Спасибо товарищу Сталину («Нарвская»)

Мы прибыли на станцию «Нарвская». Осмотрим ее вестибюль, стоя у торцевой стены лицом к эскалатору. В отличие от «Автово», «Нарвская» – станция «пилонного» типа: ее своды поддерживаются массивными пилонами. Мы находимся сейчас на глубине 50 метров. Создать в таких условиях подземный зал с плоским потолочным перекрытием невозможно – оно не выдержит давления грунта. Поэтому при постройке станций глубокого заложения изначально использовали именно пилонную конструкцию.
Возводится она относительно просто – между боковыми станционными тоннелями на месте будущего зала прокладывается еще один тоннель, как правило, того же диаметра. В ходе работ используют взрывотехнику и отбойные молотки. Затем боковые тоннели соединяются с средним проходами, а оставшиеся, как их называют, целики породы образуют пилоны. Целики укрепляют, а если порода не очень прочна, то и просто заменяют железобетонными. Пилоны отделывают мрамором или гранитом, украшают надписями, скульптурными панно.
Со временем на большой глубине научились строить и другие типы станций: в 1938 году в московском метро появилась первая колонная станция – «Маяковская», в 1975 году в ленинградском метро – первые односводчатые станции «Площадь Мужества» и «Политехническая».
Поговорим теперь собственно о станции «Нарвская». Если сравнить ее с другими торжественными станциями первой очереди, открытой в 1955 году, очевидно, что она выглядит… еще немного торжественней. Светящийся потолок (особенно если представить себе все потолочные светильники работающими), рубиновые панели на карнизах. Но если присмотреться к подземному залу внимательнее, создается впечатление, что в нем что-то не доделано. Особенно это чувствуется, если осматривать зал со стороны эскалатора. Конечно же: здесь отсутствует «алтарная часть», которая есть у всех станций первой очереди. На «Нарвской» взгляд спускающихся по эскалатору пассажиров упирается в глухую мраморную стену.
На самом же деле при открытии станции ее архитектурное решение имело завершенность. На торцевой стене располагалось мозаичное панно «Выступление тов. Сталина с отчетным докладом на XVII съезде ВКП (б)». В 1961 году после другого, XX-го съезда, оно было закрыто фальшстеной, за которой была устроена подсобка. По одним сведениям панно демонтировано, по другим сохранилось и теоретически может быть восстановлено, поскольку имеет художественную, и, в некотором смысле, историческую ценность. Тем более что ее автор – классик советской живописи Александр Михайлович Герасимов, тогдашний президент Академии художеств СССР, награжденный всеми титулами и премиями.
Сталин – особая фигура в истории питерского метро, ключ к пониманию многих странных особенностей станций первой очереди. Вспомним исторический контекст. В 1950 году, когда строительство метро было в разгаре, на всю страну прогремело «Ленинградское дело». Только известных людей, включая секретаря горкома Кузнецова?? арестовывали десятками. Сколько же пострадало рядовых ленинградцев, героически отстоявших город, но смолотых машиной репрессий в послевоенные годы, и подумать страшно. Строящееся метро невольно должно было стать своеобразным «замирительным подарком» товарищу Сталину. В проекты оформления станций спешно вносились коррективы; это легко проследить по рабочим эскизам. Практически на каждой станции появился портрет, бюст или скульптура вождя.
В наземном павильоне «Автово» на барабане купола вместо теперешней надписи «Слава защитникам Ленинграда» должно было быть начертано «Слава Великому Сталину». На станциях «Балтийская» и «Площадь Восстания» в верхнем эскалаторном зале предполагалось установить фигуру вождя в полный рост. На станции «Технологический институт» в наземном вестибюле должно было разместиться панно «Встреча тов. Сталина с работниками высшей школы». Большинство этих объектов остались в проекте, те же, что были воплощены, демонтированы после развенчания культа личности. Впрочем, одно сохранившееся изображение Сталина мы еще увидим.
Итак, станция «Нарвская» должная была стать главным аккордом гимна товарищу Сталину. Собственно, в проекте станция и носила скромное и торжественное название «Сталинская».
После изъятия «сталинской начинки» тему оформления «Нарвской» можно условно обозначить как «Слава труду!». Именно так и называется горельеф, который находится наверху в наземном павильоне. Если вам не жалко времени и жетона, поднимитесь и посмотрите на уникальную по композиции работу. Собравшаяся на митинг группа трудящихся смотрят в центр горельефа, но там… никого нет. Объяснить эту странность просто: по первоначальному проекту там должен был находится «отец народов», однако на завершающей стадии работ его фигура была изъята.
Тема труда вполне естественна для станции, которая находится в районе Нарвской заставы. Нарвская застава в конце XIX века сформировалась как рабочая окраина Петербурга. Здесь на землях бывших дворцов и усадеб было построено более десяти заводов и мануфактур, многие из которых действуют и поныне. Пролетариат Нарвской заставы сыграл значительную роль в революционном движении, а площадь перед Нарвскими воротами стала одной из трагических арен «кровавого воскресения».
Массивный неоклассический наземный павильон станции расположен прямо напротив Нарвских ворот. С темой ворот перекликаются и своды подземного зала с дуговыми светильниками. Павильон станции украшен 48 горельефами с 12 повторяющимися сюжетами: здесь можно встретить такие нехитрые скульптурные группы как «Деятели искусств», «Колхозники», «Кораблестроители», «Учащиеся», «Селекционеры», «Метростроевцы», «Текстильщицы», «Литейщики», «Моряки», «Врачи», «Советские воины», «Строители». Почему представители именно этих профессий выбраны для прославления труда – одна из загадок питерского метро.
Следующая остановка маршрута – Варшавский вокзал. Для того чтобы добраться до него, следует доехать до станции «Балтийская» и, пройдя вдоль набережной Обводного канала, остановится у здания бывшего Варшавского вокзала.
-----
Когда выйдете на «Балтийской», обратите внимание, что это станция другого типа – колонного. На большой глубине колонные и колонно-стеновые станции строятся аналогично. Только два станционных тоннеля и соединяющий их тоннель для будущего зала сооружаются намного ближе друг к другу, так что они пересекаются. Образовавшиеся соединения сводов опираются на колонны. Обычно их делают железобетонными, хотя на станции «Кировский завод» они выполнены из чугунных тюбингов.
Самое время рассказать и о дореволюционной истории питерского метро. В столице российской империи его строительство стало жизненной необходимостью. Уже в начале XX века население города превышало 1 млн. человек, а накануне революции составляло уже 2,5 миллиона. Всего известно о десятке дореволюционных проектов метрополитена. Первый из них — проект правления Балтийской железной дороги. В нем предложено одной линией соединить все столичные вокзалы — идея, которая возникала у многих, и в итоге была воплощена при строительстве метрополитена. В 1901 году инженер В. Н. Печковский предложил построить вокзал в районе Казанского собора и от него проложить тоннельно-эстакадную линию к вокзалам. В этом же году Г. А. Гиршсон выдвинул идею создания метро под Невским проспектом.
Однако наиболее продуманным проектом следует признать проект гражданского инженера П. И. Балинского, который еще в 1898 предложил создать разветвленную сеть столичной железной дороги (им же был предложен аналогичный проект для Москвы). Балинский выступил за создание радиально-кольцевой транспортной системы с Центральным вокзалом, преимущественно эстакадно-насыпной. Кольцо должно было охватить все пригороды Петербурга, планировалось построить 11 новых мостов через Неву и ее рукава. Стоимость проекта была оценена в 190 млн. рублей, при этом доход уже в первый год мог составить около 2 млн. рублей. Однако в 1903 императором Николаем II не без «трамвайного лобби» в городском правлении проект был отклонен.
Практически все дореволюционные проекты были рассчитаны на эстакадные линии. Как показал последующий опыт эксплуатации в условиях Петербурга, использование открытых линий было бы сопряжено с большими трудностями. Для строительства преимущественно тоннельного метрополитена, при том глубокого заложения, в Петербурге не было в то время достаточных материальных и технических ресурсов.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Метро и вокзалы Санкт-Петербурга"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: С. Баричев
Читает: А. Багрицкий

Увлекательная экскурсия об истории и архитектуре питерского метрополитена и вокзалах северной столице. На примере 8 станций и 5 вокзалов рассказывается о развитии этих видов транспорта в Петербурге, их неотъемлемой связи с историей страны и судьбами конкретных людей. Почему на станции "Автово" только половина колонн стеклянные, "Нарвская" и "Площадь Ленина" кажутся незавершенными, Балтийский и Варшавский вокзал стоят рядом? Почему на "Спортивной" два этажа, а "Владимирская" практически никак не оформлена? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в экскурсии. Демо-версия содержит 2 из 13 остановок.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Покорить крыши Петербурга

Чтобы по-настоящему понять и рассмотреть устройство Петербурга, нужно забраться на его легендарные крыши. На прогулке вы откроете для себя город

Автор: Данил

Ленинградские коммуналки — снаружи и изнутри

Ленинградские коммуналки — отдельный культурный феномен, с которым стоит познакомиться всем исследователям Петербурга. Вы проникнете в коммунальную квартиру с дореволюционной планировкой, сохранившимися деталями интерьера и лепниной,

Автор: Иван

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и ещё хранящим обаяние атмосферы прошлого — заглянете за парадные фасады петербургских старинных жилых

Автор: Алексей

Секретный Петербург: прогулка с фотографом

Если вы хотите увезти из Санкт-Петербурга не только воспоминания, но и чудесные фотографии, приглашаю вместе прогуляться по этому таинственному и прекрасному городу. Я проведу вас по мощеным улицам, наполненным

Автор: Арсений и Оля

Гуляй как петербуржец

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Шедевры Эрмитажа и обзорная экскурсия по городу

Стоящий в одном ряду с Лувром, Метрополитен-музеем и Британским, Эрмитаж обладает великолепной коллекцией, насчитывающей более 3 000 000 экспонатов. На экскурсии вы осмотрите главные залы, галереи и павильоны, где

Автор: Ирина

Фотосессия и экскурсия в Петербургской академии художеств

Эта прогулка — уникальная возможность увидеть изнутри художественный мир Петербурга и получить не только глубокие эмоции, но и атмосферные снимки журнального качества. Гид-фотограф проведёт вас

Автор: Арсений и Оля

Тайны и призраки Северной столицы

За трёхсотлетнюю биографию наш город «собрал» множество таинственных загадок и загадочных тайн. Самые яркие из таких сюжетов ждут на вечерней

Автор: Ирина

Фотосессия на питерской крыше!

Этот час станет для вас чудесным воспоминанием о Петербурге, подарив и эмоции, и лучшие из возможных сувениров. С высоты крыш

Автор: Арсений и Оля