Казначейская улица

Мы находимся на бывшей Малой Мещанской улице. В 1882 году, спустя год после смерти Достоевского, в связи с появлением на ней губернского казначейства, она получила свое современное название. С переименованием характер улицы не изменился, выглядела она по-прежнему: грязноватая, густо населенная петербургским людом третьей руки. Жители этой улицы стали прототипами литературных героев Достоевского. Подлинность их изображения не вызывает сомнений, так как писатель имел возможность наблюдать жизнь простого люда этого района в течение почти 7 лет. С сентября 1861 года по февраль 1867 он сменил на этой улице три квартиры.
Первый его адрес – Малая Мещанская, дом 1. В этом угловом доме, выходящем на канал Грибоедова, Достоевский поселился спустя год после возвращения из ссылки. За время его десятилетнего отсутствия в литературном мире Петербурга многое изменилось. Это было связано с тем, что в обществе активно обсуждалась противоречивая жизнь пореформенной России. Настоящие баталии между писателями разворачивались на страницах периодической печати, и поэтому особенно важную роль стала играть журналистика.
Чтобы иметь возможность высказывать свою точку зрения, Достоевский, заручившись поддержкой брата, начал издание ежемесячного журнала с характерным названием «Время». Редакция журнала помещалась в квартире Михаила Михайловича Достоевского – брата писателя, на Малой Мещанской, в доме 1. Чтобы жить поближе к редакции, Федор Михайлович в сентябре 1861 года поселяется в этом же доме, на втором этаже. Официальным редактором был Михаил Достоевский, главой журнала, его идейным руководителем – Федор.
Чтобы завоевать внимание читателей, он привлекал в журнал все ведущие литературные силы того времени, публиковал и свои будущие шедевры – начало романа «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома». Из-за недоразумения с цензурой весной 1863 года журнал «Время» был закрыт. И только через год Достоевский приступил к изданию нового журнала – «Эпоха». И адрес его тогда уже был иным – Малая Мещанская, дом №9, принадлежавший Евреинову. Он прожил в нем всего один апрельский месяц 1864 года.
Этот год стал для писателя роковым: он потерял сразу нескольких близких ему людей. В апреле в Москве от чахотки скончалась первая жена Достоевского – Мария Дмитриевна Исаева. Через несколько месяцев летом в Павловске внезапно умер самый дорогой для Достоевского человек – брат Михаил. Горечь утраты нарушила душевный покой писателя, в одном из писем того времени он признается «…стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась надвое». Духовные переживания усугублялись материальными проблемами: на писателя тяжелым бременем легли долги брата, содержание его семьи и воспитание пасынка.
К этому времени Достоевский снимал квартиру уже на другом углу Малой Мещанской и Столярного переулка, в доме под номером 7. Мемуары второй жены писателя Анны Григорьевны Достоевской помогают нам представить это здание таким, каким оно было в середине XIX века, по ее воспоминаниям «дом был большой, со множеством мелких квартир, населенный купцами и ремесленниками. … Кабинет Федора Михайловича представлял собою большую комнату в два окна… производившую тяжелое впечатление: в ней было сумрачно и безмолвно; чувствовалась какая-то подавленность от этого сумрака и тишины». Бывшая квартира Федора Михайловича Достоевского находится на втором этаже над воротами и сегодня значится под номером 11.
В этом доме, принадлежавшем купцу Олонкину, Федор Достоевский прожил до февраля 1867 года. Купец Олонкин почитал в нем великого трудолюбца и старался не беспокоить писателя напоминаниями о квартирной плате. Такая деликатность импонировала Достоевскому, особенно в те трудные для него годы. Кроме родных он потерял и друга: ушел из жизни ведущий сотрудник журнала «Эпоха» – Аполлон Григорьев. На плечи Федора Михайловича легли заботы по изданию журнала. Он один возился с авторами, с цензурой, просиживал над статьями до шести часов утра, спал по пять часов в сутки. Журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки вынудило писателя прекратить издание.
Вскоре, в июле 1865 года, Федор Михайлович Достоевский отправился за границу, где пробыл до осени. Из Висбадена он писал: «Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша. Сюжет задуманной повести расширился и разбогател». Достоевский имел в виду роман «Преступление и наказание». Он попросил друзей «запродать» в журнал задуманную повесть, но журналы один за другим отказались «купить» произведение, которому было суждено стать одним из шедевров мировой литературы.
Поздней осенью писатель вернулся в Петербург. Кредиторы осаждали его, угрожая долговым отделением. Работу Достоевский отправлял заказчикам кусками, спешка не оставляла времени для тщательной отделки произведений, это отрицательно действовало на его здоровье, он сам отмечал, что стал нервным, раздражительным. Работа изнуряла его: «Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу. Тургенев бы умер от одной мысли». Деньги, полученные за работу, тут же раздавались кредиторам и многочисленным родственникам, иногда доходило до того, что зимою Достоевский по пять-шесть раз отдавал в залог шубу.
В 1866 году он оказался в безвыходном положении. Необходимо было срочно достать три тысячи рублей и расплатиться с долгами. Свою корыстную помощь ему предложил издатель Стелловский. Он получил право на издание полного собрания сочинений писателя и доход с этого издания. Также Достоевский обязался в очень короткий срок создать новый роман, доход от которого также шел Стелловскому. В случае нарушения договора Стелловский приобретал право на издание не только всех существующих произведений Достоевского, но и тех, которые были бы созданы им в будущем. Друзья посоветовали писателю воспользоваться помощью стенографистки. Тогда в этот дом к нему впервые пришла ученица стенографических курсов, девятнадцатилетняя Анна Григорьевна Сниткина.
Писатель произвел на нее тяжелое впечатление: «…Я видела перед собой человека страшно несчастного, убитого, замученного. Он имел вид человека, у которого сегодня-вчера умер кто-либо из близких сердцу, человека, которого поразила какая-нибудь страшная беда…». Достоевский находился в сильном нервном напряжении из-за договора и объема работы. Трудился своеобразно: большую часть делал ночью. Часу в двенадцатом, когда все затихало, Достоевский оставался один и, попивая из почти холодного самовара крепкий чай, выкуривая одну папиросу за другой, писал. Он создавал своеобразный «сценарий», а утром диктовал текст произведения своей юной помощнице. Дома Анна Григорьевна Сниткина расшифровывала свои записи и наутро читала их писателю.
В новом романе он рассказывал о губительной, растлевающей силе денег. Анна Григорьевна позднее вспоминала, что симпатии Федора Михайловича были целиком на стороне «игрока»: он «уверял, что можно обладать сильным характером, …тем не менее не иметь сил побороть в себе страсть к игре на рулетке». Переживания игрока Достоевскому были хорошо знакомы: десять лет он сам был одержим этой страстью. Работа с помощью стенографистки помогла Достоевскому совершить писательский подвиг: за двадцать шесть дней он создал роман «Игрок».
К концу совместной работы Достоевский понял, что не может жить без Анны Григорьевны. В этом доме 8 ноября 1866 года Федор Михайлович попросил Сниткину стать его женой и получил согласие. С Анной Григорьевной писатель прожил четырнадцать лет. Это был наиболее плодотворный период в его работе. Жена заботилась о его здоровье, оберегала от денежных расчетов, кредиторов и помогала в писательской работе. Одним из самых известных совместных трудов стал бессмертный роман «Преступление и наказание», последние главы которого Достоевский продиктовал в этом же доме. Позднее он водил Анну Григорьевну по городу и показывал места, где происходят события жизни его героев. Один из самых знаменитых адресов романа «Преступление и наказание» нас ожидает на следующем перекрестке.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петербург Достоевского"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Л. Майорова
Читает: О. Кравчук

Санкт-Петербург - не только город дворцов и особняков. Совсем рядом живет "другой Петербург" - Петербург перекрестков и переулков, узких каналов и живописных мостов, доходных домов и дворов-"колодцев". Великий Достоевский сделал город самостоятельным героем своих книг, создав феномен "Петербурга Достоевского". Экскурсия знакомит как с местами, связанными с ключевыми событиями в жизни Достоевского, так и с городскими объектами, послужившими материалом для образа "самого умышленного города". Экскурсия по Петербургу Достоевского охватывает "Дом Раскольникова", "Дом-утюг", Столярный переулок, Кокушкин мост, Сенная площадь, Крюков и Екатерининский каналы и, конечно, Владимирская площадь не оставят равнодушными жителей и гостей Петербурга, кто интересуется творчеством великого писателя - Федора Михайловича Достоевского..


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Петергоф и Кронштадт: два города за один день

Эта поездка объединила культовые пригороды Санкт-Петербурга — резиденцию русских императоров Петергоф и город-порт Кронштадт. За один день вы насладитесь архитектурными шедеврами и фонтанами русского Версаля,

Автор: Филипп

От крыши к крыше в центре Петербурга

Программа-минимум в городе на Неве — увидеть его сверху! Со мной вы пройдете по системе крыш с видами на все

Автор: Алексей

Петербург с крыши

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Гуляй как петербуржец

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого — заглянете за парадные фасады петербургских старинных жилых

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

На автобусе и теплоходе по ночному Петербургу

На экскурсии вы почувствуете волшебство петербургской ночи и увидите культовые достопримечательности: Исаакиевскую площадь, крейсер «Аврора», Дом Зингера, Фонтанку с Чижиком-Пыжиком

Автор: Ирина

Покорить крыши Петербурга

Чтобы по-настоящему понять и рассмотреть устройство Петербурга, нужно забраться на его легендарные крыши. На прогулке вы откроете для себя город с новой стороны: увидите знаменитый

Автор: Данил

Дворцы, великолепный парк и фонтаны Петергофа

Гармоничные нордические пейзажи, журчание водных струй и барочная архитектура — всё это Петергоф. Парадная резиденция, расположившись на берегу Финского залива, недаром манит путешественников

Автор: Ирина

Большая обзорная экскурсия с посещением Петропавловской крепости

За 5 часов прошлое города и его облик сложатся для вас в понятную картину. На фоне Невского проспекта, Исаакиевского и

Автор: Филипп

Неформальный Петербург

Вместо стандартных достопримечательностей на моей экскурсии вы увидите Петербург ярких дворов-колодцев и арт-мест, нетипичных баров с историей и художественных мастерских. А вместо классических фактов о Северной столице

Автор: Сергей

Секретный Петербург: прогулка с фотографом

Если вы хотите увезти из Санкт-Петербурга не только воспоминания, но и чудесные фотографии, приглашаю вместе прогуляться по этому таинственному и прекрасному городу. Я проведу вас по мощеным улицам, наполненным

Автор: Арсений и Оля

Открыть Петербург детям!

Познакомить детей с великолепным Санкт-Петербургом — задача ответственная. Я с радостью помогу вам решить ее, рассказывая ребятам об истории города

Автор: Анастасия

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Путешествие по проходным дворам Санкт-Петербурга

Проходные дворы – это портал в другой, нетуристический Питер. Прогулка по ним позволит вам почувствовать дух города, а я расскажу

Автор: Илья

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина