Гостиный двор

Мы находимся в самом центре Петербурга. Когда питерцы говорят: «Встретимся в центре», то обычно имеют в виду именно это место – либо у выхода станции метро «Гостиный двор», либо на перекрестке Садовой улицы и Невского.
Собственно, перекресток в истории города известен не с самой лучшей стороны, в народной топонимике он получил название «кровавый». В смутное время двоевластия 3 июля 1917 года здесь по приказу Временного правительства была расстреляна мирная демонстрация.
Забудем о грустном, и раньше и сейчас в этом районе Невского легко. Место, в котором мы находимся, всегда славилось шумной и азартной торговлей. Этому она в первую очередь обязана Гостиному двору (или попросту «Гостинке»). Протяженное двухэтажное здание с открытыми галереями типично для российских городов. Правда, торговля велась немного по-другому, чем сейчас: в каждой арке располагалась отдельная лавка или магазин, сейчас же все внутреннее пространство Гостиного двора объединено в гигантскую анфиладу, которая может соперничать и с Зимним дворцом.
Кстати, Гостиный двор мог вполне получиться «дворцовым» – один из первых его проектов принадлежит Растрелли. Однако купцы сочли проект в стиле барокко слишком уж дорогим и вычурным. Символично, что в итоге был принят проект Жан-Батиста Вален-Деламота, которого принято считать родоначальником питерского классицизма. Роскошное и кокетливое барокко уступало место стилю более сдержанному, апеллирующему к совершенству античности. Проект, представленный в 1760-м году, был воплощен только в 1785-м, хотя уже десять лет как вовсю торговали магазины Невской линии.
Гостиный двор – неправильный четырехугольник с внутренним двором, где раньше находились склады. Каждая сторона называется линией, общая длина которых – более километра. В конце XVIII века здание вмещало в себя 147 лавок, каждая линия имела свою специализацию. На внешней стороне шла преимущественно розничная торговля, на внутренней – не спеша делали свои дела оптовики. Невская линия (то есть выходящая на Невский проспект) называлась тогда Суконной, здесь торговали мануфактурой, галантереей, парфюмерией, книгами. На Большой Суровской (сейчас Перинной, уходящей в глубь квартала справа от нас) продавали дорогие ткани, на Малой Суровской (сейчас Ломоносовской, находящейся на тыловой стороне) – предметы дамского туалета, на Зеркальной (ныне Садовой – вдоль Садовой улицы) – ювелирные украшения.
После войны разрушенное здание было восстановлено в первоначальном виде, изолированные лавки объединены в единую анфиладу, где разместился универмаг «Гостиный двор». В 1967 году внутри здания был обустроен наземный вестибюль одноименной станции метро. Украшением вестибюля является витраж на не слишком подходящую для любимого места встречи горожан тему расстрела мирной демонстрации 3 июля. К счастью, он предельно абстрактен, и сходу разобраться, что на нем происходит, довольно трудно, зато яркие краски радуют глаз. Возможно, именно этого и хотел добиться его автор, выполняя идеологический заказ. Сейчас «Гостинка» – один из крупнейших магазинов в Европе, общая площадь составляет 80 тыс. кв. метров, а покупателей обслуживают полторы тысячи продавцов.
Здания на другой стороне Невского также имеют к торговле самое непосредственное отношение. Второй от угла с Садовой дом (Невский, 48) – знаменитый Пассаж. Приобретя в середине XIX века два участка между Невским и параллельной ему Итальянской улицей, граф Эссен (известный нам как создатель системы нумерации домов) заказал архитектору Желязевичу пассаж. Торговые центры в виде крытой улицы к тому времени пользовались успехом у лондонской и парижской публики. В 1848 году достоинства пассажа оценили и петербуржцы. По сквозному трехъярусному коридору можно было пройти здание и выйти на Итальянскую улицу.
Со стороны Итальянской в Пассаже находился концертный зал, поэтому это был не просто гигантский магазин, но и культурный центр. В местном литературном салоне собирались Тургенев, Достоевский, Чернышевский, Шевченко. Впоследствии в этом зале размещался кинематограф, ставили спектакли. В годы блокады здесь работал единственный в осажденном городе театр, сейчас он называется Драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской.
Слева от Пассажа – здания банков, выстроенных в начале XX века. Дом 44 – Сибирский торговый банк, дом 46 – Московский купеческий банк. «Невский, 44» – главный кондитерский адрес Петербурга – здесь продаются знаменитые пирожные «Север», которые вместе с пышками всегда были «вкусом» Петербурга.
Но есть в этой части Невского и здание, заставляющее ненадолго забыть о деньгах и развлечениях. Оно не навязывает себя прохожим, если идти слишком быстро, то его можно и не заметить. Между домами 40 и 42 в глубине виден скромный храм бирюзового цвета. Его легко принять за православную церковь, но это не совсем так. Перед нами первый символ многонационального характера Петербурга. Александр Дюма, побывавший на Невском, недаром назвал его «улицей веротерпимости». Здесь мы встречаем Армянскую церковь (как раз перед нами), Католический костел, Немецкую, Шведскую, Финскую, Французскую реформатскую церкви. Ну и конечно, православный Казанский собор, который сейчас, как и двести лет назад, является кафедральным, то есть главным православным храмом северной столицы.
Итак, стоящая на противоположной стороне Армянская апостольская церковь Великомученицы Екатерины – не самый первый из иноверческих храмов на Невском, но демонстрирует характерный архитектурный прием – храм расположен между двумя домами в глубине квартала. Тем самым достигается сочетание пространственного присутствия на главной улице города и в то же время отстранение от уличной суеты. Боковые дома – неотъемлемая часть всех храмов на Невском, устроенных подобным образом. Здесь находились организации общины, иногда они просто сдавались в аренду, пополняя кассу общины.
Место, где располагается Армянская церковь, еще во времена Екатерины Великой занимали царские конюшни. Императрица пожаловала этот участок армянской диаспоре, в которой большое влияние имел Иван Лазарев (Лазарян), удачливый коммерсант, ювелир, меценат и просто образованный человек. По его инициативе и при финансовом участии в 1771 году архитектором Юрием Фельтеном в течение почти десяти лет (освящение произошло в 1780 году) в духе раннего классицизма возводилось это строгое и изящное культовое здание, венчаемое, как кажется, совершенно невесомым куполом. Если подойти к церкви поближе, то на фронтоне можно увидеть барельеф, посвященный крещению армян св. Григорием Просветителем. В 1931 году церковь была закрыта, затем внутреннее помещение бесцеремонно разрезано на два этажа. К счастью, как и все другие храмы Невского, в 1993 году возвращен общине, а в 2000 году в целом закончены реставрационные работы. Храм всегда открыт не только для адептов церкви, но и всех, кто хоть на несколько минут хочет уединиться в самом центре шумного города.
Весьма интересна личность Ивана Лазарева, его потомкам вплоть до революции принадлежали оба дома (40-й и 42-й), как бы охраняющие покой храма. В 42-м доме (справа) жило много примечательных людей, например, Федор Тютчев. Почти двадцать лет поэт наблюдал из окон суету Невского и невероятные сценки из городской жизни. Именно он здесь написал свое знаменитое «Умом Россию не понять».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Невский проспект"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 2,5 км
Автор: С. Баричев
Читает: А. Россошанский

Увлекательная аудиоэкскурсия для жителей и гостей Санкт-Петербурга. Экскурсия рассказывает как о главных, так и редко упоминаемых достпримечательностях главной улицы Санкт-Петербурга, таких как: Казанский собор, Аничков мост, Адмиралтейство, Гостиный двор, Дом Чичерина, Универмаг "ДЛТ" и многих других. Помимо точной информации, экскурсия включает питерские легенды и байки, а также ряд малоизвестных фактов о Петербурге.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Покорить крыши Петербурга

Чтобы по-настоящему понять и рассмотреть устройство Петербурга, нужно забраться на его легендарные крыши. На прогулке вы откроете для себя город

Автор: Данил

Ленинградские коммуналки — снаружи и изнутри

Ленинградские коммуналки — отдельный культурный феномен, с которым стоит познакомиться всем исследователям Петербурга. Вы проникнете в коммунальную квартиру с дореволюционной планировкой, сохранившимися деталями интерьера и лепниной,

Автор: Иван

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и ещё хранящим обаяние атмосферы прошлого — заглянете за парадные фасады петербургских старинных жилых

Автор: Алексей

Секретный Петербург: прогулка с фотографом

Если вы хотите увезти из Санкт-Петербурга не только воспоминания, но и чудесные фотографии, приглашаю вместе прогуляться по этому таинственному и прекрасному городу. Я проведу вас по мощеным улицам, наполненным

Автор: Арсений и Оля

Гуляй как петербуржец

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Шедевры Эрмитажа и обзорная экскурсия по городу

Стоящий в одном ряду с Лувром, Метрополитен-музеем и Британским, Эрмитаж обладает великолепной коллекцией, насчитывающей более 3 000 000 экспонатов. На экскурсии вы осмотрите главные залы, галереи и павильоны, где

Автор: Ирина

Фотосессия и экскурсия в Петербургской академии художеств

Эта прогулка — уникальная возможность увидеть изнутри художественный мир Петербурга и получить не только глубокие эмоции, но и атмосферные снимки журнального качества. Гид-фотограф проведёт вас

Автор: Арсений и Оля

Тайны и призраки Северной столицы

За трёхсотлетнюю биографию наш город «собрал» множество таинственных загадок и загадочных тайн. Самые яркие из таких сюжетов ждут на вечерней

Автор: Ирина

Фотосессия на питерской крыше!

Этот час станет для вас чудесным воспоминанием о Петербурге, подарив и эмоции, и лучшие из возможных сувениров. С высоты крыш

Автор: Арсений и Оля