Во глубине кембрийских глин («Пушкинская»)

Мы находимся на станции «Пушкинская», одной из красивейших станций петербургского метро. Здесь в совершенстве выражен дух Петербурга, воплощенный в архитектурную форму: гранит и мрамор, строгость и вольность, подземелье и небеса, Пушкин и Царское Село. Давайте подойдем поближе к торцевой части вестибюля, где находится памятник великому русскому поэту.
Станция «Пушкинская» - единственная станция, которая не принимала пассажиров в момент открытия первой очереди 15 ноября 1955 года. Поезда здесь не останавливались еще полгода, пока не были преодолены возникшие проблемы с сооружением эскалатора.
Первоначально оформление станции планировалось связать с темой строительства Царскосельской железной дороги, первой в России. Ведь над нами Витебский (бывший Царскосельский) вокзал, с которым мы еще познакомимся. В окончательном проекте тематика изменилась — станцию решили целиком посвятить Пушкину. Будущий поэт воспитывался в Царскосельском лицее, этому прекрасному пригороду посвящено несколько его стихов.
Станция строга и изящна. Пилоны, как и на других станциях, облицованы белым мрамором, а пол выстлан тёмно-красным гранитом с Токовских разработок в Украине. В нишах установлены черные мраморные торшеры с хрустальными чашами, светильники в чашах создают удивительное мягкое и приглушенное освещение станции, подчеркивая ее главную, алтарную часть.
В «алтаре» – статуя Александра Сергеевича Пушкина работы знаменитого ленинградского скульптора Михаила Константиновича Аникушина. Он автор еще двух памятников поэту – на станции «Черная речка» и перед Русским музеем. Размещенное за фигурой поэта панно художницы Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка, усиливает ощущение алтаря и создает иллюзию открытого воздуха и бесконечной дали, которая так важна в подземном сооружении.
Торцевая стена «Пушкинской» - это распахнутое настежь окно, откуда в подземный мир устремляется свежий воздух. Наверное, другой станция «Пушкинская» и не могла быть. Несмотря на близость вокзала, здесь всегда тихо и уютно благодаря притушенному свету, особенно вблизи алтаря. «Подземный» Пушкин искренне любим горожанами, у его ног всегда свежие цветы.
Те, кто хорошо знаком с Московским метро, впервые попав на «Пушкинскую», может испытать чувство дежа-вю. Да, конечно, «Пушкинская» очень похожа на «Октябрьскую»-кольцевую. Тот же стиль ампир, тот же алтарь. На «Октябрьской» он устроен аналогично, только в московской станции алтарь – это кусок неба, отгороженный решеткой. Формально это символ «Парка Культуры и отдыха имени Горького, однако в подземелье он смотрится скорее как врата в рай. «Пушкинская», таким образом, – своеобразный архитектурный шлюз, или, как говорят диггеры, – «гейт» в московское метро.
Надо ли говорить, что такое совпадение неслучайно. У обеих станций один и тот же автор – талантливый московский архитектор Леонид Михайлович Поляков. Тут следует сказать, что отбор проектов первых станций в Москве и Ленинграде проходил по-разному. В столице архитекторов назначали, часто ими становились именитые мастера, которые давали волю фантазии: это Душкин, Фомин, Чечулин. В Ленинграде вплоть до 70-х годов практиковался конкурсный отбор проектов. Конкурс проводился в несколько туров, в результате не только отбирались лучшие работы, но и давалась путевка в жизнь молодым и талантливым архитекторам. Как ни странно, отобранные в результате конкурсов проекты станций первой очереди образовали уникальный подземный ансамбль; они не похожи друг на друга, но образуют единое целое.
Был свой победитель и в конкурсе на «Пушкинскую», однако неожиданно оказалось, что есть и другой проект за авторством московского архитектора Полякова. Проект был настоятельно предложен по «партийной линии», тем более что Поляков был учеником главного советского архитектора своего времени – Ивана Александровича Фомина. На тот момент Поляков спроектировал еще две станции Арбатско-Покровской линии: «Арбатскую» и «Курскую». Он же, кстати, является автором наиболее скромной из семи сталинских высоток – гостиницы «Ленинградская». Так что автор самой питерской станции – московский архитектор. Впрочем, московский ли? Леонид Михайлович, так же как и его учитель Фомин, родился и вырос в Петербурге. Волею судеб оказавшись в Москве, он сохранил любовь к родному городу. Наверное, столь полно ощутить и воплотить дух Петербурга можно только на отдалении от своей малой родины.
