Семеновский мост. Фонтанка

Место, в котором мы оказались, является одной из лучших иллюстраций к петербургским произведениям Достоевского. Уходящая в самое сердце города Гороховая улица, река Фонтанка и существующий с первых десятилетий основания Петербурга Семеновский мост. Сначала мост был деревянный, потом, в 1788 году, его заменили на каменный с разводным средним пролетом. На нем возвышались четыре башни с подъемными механизмами. Внешний вид «фонтанных мостов» напоминал и о том, что в то время по Фонтанке проходила граница молодого города. Всего мостов было 7, в первозданном виде сохранилось только два – мост Ломоносова (бывший Чернышёв) и Старо-Калинкин.
Здесь, на Семёновском мосту, есть уникальная возможность вернуться в прошлое, и увидеть, каким застал это место молодой Достоевский. Вверх по течению виден мост Ломоносова с теми самыми романтическими башнями. Правда, после своего возвращения из ссылки в 1859 году Федор Михайлович застал мост уже другим – старый каменный был разобран, башни исчезли, на прежних устоях появился новый металлический мост. Это было технологическим новшеством.
Фонтанка всегда была второй после Невы рекой Петербурга. Она вытекает из Невы в районе Летнего сада и снова впадает в нее уже вблизи устья. Фонтанка была важной транспортной артерией. Вместо современных экскурсионных теплоходов, здесь можно было встретить все, что способно было плавать: от утлых лодок до груженых барж.
Вдоль Фонтанки можно обнаружить как маршруты героев Достоевского, так и места, связанные с личной жизнью самого писателя. Если вглядеться в простор реки вниз по течению, то есть по левую сторону от направления маршрута, то мы увидим Троице-Измайловский собор. Собор и Измайловский мост, расположенный рядом, сохранили в названии память о лейб-гвардии Измайловском полку, расквартированном так же, как и известный нам Семеновский, на левом берегу Фонтанки. В Троице-Измайловском соборе Достоевский венчался со второй женой – Анной Сниткиной, а недалеко от собора он жил некоторое время после возвращения из ссылки. Тогда одновременно с «Записками из Мертвого дома» он писал роман «Униженные и оскорбленные», где по-прежнему звучала тема «маленьких людей», существующих на фоне столичного богатого города Санкт-Петербурга. Достоевский точно называет проспекты, улицы, переулки, и, конечно, мосты, где разворачивается действие: Исаакиевская площадь, Васильевский остров и Фонтанка.
В районе Измайловского моста на Фонтанке сосредоточено и действие повести «Двойник», которая подобно «Бедным людям» во многом связана с поэтикой гоголевских петербургских повестей. Главная тема – достоинство и право на счастье представителя низшей чиновничьей группы – титулярного советника Голядкина. К Гоголю восходит и метод образования имен и фамилий героев со скрытым значением: Голядкин от «голяда, голядка», что значит: голь, нищета. Несмотря на то, что Голядкин задавлен обществом, живет в мире несправедливости и унижений, он обладает амбициями: сознание своих человеческих прав вызывает у него болезненную обидчивость и мнительность.
Эти мотивы получают развитие в истории помешательства чиновника Голядкина. Постепенно, под влиянием потрясений, пережитых в течение дня бесчисленных разочарований, у героя рождается мания преследования, в результате чего из его сознания возникает гротескный, отталкивающий образ издевающегося над ним двойника. Идея столкновения героя со своим фантастическим «двойником» имела место и в повести Гоголя «Нос».
У Достоевского это мистическое событие происходит на Фонтанке холодной ноябрьской петербургской ночью. Водная стихия Петербурга усиливает мрачный фантастический колорит города и его влияние на героя: «…господин Голядкин, вне себя, выбежал на набережную Фонтанки… Ночь была ужасная, ноябрьская, мокрая, туманная, дождливая, снежливая, чреватая флюсами, насморками, лихорадками, жабами, горячками всех возможных родов и сортов – одним словом, всеми дарами петербургского ноября. Ветер выл в опустелых улицах, вздымая выше колец черную воду Фонтанки и задорно потрогивая тощие фонари набережной, которые в свою очередь вторили его завываниям тоненьким, пронзительным скрипом, что составляло бесконечный, пискливый, дребезжащий концерт, весьма знакомый каждому петербургскому жителю. Шел дождь и снег разом. Ни души не было ни вблизи, ни вдали, да казалось, что и быть не могло в такую пору и в такую погоду».
Мы видим городской пейзаж сквозь восприятие героев, город помогает понять их настроения и чувства. Другой герой Достоевского – Макар Девушкин так описывает свою вечернюю прогулку по Фонтанке: «Вечер был такой темный, сырой… Народу ходила бездна по набережной, и народ-то как нарочно был с такими страшными, уныние наводящими лицами, пьяные мужики, курносые бабы-чухонки, …извозчики…; какой-нибудь слесарский ученик в полосатом халате, испитой, чахлый, с лицом, выкупанным в копченом масле… Мокрый гранит под ногами, по бокам дома высокие, черные, закоптелые; под ногами туман, над головой тоже туман. Такой грустный… был вечер сегодня».
Макар Девушкин видит Петербург мрачным, грязным; «бездна» барок на Фонтанке, бывшей тогда судоходным каналом, разношерстная масса бедных людей наводит на него уныние и тоску. Чувства Девушкина усугубляет сознание неоднородности Петербурга, он знает, что в городе есть и другая жизнь. «Когда я поворотил в Гороховую, – рассказывает он, – так уж смерклось совсем и газ зажигать стали…Шумная улица! Какие лавки, магазины богатые; все так и блестит и горит, материя, цветы под стеклами, разные шляпки с лентами. Подумаешь, что это все так, для красы разложено – так нет же: ведь есть люди, что все это покупают и своим женам дарят. Богатая улица! Немецких булочников очень много живет в Гороховой; тоже, должно быть, народ весьма достаточный. Сколько карет поминутно ездит; как это все мостовая выносит! Пышные экипажи такие, стекла, как зеркало, внутри бархат и шелк; лакеи дворянские, в эполетах, при шпаге. Я во все кареты заглядывал, все дамы сидят, такие разодетые, может быть и княжны и графини. Верно, час был такой, что все на балы и в собрания спешили».
Резкие социальные контрасты возникают, когда Девушкин поворачивает с набережной Фонтанки на Гороховую улицу. Многие кварталы в районе Фонтанки тогда плотно застраивались многоэтажными домами, где на чердаках и в подвалах ютились бедные жители столицы, а на Гороховой улице, особенно ближе к центру города, частично сохранялась прежняя застройка, владельцами которой были зажиточные слои населения Санкт-Петербурга. Неравномерное развитие города было вызвано ростом капиталистических отношений, повлекших значительные перемены в Петербурге, о которых мы поговорим, начав движение к району города, наиболее насыщенному адресами «Петербурга Достоевского».
-----
В середине XIX века архитектурный облик города ощутимо менялся: постройка новых зданий в Петербурге производилась с невероятной быстротою. «Кто не побывает в течение года в некоторых частях города, тот с трудом их узнает… – писала газета «Северная пчела». – У нас так проворно строят, что иностранцы видят и не верят глазам своим». Тоже отмечали и в «Описании Санкт-Петербурга» за 1839 год: «Едва только положат фундамент, как через пять месяцев делается уже огромный каменный дом, в три и более этажей, в котором на другой год все комнаты, от чердака до уголка дворника, наполняются постояльцами».
Изменение облика Петербурга определялось не только количественным ростом застройки, но и теми изменениями, которые произошли и в типологии зданий, и в творческом методе архитекторов. Подавляющее большинство построек составляли доходные дома. Заметим, что в дореволюционной России так же, как сегодня во многих странах Европы, не было понятия собственности квартиры. В личном владении мог находиться только дом, а его, в свою очередь, могли построить только состоятельные люди.
Но существовали доходные дома – многоквартирные здания с квартирами, сдаваемыми внаем. Они появились в Петербурге еще в 18 веке, а с середины XIX века при стремительном росте населения столицы составляли уже большинство вновь возведенных строений. Это было закономерно: только такой тип зданий мог обеспечить разрастающийся город достаточным количеством жилых помещений, размещенных на сравнительно небольших земельных участках. Сдача квартир внаем приносила домовладельцам огромные прибыли и делала невыносимой жизнь «маленьких людей».
Герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин жил в доме, расположенном где-то вблизи Фонтанки. В этом доходном доме, как и бывало обычно, две лестницы. Одна парадная – для состоятельных людей – «чистая, светлая, широкая, все чугун да красное дерево». Иначе выглядела черная лестница, по которой Макар Алексеевич ежедневно поднимается в свою «комнату»: «винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны, и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичною скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной… одним словом, нехорошо».
Из писем Девушкина Вареньке, живущей напротив, мы узнаем об условиях жизни в квартире такого дома: «Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую все двери да двери, точно нумера, все так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое и по трое. Порядку не спрашивайте – Ноев ковчег!...». Воздух в этом жилье такой, что в нем даже птички не живут: «У нас чижики так и мрут. Мичман уже пятого покупает, – не живут в нашем воздухе, да и только. Кухня у нас большая, обширная, светлая. Правда, по утрам чадно немного, когда рыбу или говядину жарят, да и нальют, намочат везде, зато уж вечером рай. В кухне у нас на веревках всегда белье висит старое; а так как моя комната недалеко, то есть почти примыкает к кухне, то запах от белья меня беспокоит немного; но ничего: поживешь и попривыкнешь». Свой угол в чадной кухне за перегородкой Макар Алексеевич из самолюбия называет своей комнатой. Таковы были условия жизни городской бедноты.
Другая жизнь – спокойная и размеренная – протекала в домах на Гороховой улице ближе к центру. Не случайно Достоевский в романе «Идиот» поселяет на этой улице потомственного гражданина Рогожина. Отыскивая его дом, князь Мышкин, так же, как и мы, шел со стороны Загородного проспекта по Гороховой по направлению к Садовой улице, не доходя до которой почувствовал близость к дому Рогожина. За три дома до Садовой по правую руку от князя мог оказаться дом № 38. Попробуем рассмотреть его, так ли это?
У Достоевского «дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого…Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками... В этих домах проживают почти исключительно одни торговые». 38-й дом по Гороховой улице, на вид старый и прочный, всего в три этажа, и фасад без особенных украшений, в центре его – подворотня, он не имеет только редких окон на фасаде, но, в основном, похож на рогожинский. Внешности дома Рогожина Достоевский придавал особое значение: здание дополняло характеристику персонажа. Интересно, что Достоевский, говоря о доме, также отмечает стремительные перемены в городе: «…Некоторые, очень впрочем немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены».
Правда, на Гороховой улице можно найти и другие дома, похожие на дом потомственного гражданина Рогожина. На нашем пути еще не раз встретятся такие петербургские загадки писателя, мы еще не раз убедимся в обманчивости топографической точности его описаний. Произведения Достоевского неотделимы от города, он знакомит читателя с жизнью петербургских улиц, создает целый ряд городских типов, углубляя социальное звучание своих произведений. Это нищие, беспризорные, шарманщики, «павшие» девушки, ростовщики, чиновники. Петербург проявляет себя по отношению к этим «маленьким людям» как беспощадная враждебная сила и как активно действующее лицо, влияющее на их судьбы. Впоследствии это явление получит особое название «Петербург Достоевского».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петербург Достоевского"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Л. Майорова
Читает: О. Кравчук

