началась подготовка к казни: на осужденных надевали саваны – белые балахоны и колпаки. Первых трех петрашевцев солдаты свели с эшафота к столбам. В пятнадцати шагах от столбов выстроились в линию стрелки. Прозвучала команда, и солдаты направили ружья в осужденных. Впоследствии Достоевский рассказывал: «Я был во второй очереди, и жить мне оставалось не более минуты…». Томительное ожидание продолжалось полминуты. Внезапно к месту казни подъехал адъютант с известием о монаршей милости: вместо расстрела – каторжные работы и солдатская служба. Достоевский был приговорен к четырем годам каторги в Омском остроге в Сибири и к неограниченному сроку службы рядовым в дисциплинарном батальоне.
Его имя было внесено в список государственных преступников, он содержался в остроге «без всякого снисхождения»: четыре года носил кандалы, в них работал, в них спал. На каторге судьба свела Достоевского с уголовниками, грабителями и убийцами. Однако вскоре писатель разглядел в своих соседях по камере бывших крепостных крестьян и солдат, на человеческие качества которых не лучшим образом повлияли условия тюремной жизни.
Достоевский на себе испытал силу накопившейся веками ненависти народа к дворянам. Ему стало казаться, что дело, за которое он пострадал, не нужно «народу». Тогда же обострилась его нервозность, окончательно определилась эпилепсия. Все это способствовало перелому в писателе: он сосредоточился на религиозном чувстве, видя в нем средство единения с «народом». В его письмах начинают все сильнее звучать мысли о христианской любви, всепрощении, покорности: «…несчастны только злые. Мне кажется, что счастье – в светлом взгляде на жизнь и в безупречности сердца, не во внешнем».
Вероятно, эти мысли зародились у него уже в морозное декабрьское утро 1849 года, которое Достоевский помнил всю жизнь. Пережитое на Семеновском плацу он сообщает читателю через князя Мышкина в романе «Идиот». Князь Мышкин повествует о переживаниях приговоренного к смерти: «Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие, оторваться не мог от лучей: ему казалось, что эти лучи – его новая природа, что он чрез три минуты как-нибудь сольется с ними…». Тогда, стоя на эшафоте и ожидая смерти, Достоевский мог видеть купола Введенского храма на Загородном проспекте. Того самого, который был снесен в 30-х годах.
По Гороховой улице мы направимся к Фонтанке. Гороховая улица – одна из первых в Петербурге. В 1730-х годах три просеки наметили направление роста будущего города от Адмиралтейства вглубь лесистых берегов Невы. Впоследствии эти просеки преобразились в Вознесенский проспект, Гороховую улицу и Невский проспект. Однако Гороховая улица, служившая центральным лучом, так и осталось захолустной, что заметно даже сегодня. Да и название у нее не лишено оттенка провинциальности, хотя и обязано вовсе не бобовой культуре, а некоему Горохову, имевшему здесь домовладение. Интересно, что в 19 и в начале 20 века у филеров, агентов «наружного наблюдения» Охранного отделения, располагавшегося в самом начале Гороховой улицы, существовала забавная кличка - «гороховое пальто». И Гороховая улица, и Фонтанка, которую улица пересекает по Семеновскому мосту, имеют к творчеству писателя непосредственное отношение.
-----
Пережив каторгу и солдатскую службу в Семипалатинске, в самом конце 1859 года, то есть почти спустя 10 лет, Достоевский возвращается в Петербург. Наблюдения и замыслы, накопленные в заключении, легли в основу его нового романа – «Записки из Мертвого дома», повествующего о жизни на каторге. В завершении книги он написал: «Сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром!…Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно». Передовая демократическая часть общества приняла «Записки из мертвого дома» как обвинение самодержавию и крепостническому строю.
Каторга не изменила представлений Достоевского, но он утратил веру в революционные методы борьбы: он считал необходимым строить новые общественные отношения на основе союза людей образованного круга с простым народом, проявившим истинно христианское смирение. Эта новая идея проявлялась в его последующих произведениях. В остальном Федор Михайлович сохранял прежний стиль: мы встречаем героев в излюбленных для писателя местах Петербурга. Достоевский не только разворачивает жизненные истории на фоне Петербурга, но и вводит в свои книги город как самостоятельный персонаж, влияющий на настроения и поступки героев.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петербург Достоевского"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Л. Майорова
Читает: О. Кравчук

Санкт-Петербург - не только город дворцов и особняков. Совсем рядом живет "другой Петербург" - Петербург перекрестков и переулков, узких каналов и живописных мостов, доходных домов и дворов-"колодцев". Великий Достоевский сделал город самостоятельным героем своих книг, создав феномен "Петербурга Достоевского". Экскурсия знакомит как с местами, связанными с ключевыми событиями в жизни Достоевского, так и с городскими объектами, послужившими материалом для образа "самого умышленного города". Экскурсия по Петербургу Достоевского охватывает "Дом Раскольникова", "Дом-утюг", Столярный переулок, Кокушкин мост, Сенная площадь, Крюков и Екатерининский каналы и, конечно, Владимирская площадь не оставят равнодушными жителей и гостей Петербурга, кто интересуется творчеством великого писателя - Федора Михайловича Достоевского..


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Петергоф и Кронштадт: два города за один день

Эта поездка объединила культовые пригороды Санкт-Петербурга — резиденцию русских императоров Петергоф и город-порт Кронштадт. За один день вы насладитесь архитектурными шедеврами и фонтанами русского Версаля,

Автор: Филипп

От крыши к крыше в центре Петербурга

Программа-минимум в городе на Неве — увидеть его сверху! Со мной вы пройдете по системе крыш с видами на все

Автор: Алексей

Петербург с крыши

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Гуляй как петербуржец

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого — заглянете за парадные фасады петербургских старинных жилых

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

На автобусе и теплоходе по ночному Петербургу

На экскурсии вы почувствуете волшебство петербургской ночи и увидите культовые достопримечательности: Исаакиевскую площадь, крейсер «Аврора», Дом Зингера, Фонтанку с Чижиком-Пыжиком

Автор: Ирина

Покорить крыши Петербурга

Чтобы по-настоящему понять и рассмотреть устройство Петербурга, нужно забраться на его легендарные крыши. На прогулке вы откроете для себя город с новой стороны: увидите знаменитый

Автор: Данил

Дворцы, великолепный парк и фонтаны Петергофа

Гармоничные нордические пейзажи, журчание водных струй и барочная архитектура — всё это Петергоф. Парадная резиденция, расположившись на берегу Финского залива, недаром манит путешественников

Автор: Ирина

Большая обзорная экскурсия с посещением Петропавловской крепости

За 5 часов прошлое города и его облик сложатся для вас в понятную картину. На фоне Невского проспекта, Исаакиевского и

Автор: Филипп

Неформальный Петербург

Вместо стандартных достопримечательностей на моей экскурсии вы увидите Петербург ярких дворов-колодцев и арт-мест, нетипичных баров с историей и художественных мастерских. А вместо классических фактов о Северной столице

Автор: Сергей

Секретный Петербург: прогулка с фотографом

Если вы хотите увезти из Санкт-Петербурга не только воспоминания, но и чудесные фотографии, приглашаю вместе прогуляться по этому таинственному и прекрасному городу. Я проведу вас по мощеным улицам, наполненным

Автор: Арсений и Оля

Открыть Петербург детям!

Познакомить детей с великолепным Санкт-Петербургом — задача ответственная. Я с радостью помогу вам решить ее, рассказывая ребятам об истории города

Автор: Анастасия

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Путешествие по проходным дворам Санкт-Петербурга

Проходные дворы – это портал в другой, нетуристический Питер. Прогулка по ним позволит вам почувствовать дух города, а я расскажу

Автор: Илья

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина