Площадь Искусств

Прогулку по центральной, дворцовой части Петербурга мы начинаем на одной из самых красивых площадей Санкт-Петербурга можно отнести площадь Искусств. И это неудивительно, ведь её ансамбль разрабатывал великий итальянский зодчий Карл Росси. Прямоугольная в плане, площадь находится между Инженерной и Итальянской улицами. За свою историю она несколько раз меняла название. В период с 1834 по 1918 годы площадь именовалась Михайловской, по расположенному здесь великокняжескому Михайловскому дворцу. С приходом к власти большевиков Михайловская площадь стала площадью Лассаля, в честь немецкого социалиста. Но перед Великой Отечественной войной, в 1940 году ей было дано новое название – площадь Искусств.
В центре площади находится памятник самому известному русскому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину. В столетие со дня смерти литератора, в 1937 году, было принято решение об установке монумента. Его первоначально предполагалось разместить на Стрелке Васильевского острова. Но два тура конкурса, прошедшие перед войной, не утвердили проект памятника. В 1949 году в результате дополнительного тура, конкурс выиграл проект архитектора Михаила Константиновича Аникушина.
Над созданием плана памятника он трудился почти 10 лет. Торжественное открытие скульптуры состоялось 19 июня 1957 года. Аникушин запечатлел Пушкина в свободной позе, с высоко поднятой головой и вдохновлённым лицом. Пьедестал памятника выполнил Василий Александрович Петров.
К широкому жесту Пушкина подходят многие его строки. Например, можно представить, как поэт обращается к своим слушателям со стихами из «Евгения Онегина»: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе…». Михаилу Константиновичу удалось не нарушить архитектурный облик площади Искусств, дополнив её четырёхметровой бронзовой скульптурой Пушкина. За созданный памятник Аникушин в 1958 году получил Ленинскую премию.
В северной части площади Искусств, за памятником Пушкину находится Михайловский дворец. Он построен к свадьбе младшего брата Николая I, великого князя Михаила Павловича с великой княгиней Еленой Павловной. Их торжественное бракосочетание состоялось в 1823 году. Сам же дворец начали возводить ещё в 1819 году и продолжали строить в течение шести лет. Архитектором дворца стал знаменитый Карл Росси.
Дворец великого князя Михаила Росси построил в стиле зрелого классицизма. Красота Михайловского дворца вызвала восхищение у отечественных и иностранных современников, и прибавила славы архитектору. Фасад дворца украшен восьмиколонным портиком коринфского ордера, над которым возвышается треугольный фронтон. Скульптором рельефного фриза из 44 барельефов выступил Василий Иванович Демут-Малиновский. На широкой входной лестнице дворца стоят бронзовые львы. Перед главным фасадом дворца устроен двор-курдонёр, а также поставлена чугунная ограда.
После смерти Михаила Павловича в 1849 году, дворец перешел к его жене. При Елене Павловне во дворце стал собираться литературно-политический салон. Его участниками были государственные деятели, дипломаты и представители культуры, такие как: Ю. Ф. Самарин, К. Д. Кавелин, И. С. Аксаков, Н. А. Милютин, В. А. Черкасский, В. Ф. Одоевский, Ф. И. Тютчев. Хозяйка салона Елена Павловна поддержала открытие консерватории в Петербурге, и первоначально музыкальные занятия проходили в помещениях Михайловского дворца.
Последней хозяйкой дворца стала великая княгиня Екатерина Михайловна. В 1894 году Александр III выкупил дворец в казну. Идея создания музея, посвящённого русскому искусству, долгое время витала в кругах интеллигенции. Существует легенда об окончательном решении Александра III учредить подобный музей. Она гласит, что император на 17-й выставке Товарищества передвижников в 1889 году, приобрёл картину Ильи Ефимовича Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». После этого приобретения Александр и решился на создание музея национального искусства. Но, к сожалению, он не дожил до этого события.
Осуществить мечту отца взялся его сын Николай II. 13 апреля 1895 года молодой император подписал Высочайший Указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского музея Императора Александра III». Тогда же архитектор Василий Свиньин начал приспосабливать бывший великокняжеский дворец в музейное здание. 7 марта 1898 года состоялось торжественное открытие музея.
Первоначальную основу экспозиции Императорского музея русского искусства составили 80 картин из Эрмитажа, 120 из Академии художеств и 200 полотен из различных царских дворцов. Вся коллекция занимала тогда 37 залов. В штат музея вошли высокообразованные и талантливые люди, такие как: архитектор Леонтий Бенуа, живописец и гравёр Михаил Боткин, искусствовед Николай Пунин, историк и краевед Пётр Столпянский и другие.
В 1902 году был построен восточный корпус музея по проекту архитектора Свиньина. В 1911 году со стороны Садовой улицы к Михайловскому дворцу был добавлен флигель, в котором разместился отдел этнографии музея Александра III. Сегодня это здание Российского этнографического музея. К 1917 году к Михайловскому дворцу пристроили новый корпус. Его точный адрес – Набережная канала Грибоедова, 2. Он носит имя своего архитектора – Леонтия Николаевича Бенуа.
В Императорском музее собирались открыть отдел, посвящённый Александру III. Но строительство помещения для отдела шло очень медленно. Подготовка комнат для экспозиции затянулась вплоть до революции, с приходом которой идея Памятного отдела была отклонена. В 1917 году Императорский музей русского искусства Александра III приобрёл новое и более краткое имя – Русский музей. Вместо Памятного отдела был открыт историко-бытовой, который в 1934 году частично передали Эрмитажу. После революции музей пополнился произведениями искусства, которые раньше принадлежали дворцам, храмам и частным владельцам.
Русский музей собрал в себе великолепную коллекцию картин и скульптур отечественных мастеров. В его залах представлены предметы прикладного и народного искусства, памятники Древней Руси. Всего коллекция музея насчитывает около 400 тыс. единиц хранения, в том числе более 5 тысяч икон XII - начала XX веков. Сегодня богатое собрание Русского музея размещается не только в Михайловском дворце, но и в Строгановском, Мраморном дворцах, в корпусе Бенуа, в Михайловском замке, Летнем дворце и Домике Петра I. Немаловажно, что в экспозицию музея входят, как и древние русские иконы, так и русская живопись XXI века.
В XIX столетии в доме №1 по площади Искусств собирался почти весь свет столицы, в том числе и императорская семья. И неудивительно, здесь располагался и до сих пор находится один из самых популярных театров Петербурга - Михайловский. Обратимся к его истории.
Здание Михайловского театра было сооружено в 1831-1833 годы по проекту архитектора Александра Павловича Брюллова. Торжественное открытие театра состоялось 8 ноября 1833 года. В своём очертании зрительный зал имел форму подковы. Четыре яруса поддерживали небольшие чугунные колонны и кронштейны. Но вскоре в 1859 году здание театра подверглось капитальной перестройке. Работами руководил архитектор Альберт Катаринович Кавос. В зрительном зале был надстроен пятый ярус. В своём размере увеличилась и сцена театра. Интерьер зала обогатился лепниной и фигурой кариатид. Тогда же появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа сил просвещения и наук над тёмными силами невежества». Была убрана парадная лестница, находившаяся на месте нынешнего вестибюля.
Первоначально у Михайловского театра не было своего постоянного репертуара и собственной труппы. На его сцене выступали артисты Александринского театра, давали спектакли французские и немецкие актёры. Не раз здесь дирижировал Иоганн Штраус. Революция 1917 года во многом изменила привычную жизнь театра. Все иностранные артисты вынуждены были уехать из России, и тогда, Михайловский театр собрал собственную труппу. В это же время он получил и новый статус, став вторым государственным оперным театром в городе. Вскоре театру было дано и новое название – Государственный академический театр комической оперы.
Это наименование продержалось недолго, уже через год в 1921 году, оно было изменено на Малый академический театр. Но и это имя тоже долго не прижилось. В 1926 году бывший Михайловский театр стал - Ленинградским академическим Малым оперным театром. В советское время театр вёл активную работу. На его сцене были впервые поставлены оперы Дмитрия Шостаковича: «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда». Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в город Чкалов (ныне Оренбург). Сразу после войны здесь состоялась премьера оперы С. Прокофьева «Война и мир». В 1989 году Малому театру оперы и балета было присвоено имя Модеста Петровича Мусоргского. В репертуаре театра стали преобладать русские композиторы: Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин. В разное время здесь работали такие дирижёры как - Эдуард Грикуров, Юрий Темирканов, балетмейстеры – Фёдор Лопухов, Юрий Григорович, Николай Боярчиков. Огромную роль в становлении тетра сыграли режиссёр - Николай Смолич и дирижёр - Самуил Самосуд.
В 2007 году театру было возвращено его первоначальное название.
Примечателен и примыкающий к Михайловскому театру дом №3 по пл. Искусств. Пятнадцать лет здесь прожил художник, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР Исаак Израилевич Бродский. Будучи учеником И. Е. Репина, он как говорили «принял революцию», начал писать портреты советских деятелей, картины новой жизни, получил признание, получил благосклонность коммунистической власти. В советское время Михайловская улица даже носила имя Бродского. Сегодня в его бывшей двухуровневой квартире находится музей, он не так широко известен, но его стоит посетить. Музей открыт ещё в 1949 году, здесь хранятся личные вещи, книги, фотографии, документы, связанные с именем живописца. Особый интерес представляет накопленная Бродским коллекция картин, которые он начал собирать будучи еще студентом. Эту уникальную коллекцию можно назвать маленьким Русским музеем, так как здесь представлены все сколько-нибудь заметные русские художники XIX-XX вв.
В доме №2 по Михайловской улице расположена Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича. В 1839 году для Дворянского собрания столицы архитектором Полем Жако был возведён концертный зал. Фасад здания спроектировал все тот же Карл Росси. В конце столетия здание достроили четвёртым аттиковым этажом.
Проходившие здесь концерты быстро завоевали успех и любовь у зрителей. В XIX веке здесь выступали такие выдающиеся музыканты как: Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, П. Виардо, А. Рубинштейн, К. Шуман. 12 июня 1921 года состоялось торжественное открытие Петроградской филармонии. Программа концерта была посвящена творчеству Петра Ильича Чайковского. За дирижёрским пультом был первый директор филармонии – Эмиль Купер. 12 мая 1926 года Дмитрий Шостакович исполнил здесь свою знаменитую 1-ю симфонию. С 1975 года филармонии присвоено его имя. Большой зал филармонии - один из самых крупных залов Европы, он вмещает до 1500 человек и обладает великолепной акустикой.
И еще одна достопримечательность, оправдывающая название площади. На углу Итальянской улицы и площади Искусств (дом №5) находится кафе, о котором поэт Михаил Кузмин написал следующее четверостишие:
Здесь цепи многие развязаны, -
Всё сохранит подземный зал,
И те слова, что ночью сказаны,
Другой бы утром не сказал…
Заведение открылось 31 декабря 1911 года в доме Яковлева. «Бродячая собака» быстро стала культовым местом. В кафе устраивались различные театральные представления, лекции об искусствах, музыкальные концерты и поэтические вечера. Здесь читали свои стихотворения Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Константин Бальмонт, Игорь Северянин и другие поэты. Среди посетителей были такие известные деятели, как композиторы Вячеслав Каратыгин, Михаил Гнесин и Сергей Прокофьев, балерина Тамара Карсавина. Кафе объединяло в себе людей искусства, давало им возможность рассказать друг другу своё представление о культуре и раскрыть свой творческий потенциал. «Бродячая собака» - один из самых ярких памятников Серебряного века.
Главным организатором и учредителем кабаре стал режиссёр и актёр Борис Пронин. Среди его помощников были: писатель Алексей Толстой, художники Мстислав Добужинский, Николай Сапунов, Сергей Судейкин, архитектор Иван Фомин. Название кабаре связано с представлениями образа одинокого художника в виде бесприютной бродячей собаки. Художники, поэты, музыканты и артисты могли спокойно попасть в арт-подвал, с них не брали денег за вход. Другие же посетители, так называемые «фармацевты», должны были заплатить за билет. Известные посетители могли оставить свой автограф или комментарий в книге из синей кожи, которая именовалась как «Свиная книга». В марте 1915 года «Бродячая собака» была закрыта. Во время Великой Отечественной войны на месте кафе размещалось бомбоубежище. Вновь кабаре открылось в 2001 году. Сегодня оно, как и прежде, радует своих посетителей различными творческими вечерами.
Рядом с кафе «Бродячая собака» у ресторана «Золотой Остап» 25 июля 2000 года был открыт памятник Остапу Бендеру. Скульптор Альберт Чаркин придал памятнику черты актёра Сергея Юрского, сыгравшего Остапа в «Золотом телёнке». Как гласит городская легенда, для удачи в авантюрном деле, нужно либо сесть на стул Остапа, либо потереть ему нос.
Театры, музеи, консерватория и даже артистическое кафе, все это, безусловно, оправдывает название этой прекрасной площади, с которой мы начинаем знакомство с центральной частью Петербурга. Мы продолжим нашу прогулку по Итальянской улице к Манежной площади.
-----
Улица получила своё название по располагавшемуся на ней в XVIII веке Итальянскому дворцу. После 1917-о и до 1991 года она носила имя революционера Александра Ракова. К наиболее известным домам и близким к площади Искусств на этой улице можно отнести: дом №7 – гостиница «Европа», дом №13 – Театр музыкальной комедии и дом №19 – в нём находятся «Пассаж» и Театр имени В. Комиссаржевской.
Между Итальянской улицей и Невским проспектом проложена самая короткая улица Петербурга – Малая Садовая. Её длина всего 179 метров. Улица знаменита своими маленькими памятниками. В 2001 году на ней установлена бронзовая скульптура фотографу, это памятник знаменитому Карлу Булле. В начале XX века в доме 1/54 располагалось его фотоателье, благодаря его снимкам (а их до нас дошло несколько тысяч!) мы себе представляем все стороны городской жизни начала XX века. Здесь же на Малой Садовой можно обнаружить двух котов, которые сидят на карнизе. А, пожалуй, самый известный памятник на Малой Садовой – это великолепный фонтан с гранитным шаром. Ещё одной интересной особенностью этой улицы является то, что она не замерзает зимой. Под плитами Малой Саловой проложены отопительные трубы.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Исторический центр Санкт-Петербурга"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Е. Чистикова
Читает: О. Кравчук

Аудиогид знакомит с самыми главными достопримечательностями Северной столицы, находящимися в треугольнике между Невой, Фонтанкой и Невским проспектом. Вы познакомитесь с главными музеями Петербурга: Русским музеем и Эрмитажем, узнаете много интересного о Михайловском, Шуваловском, Шереметевском дворцах, Летнем и Михайловском саде, Марсовом поле, знаменитых мостах через Фонтанку и Мойку, и о загадочном Инженерном замке.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого - заглянете за парадные фасады петербургских старинных

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

Крыши Петербурга

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Квест по Петропавловской крепости для детей и взрослых

Петропавловская крепость — первое сооружение в городе и наглядное пособие по истории имперской России. Так давайте изучим её через игру! Для этого придётся обойти каждый

Автор: Дарья

Мистический Петербург

Санкт-Петербург неспроста называют городом-призраком. Говорят, что город построен на месте активного разлома земной коры в аномальной зоне, поэтому с самого

Автор: Георгий

Тайны Летнего сада

Летний сад — это не не только аллеи, лавочки и скульптуры. Это и музей, и «декорация» громких исторических событий, и рай для археологов. Я познакомлю вас с любопытными секретами

Автор: Кирилл

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Доходные дома Петербурга: побывать на крышах и внутри

Данная пешеходная экскурсия дает уникальную возможность увидеть городскую застройку сразу с нескольких ракурсов: снизу, изнутри и сверху. Мы познакомим вас

Автор: Алексей

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина

Детская экскурсия по парадным залам Эрмитажа

С чего начинается Эрмитаж? Разумеется, с потрясающих парадных залов, каждый из которых имеет свою историю, неповторимую архитектуру, свои функции и особенности. Наша прогулка по главным

Автор: Аделина

Экскурсия-детектив "Масонский Петербург"

Масонство — что это? Тайное общество, существующее более 3000 лет, или миф? Каковы истинные цели масонов и как попасть в

Автор: Георгий

Мой Петербург

Я покажу вам Петербург глазами человека, который родился и вырос в этом прекрасном и замечательном городе! Мы увидим его незабываемые

Автор: Антон

Разводные мосты глазами петербуржца

Мосты над Невой разводятся по очереди, и обычно за ночь туристам удается посмотреть на 1-2 моста: с борта теплохода увидеть больше запрещают правила судоходства, а гуляя по набережным,

Автор: Кирилл

Ежедневная прогулка по Петербургу

Добро пожаловать в парадный, всегда загадочный и невероятный Петербург. Вы пройдёте по лабиринтам дворов-колодцев, взглянете на роскошнейшие дворцы Северной столицы, очутитесь там, куда не доходят туристы,

Автор: Tripster

Отправить открытку из Эрмитажа

Эрмитаж завораживает своим величием. Каждый посетитель обнаружит здесь тот зал и те экспонаты, к которым захочет возвращаться снова и снова. Давайте искать их вместе: я покажу

Автор: Александра

Петропавловская крепость для детей

Приглашаю ребят и их родителей на увлекательную прогулку в самое сердце Петербурга, место, откуда началось строительство нашего города — в

Автор: Юлия