-----
Теперь нам предстоит подняться на поверхность, чтобы познакомиться с Витебским вокзалом. Пока мы выбираемся из метро, чтобы занять удобное место для осмотра вокзала, связанного с первой железной дорогой России, начнем рассказ об ее истории.
Нельзя сказать, что Россия отставала от других стран в строительстве железных дорог. Было понятно, что без этого вида транспорта империя с ее огромными пространствами развиваться не может.
Итак, в 1834 году, всего через 4 года после открытия первой в мире железной дороги между Ливерпулем и Манчестером, в Петербург прибывает Франц Антон фон Герстнер. Был он родом из Чехии, входившей тогда в Австрийскую империю. В столице 37-летний инженер не задержался и за 3 месяца исколесил пол-России, после чего представил Николаю I доклад «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское село и Павловск».
Расчет инженера и предпринимателя был прост – создать небольшой опытный участок на «престижном» царском направлении, доказать преимущества этого вида транспорта, а потом взяться за более глобальные проекты, в частности, строительство железной дороги между Москвой и Петербургом. На русского императора Франц Антон произвел хорошее впечатление. Однако мнение многочисленных сановников разделились – одни горячо поддерживали идею Герстнера, другие, напротив, считали иностранца авантюристом. Сам же Герстнер занялся организацией «Компании Царскосельской дороги» и поиском инвесторов.
После колебаний Николай I все же дал свое согласие на строительство дороги, оставляя предпринимателю все связанные с этим расходы и риски. Весной 1836 года была создана акционерная компания с капиталом в 3 млн. рублей, и строительство началось. Проект не предвещал особых трудностей, и дорогу собирались запустить уже через полгода, осенью. Работы успешно велись на отрезке от Павловска до Царского села и Петербурга, однако в самой столице практически ничего к сроку сделано не было, и открытие дороги пришлось перенести на год.
Отдельную трудность представлял собой выбор ширины колеи. В то время не существовало единого стандарта, ведь Царскосельская дорога была всего лишь 6-й в мире. Расстояние, принятое в Европе – 1324 мм – соответствовало расстоянию между колесами в гужевой повозке. Чем шире колея, тем более вместительными и комфортабельными могут быть вагоны, поэтому Герстнер решил сделать колею 8-футовой (1829 мм), и только со строительством Петербургско-Московской дороги установилась колея, принятая сейчас в России за редким исключением на всех видах рельсового транспорта – 1524 мм.
Спроектированная Герстнером дорога шла практически по прямой. Перепады высот были небольшими, но предстояло построить 42 моста через реки и овраги с пролетами от 2 до 4 метров. Все они были деревянными, лишь мосты через Обводный и Лиговский канал отличались тем, что стояли не на деревянных, а на каменных устоях. Сам вокзал было решено построить на Семеновском плацу, вблизи Введенского канала, засыпанного в 1967 году. Герстнер спешил: любая задержка сказывалась на его репутации, однако подрядчики подвели, и даже 1 октября 1837 года, как того хотел предприниматель, дорогу презентовать не удалось. Еще не прибыли из Англии паровозы, поэтому вагоны первоначально катались на конной тяге. Возможно, эти временные неудобства преподносились как способ приучить людей к новому виду транспорта. 27 сентября стали перевозить пассажиров на готовом участке дороги длиной 3 километра между Павловском и Царским селом. Только 30 октября 1837 года от временного вокзала в Петербурге отошел первый поезд. Он тянул состав из 8 экипажей и грузовых повозок. Это ныне официальный день рождения российских железных дорог.
Паровоз системы Стефенсона вел сам Герстнер. Несмотря на извергаемый дым и страшный шум, производимый паровозом, состав шел плавно, а на обратной дороге из Царского села Герстнер раскочегарил паровоз до 52 км/ч. Примерно с такой скоростью ходят составы в метро, а тогда это была запредельная для воображения обывателей скорость.
Однако паровозов не хватало. В будние дни составы катали на конной тяге, когда прибывали еще полгода и со временем их стало уже 6. Они не имели ни номеров ни серий, зато носили имена «Проворный», «Стрела», «Лев», «Богатырь», «Орел», «Слон». Паровоз «Проворный» с небольшим составом воссоздан в виде макета и находится на Витебском вокзале, где его можно осмотреть.
Дорогу пришлось доводить до ума еще год. Огромные затраты привели к тому, что вокзал в Петербурге пришлось временно построить из дерева. Несмотря на стресс, который с непривычки испытывали пассажиры, расчет Герстнера оправдался. Царскосельская дорога стала популярным среди публики аттракционом и одновременно отличным полигоном для исследования возможности строительства железных дорог в России. Вопреки первоначальному бизнес-плану дорога ежегодно перевозила не 300 тыс. пассажиров, а в 1,5 раза больше. Проект оказался абсолютно успешным с коммерческой точки зрения. До Царского Села поезд добирался за 42 минуты – столько же времени на прохождение этого маршрута сейчас требуется электричкам. Правда, стоит учесть появление новых остановок на пути в Царское Село.
Тогда же возникло и деление вагонов на классы. Самыми комфортабельными считались вагоны 1-го и 2-го класса. Они были целиком закрытыми; первый класс отличался, к тому же, удобными мягкими сидениями. Вагоны третьего класса («шарабан») были крытыми, но борт поднимался в них только до половины. Наконец, повозки четвертого класса были вообще открытыми; пассажиры сидели на деревянных скамьях, а иногда и просто стояли. Стоимость проезда до Царского Села составляла от 20 до 75 копеек в зависимости от класса. До Павловска ходили только вагоны 1 и 2 класса, и билеты стоили 1 руб. и 65 коп. соответственно. Все эти тарифы держались в течение 40 лет. Кстати, вместо билетов использовались металлические жетоны, которые не выбрасывались, а сдавались по прибытию кондуктору.
Судьба самого Герстнера, как и многих других иностранцев, прибывавших в Россию со смелыми и нужными идеями, была несчастной. Похоронив в Петербурге жену, вытесняемый интригами, он в 1838 году покинул Россию, затем переехал в Америку, имел большие планы по строительству местных дорог, но умер уже через два года.
Царскосельская дорога не была бы такой популярной, если бы не открытый вместе с ней Павловский воксал. Павловск, расположенный на 3 километра далее Царского Села, был конечной станцией дороги. По гениальной задумке Герстнера сюда и должны были стремиться пассажиры в общем-то не очень нужной дороги. Здесь был выстроен огромный павильон, в котором устраивались концерты. Находился он не там, где сейчас находится вокзал для прибывающих электричек, а непосредственно возле Павловского дворца и напоминал его по конфигурации. До сих пор в лесу осталась просека от ведущей к нему дороги.
Нельзя не упомянуть об удивительной этимологии слова «вокзал». Происходит оно от Vaux Hall – «зал мадам Холл», или точнее «зал леди», поскольку Холл, устроившая первой такое заведение, была англичанкой. В Европе воксалы были неким подобием развлекательных центров – огромные крытые помещения, где проходили концерты и прочие увеселительные мероприятия. Такой же воксал был создан и в Павловске. Обустроенный в самом центре Павловского парка, воксал был местом сбора столичной публики.
Сюда приезжали послушать музыку, а с 1856 года десять лет подряд сезон открывал сам король вальсов Иоаганн Штраус. Так слово «вокзал» в русском языке стало обозначать крупную железнодорожную станцию.
Развитие дороги продолжалось. В 1876 году дорога стала двухпутной, однако первая железнодорожная магистраль России не приносила желаемой прибыли. Грузы по ней не перевозились, пассажиры часто предпочитали другие виды транспорта, тем более что билеты на царской дороге дорожали. Даже один из великих князей подчеркнуто путешествовал в вагоне третьего класса. В 1880 году дорога оказалась на грани краха. Улучшения, сделанные приобретшим ее купцом Самуилом Соломоновичем Поляковым с целью создания пригородной дороги европейского уровня, были незначительны.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Метро и вокзалы Санкт-Петербурга"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: С. Баричев
Читает: А. Багрицкий

Увлекательная экскурсия об истории и архитектуре питерского метрополитена и вокзалах северной столице. На примере 8 станций и 5 вокзалов рассказывается о развитии этих видов транспорта в Петербурге, их неотъемлемой связи с историей страны и судьбами конкретных людей. Почему на станции "Автово" только половина колонн стеклянные, "Нарвская" и "Площадь Ленина" кажутся незавершенными, Балтийский и Варшавский вокзал стоят рядом? Почему на "Спортивной" два этажа, а "Владимирская" практически никак не оформлена? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в экскурсии. Демо-версия содержит 2 из 13 остановок.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого - заглянете за парадные фасады петербургских старинных

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

Крыши Петербурга

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Квест по Петропавловской крепости для детей и взрослых

Петропавловская крепость — первое сооружение в городе и наглядное пособие по истории имперской России. Так давайте изучим её через игру! Для этого придётся обойти каждый

Автор: Дарья

Мистический Петербург

Санкт-Петербург неспроста называют городом-призраком. Говорят, что город построен на месте активного разлома земной коры в аномальной зоне, поэтому с самого

Автор: Георгий

Тайны Летнего сада

Летний сад — это не не только аллеи, лавочки и скульптуры. Это и музей, и «декорация» громких исторических событий, и рай для археологов. Я познакомлю вас с любопытными секретами

Автор: Кирилл

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Доходные дома Петербурга: побывать на крышах и внутри

Данная пешеходная экскурсия дает уникальную возможность увидеть городскую застройку сразу с нескольких ракурсов: снизу, изнутри и сверху. Мы познакомим вас

Автор: Алексей

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина

Детская экскурсия по парадным залам Эрмитажа

С чего начинается Эрмитаж? Разумеется, с потрясающих парадных залов, каждый из которых имеет свою историю, неповторимую архитектуру, свои функции и особенности. Наша прогулка по главным

Автор: Аделина

Экскурсия-детектив "Масонский Петербург"

Масонство — что это? Тайное общество, существующее более 3000 лет, или миф? Каковы истинные цели масонов и как попасть в

Автор: Георгий

Мой Петербург

Я покажу вам Петербург глазами человека, который родился и вырос в этом прекрасном и замечательном городе! Мы увидим его незабываемые

Автор: Антон

Разводные мосты глазами петербуржца

Мосты над Невой разводятся по очереди, и обычно за ночь туристам удается посмотреть на 1-2 моста: с борта теплохода увидеть больше запрещают правила судоходства, а гуляя по набережным,

Автор: Кирилл

Ежедневная прогулка по Петербургу

Добро пожаловать в парадный, всегда загадочный и невероятный Петербург. Вы пройдёте по лабиринтам дворов-колодцев, взглянете на роскошнейшие дворцы Северной столицы, очутитесь там, куда не доходят туристы,

Автор: Tripster

Отправить открытку из Эрмитажа

Эрмитаж завораживает своим величием. Каждый посетитель обнаружит здесь тот зал и те экспонаты, к которым захочет возвращаться снова и снова. Давайте искать их вместе: я покажу

Автор: Александра

Петропавловская крепость для детей

Приглашаю ребят и их родителей на увлекательную прогулку в самое сердце Петербурга, место, откуда началось строительство нашего города — в

Автор: Юлия