Санкт-Петербург - не только город дворцов и особняков. Совсем рядом живет "другой Петербург" - Петербург перекрестков и переулков, узких каналов и живописных мостов, доходных домов и дворов-"колодцев". Великий Достоевский сделал город самостоятельным героем своих книг, создав феномен "Петербурга Достоевского". Экскурсия знакомит как с местами, связанными с ключевыми событиями в жизни Достоевского, так и с городскими объектами, послужившими материалом для образа "самого умышленного города". Экскурсия по Петербургу Достоевского охватывает "Дом Раскольникова", "Дом-утюг", Столярный переулок, Кокушкин мост, Сенная площадь, Крюков и Екатерининский каналы и, конечно, Владимирская площадь не оставят равнодушными жителей и гостей Петербурга, кто интересуется творчеством великого писателя - Федора Михайловича Достоевского..


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Покорить крыши Петербурга

Чтобы по-настоящему понять и рассмотреть устройство Петербурга, нужно забраться на его легендарные крыши. На прогулке вы откроете для себя город

Автор: Данил

Ленинградские коммуналки — снаружи и изнутри

Ленинградские коммуналки — отдельный культурный феномен, с которым стоит познакомиться всем исследователям Петербурга. Вы проникнете в коммунальную квартиру с дореволюционной планировкой, сохранившимися деталями интерьера и лепниной,

Автор: Иван

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и ещё хранящим обаяние атмосферы прошлого — заглянете за парадные фасады петербургских старинных жилых

Автор: Алексей

Секретный Петербург: прогулка с фотографом

Если вы хотите увезти из Санкт-Петербурга не только воспоминания, но и чудесные фотографии, приглашаю вместе прогуляться по этому таинственному и прекрасному городу. Я проведу вас по мощеным улицам, наполненным

Автор: Арсений и Оля

Гуляй как петербуржец

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Шедевры Эрмитажа и обзорная экскурсия по городу

Стоящий в одном ряду с Лувром, Метрополитен-музеем и Британским, Эрмитаж обладает великолепной коллекцией, насчитывающей более 3 000 000 экспонатов. На экскурсии вы осмотрите главные залы, галереи и павильоны, где

Автор: Ирина

Фотосессия и экскурсия в Петербургской академии художеств

Эта прогулка — уникальная возможность увидеть изнутри художественный мир Петербурга и получить не только глубокие эмоции, но и атмосферные снимки журнального качества. Гид-фотограф проведёт вас

Автор: Арсений и Оля

Тайны и призраки Северной столицы

За трёхсотлетнюю биографию наш город «собрал» множество таинственных загадок и загадочных тайн. Самые яркие из таких сюжетов ждут на вечерней

Автор: Ирина

Фотосессия на питерской крыше!

Этот час станет для вас чудесным воспоминанием о Петербурге, подарив и эмоции, и лучшие из возможных сувениров. С высоты крыш

Автор: Арсений и Оля