Катькин сад

Мы остановились у места, известного всему Петербургу как «Катькин сад» (точное название – Екатерининский сквер). И действительно, за редкими деревьями виден памятник, похожий то ли на гигантский колокольчик, то ли на печать с резной рукояткой. На пьедестале Екатерина II, которая сама себя «второй» не считала, предпочитая быть просто Великой. А уж если и Второй, то после Петра I, а не трофейной Марты Скавронской, ставшей Екатериной I.
Мужа Екатерина Великая и вовсе не признавала. Петр III, на ее взгляд, в цари не годился, был он зверски и довольно бесцеремонно убит, а бывшая немецкая принцесса взошла на российский престол, в общем-то, без всяких на то прав. Права на протяжении четверти века (а именно столько в среднем и правили в России цари, если их не торопили на тот свет недоброжелатели) ей обеспечивали фавориты, жадные и щедрые, образованные и едва знающие грамоту. Идею такого способа царствования удачно воплотил в памятнике художник Микешин в соавторстве со скульпторами Опекушиным и Чижовым. Открыт был памятник в 1873 году. С его осмотра мы и начнем, поэтому можем углубиться в сквер и подойти к памятнику поближе.
Богатая городская мифология памятника связана в основном с распутным характером царицы. Место и направление едва уловимого движения владычицы было истолковано почти сразу после его установки. «Двигалась» она в сторону Малой Садовой, излюбленного места питерских девиц легкого поведения. Позади без внимания оставался Александринский театр, по боку – Публичная библиотека. Да и подаренный Потемкину Аничков дворец вроде как получался, что называется, «в тему».
Есть у памятника и более грубый подтекст: якобы каждый из фаворитов (за исключением, разумеется, Екатерины Дашковой, единственной дамы) в ответ на поднятый Екатериной скипетр-эталон показывает размер своего мужского достоинства. Правда это или нет, но в наблюдательности острословам не откажешь. Особенно красноречив беспомощный жест старика-Державина, разводящего руками.
Как памятник уцелел в советское время – не очень понятно. Возможно, потому, что Опекушин был автором канонического образа Пушкина. Возможно, и потому, что памятник оказался очень органично вписанным в ансамбль окружающих зданий. Как бы там ни было, но сквер, вокруг которого традиционно собирались питерские художники, - настолько же неотъемлемая часть Невского, как и Адмиралтейский шпиль.
За памятником находится Александринский театр – творение Росси. Он задумал связать в единый ансамбль две площади. Первая – та, на которой мы находимся, она ограничена Невским проспектом, Аничковым садом (слева), зданием Публичной библиотеки (справа) и театром. Ко второй площади, Ломоносовской, ведет улица, начинающаяся сразу за театром и носящая ныне имя зодчего Росси. Улица эта, как и театр, является образцом высокого петербургского классицизма, в котором до совершенства доведены строгость форм и исключительность пропорций: ширина улицы равна высоте зданий и в десять раз меньше ее длины – 220 метров.
В 1828-1832 годах Росси возвел здание Александринского театра. Имя театр получил от императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, которой ему хотелось сделать приятно. Имя прижилось, даже когда в советское время ему присвоили имя Пушкина, горожане его по-прежнему называли Александринкой. Николай любил театр и частенько заглядывал за кулисы пообщаться с артистами. Однажды он попросил талантливого актера Александра Мартынова изобразить его самого. После уговоров Мартынов преобразил-ся, встал в любимую позу Николая, заложив большой палец за нижнюю пуговицу, и голосом царя приказал находившемуся тут же министру финансов: «Волконский, дать Мартынову тысячу рублей за его ревностно-усердную службу». Окончание у этой истории типично для всех николаевских анекдотов – все оторопели, а император повел себя по-царски и приказал Волконскому немедля исполнить «свой» указ.
Сейчас трудно сказать, адекватно ли оценивался труд Карла Росси, решительно перекроившего лоскутный Петербург в гигантские ансамбли. Желая от себя отблагодарить зодчего, дирекция вновь построенного театра выделила Росси в пожизненное пользование бесплатное кресло на все спектакли. Росси, привыкший к любой проблеме подходить с размахом, потребовал от дирекции вместо кресла целую ложу. Архитектору было отказано, но Росси, не долго думая, пожаловался самому императору, и его жалоба была удовлетворена.
Но на этом препирательства с дирекцией не закончились. Испытывая к старости (а прожил Карл Иванович до 75 лет) затруднения, он попросил «монетизировать льготу» и выдавать ему денежную компенсацию за неиспользование ложи. Дирекция тут уже встала на дыбы, но Карл Иванович не растерялся и через своего агента стал приторговывать своим креслом. Архитектору было сделано решительное предупреждение.
Справа от нас находится здание Публичной библиотеки (Невский, 37), выходящее как на площадь, так и на Невский. Весь участок от Фонтанки до Садовой улицы принадлежал Аничкову дворцу, но уже в конце XVIII века архитектором Соколовым было построено здание для основанной в 1795 году библиотеки. Тогда здание занимало только угол Невского и Садовой и плавным спрямлением тупого угла можно будет полюбоваться в следующей точке маршрута.
Сейчас же самый удобный момент оценить размах зодчего Росси, который, как мы знаем, и создал ансамбль площади. В 1834 году он достроил новый корпус, выходящий на площадь с протяженным рядом 18 ионических колонн и двумя огромными читальными залами. Лучшими скульпторами того времени созданы статуи античных ученых, философов и поэтов, находящихся в глубине колоннады. Уже в начале XX века открылся и еще один корпус, следующий за россиевским. Архитектор Воротилов желал сохранить пропорции задуманной зодчим площади, и стоит признать, что ему это удалось.
Основой для создания библиотеки послужило собрание братьев Залусских, привезенное из Польши. С 1810 года каждый издатель должен был поставлять в библиотеку обязательный экземпляр. К середине XIX века в библиотеке были представлены 90% всех изданных в России на то время книг. Первым директором библиотеки был президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин, ученый и писатель. С библиотекой так или иначе связана деятельность всех российских ученых. Почти 40 лет здесь работал баснописец Иван Крылов.
В 1932 году библиотеке присвоили имя Салтыкова-Щедрина. Говорят, Сталин лично предложил ленинградским деятелям науки и искусства дать хранилищу книг имя какого-нибудь великого писателя. Насладившись нерешительностью интеллигентных людей – как-никак великий писатель в то время был один - после затянувшейся паузы, пыхнув трубкой, Иосиф Виссарионович с лукавой улыбкой сказал: «Все-таки Салтыков-Щедрин тоже великий писатель». Сейчас библиотека называется Российской национальной библиотекой и является крупнейшей в России по числу хранимых экземпляров книг и уникальных изданий.
Обратим теперь внимание на другую сторону Невского и посмотрим на гигантский ларец (Невский, 56) Елисеевского магазина.
Елисеевы были одними из самых богатых в России предпринимателей. Вышли они из ярославских крестьян, чье землячество в Петербурге славилось своей сплоченностью. Основателем династии стал Петр Елисеев, открытый им в 1813 году на Невском магазин нам еще встретится на пути. К началу XX века Елисеевы держали в столице несколько крупных магазинов, винные склады, водочный завод, кондитерскую фабрику. Внук Петра – Григорий Елисеев решил отметить 90-летие династии своеобразно – построив магазин, который бы поразил всех своим размахом.
Магазин действительно поразил, но купцов-миллионеров всегда обвиняли в безвкусице: дом Елисеева называли то «пирогом», то «тортом». Но это архитектурный вызов – напротив россиевского ансамбля Александринской площади, царского дворца, памятника императрице устроить огромный магазин с несерьезным театром на втором этаже!
Насчет обвинений в безвкусице Елисеев, кстати, подстраховался. В архитекторы был зазван один из лучших представителей питерского модерна – Гавриил Барановский. Он отличался архитектурной эрудицией. Достаточно сказать, что Барановский – автор буддийского храма в Санкт-Петербурге, возможно, самого северного в мире. Получив карт-бланш от Елисеева, архитектор нашел, что противопоставить таланту Росси – не став церемониться, он просто превратил фасад в гигантское окно. Благо железобетон, освоенный в то время питерскими зодчими, позволял перенести несущие функции со стен на узкие сверхпрочные столбы-пилоны. Кстати, сами пилоны в «Доме Елисеева» украшены аллегорическими фигурами Торговли, Промышленности, Науки и Искусства, указывавшими на внимание купца не только к славе и деньгам.
Чтобы довершить эпатаж, в 1913 году Елисеев решил отпраздновать уже столетие династии, на торжества было истрачено 100 тысяч рублей. Решительный в делах коммерческих, Григорий Григорьевич был решительным и в делах личных. Будучи женатым, он влюбился в молодую купчиху Веру Васильеву и решил жениться на ней. Жена Елисееву развода не дала, а позднее покончила жизнь самоубийством.
Вместо того, чтобы оплакивать старую жену, Елисеев женился на молодой (которая тоже, к слову, была замужем и с трудом получила развод). Пятеро сыновей по сути отказались от отца, который, как и положено русскому человеку в тяжелой ситуации, запил и от дел отошел. Через какое-то время он попытался вернуть свое положение, но момент был неподходящий: на дворе была Первая мировая, а в небе сгущались враждебные вихри революции. После 17-го года Елисеев покинул Петербург и вряд ли от этого потерял: в Париже он относительно благополучно прожил еще тридцать лет.
Поговаривали о некоей люстре, которая якобы висела в Елисеевском магазине при хозяине, а в смутные времена была промотана новыми властями. На самом деле достоверно известно, что елисеевской люстры не было. В советское время был сооружен гигантский светильник для подсветки касс, который был демонтирован. Открывшийся после долгого ремонта «Елисеевский» (он же Гастроном № 1) и сейчас поражает размахом в таком, казалось бы, нехитром деле, как торговля продуктами питания.
Как и все просвещенное купечество, Елисеев не был чужд искусству и всячески искал возможности покровительствовать ему. На втором этаже его дома был устроен театральный зал. Как бы в противоположность Александринскому театру, елисеевский всегда был несерьезным. До революции здесь размещался небольшой театр «Невский фарс», после революции – Театр музыкальной комедии. Его руководитель Михаил Ксендзовский сочетал в себе творческие порывы с криминальным талантом, чем и обязан был своему бесславному концу: в 1929 году за взятки его посадили на десять лет. Театр от этого ничего не потерял, здесь и сейчас после ремонта работает знаменитый Театр комедии. Полные скрытого смысла и бесконечных подтекстов, так жадно выискиваемых зрителями в эпоху глобальной цензуры, спектакли Евгения Шварца «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» впервые были поставлены здесь в годы руководства театром Николаем Акимовым. Его имя сейчас носит бывший елисеевский театр.
Слева от «Елисеевского» вглубь уходит Малая Садовая улица, одна из уютных пешеходных зон в историческом центре. Но есть в ее истории и мрачноватая страница. По Малой Садовой во время своих прогулок часто проезжал Александр II, которого члены группы «Народная воля» преследовали просто с маниакальной одержимостью. Семь покушений на него оказались неудачными, поэтому к подготовке очередного подходили основательно. Народовольцы арендовали лавку в доме, следующем за Елисеевским магазином (который тогда еще, разумеется, не существовал), вглубь Малой Садовой. Немного перестроенный, дом графа Менгдена сохранился и поныне.
Днем благопристойная пара Евдокима и Елены Кобозевой торговали сыром, по ночам же из подвала лавки к середине Малой Садовой народовольцы копали лаз. К марту 1881 года он доходил до середины улицы и был готов к использованию. Однако 1 марта, когда приговор Царю-Освободителю должен был быть приведен в исполнение, маршрут царской кареты был изменен. Софья Перовская, руководившая покушением, отдала приказ второй группе террористов, которая дежурила у Екатерининского канала. К продолжению этой истории мы еще вернемся.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Невский проспект"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 2,5 км
Автор: С. Баричев
Читает: А. Россошанский

Увлекательная аудиоэкскурсия для жителей и гостей Санкт-Петербурга. Экскурсия рассказывает как о главных, так и редко упоминаемых достпримечательностях главной улицы Санкт-Петербурга, таких как: Казанский собор, Аничков мост, Адмиралтейство, Гостиный двор, Дом Чичерина, Универмаг "ДЛТ" и многих других. Помимо точной информации, экскурсия включает питерские легенды и байки, а также ряд малоизвестных фактов о Петербурге.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого - заглянете за парадные фасады петербургских старинных

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

Крыши Петербурга

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Квест по Петропавловской крепости для детей и взрослых

Петропавловская крепость — первое сооружение в городе и наглядное пособие по истории имперской России. Так давайте изучим её через игру! Для этого придётся обойти каждый

Автор: Дарья

Мистический Петербург

Санкт-Петербург неспроста называют городом-призраком. Говорят, что город построен на месте активного разлома земной коры в аномальной зоне, поэтому с самого

Автор: Георгий

Тайны Летнего сада

Летний сад — это не не только аллеи, лавочки и скульптуры. Это и музей, и «декорация» громких исторических событий, и рай для археологов. Я познакомлю вас с любопытными секретами

Автор: Кирилл

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Доходные дома Петербурга: побывать на крышах и внутри

Данная пешеходная экскурсия дает уникальную возможность увидеть городскую застройку сразу с нескольких ракурсов: снизу, изнутри и сверху. Мы познакомим вас

Автор: Алексей

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина

Детская экскурсия по парадным залам Эрмитажа

С чего начинается Эрмитаж? Разумеется, с потрясающих парадных залов, каждый из которых имеет свою историю, неповторимую архитектуру, свои функции и особенности. Наша прогулка по главным

Автор: Аделина

Экскурсия-детектив "Масонский Петербург"

Масонство — что это? Тайное общество, существующее более 3000 лет, или миф? Каковы истинные цели масонов и как попасть в

Автор: Георгий

Мой Петербург

Я покажу вам Петербург глазами человека, который родился и вырос в этом прекрасном и замечательном городе! Мы увидим его незабываемые

Автор: Антон

Разводные мосты глазами петербуржца

Мосты над Невой разводятся по очереди, и обычно за ночь туристам удается посмотреть на 1-2 моста: с борта теплохода увидеть больше запрещают правила судоходства, а гуляя по набережным,

Автор: Кирилл

Ежедневная прогулка по Петербургу

Добро пожаловать в парадный, всегда загадочный и невероятный Петербург. Вы пройдёте по лабиринтам дворов-колодцев, взглянете на роскошнейшие дворцы Северной столицы, очутитесь там, куда не доходят туристы,

Автор: Tripster

Отправить открытку из Эрмитажа

Эрмитаж завораживает своим величием. Каждый посетитель обнаружит здесь тот зал и те экспонаты, к которым захочет возвращаться снова и снова. Давайте искать их вместе: я покажу

Автор: Александра

Петропавловская крепость для детей

Приглашаю ребят и их родителей на увлекательную прогулку в самое сердце Петербурга, место, откуда началось строительство нашего города — в

Автор: Юлия