Мост Белинского, Цирк, Симеоновская церковь

Рядом с мостом Белинского, около Шереметевского дворца стоит дом №32, ранее он принадлежал полковнику и графу Григорию Кушелеву-Безбородко. Интересно, что именно в него Михаил Юрьевич Лермонтов поселяет своего героя Григория Печорина. Прочтём цитату из романа: «Тут сани Печорина остановились у богатого подъезда с навесом и стеклянными дверьми, с медной блестящей обделкой». Видимо не случайно, Лермонтов размещает своего героя в доме этого богатого и известного в Петербурге человека.
Вспомним ещё одно имя, связанное с русской литературой XIX века. Великий критик Виссарион Григорьевич Белинский жил здесь на Фонтанке в домах №17 и 40. В его честь были названы мост и улица, к истории которых, мы сейчас и обратимся. Улицу и площадь Белинского связывает мост через Фонтанку, также носящий сейчас имя великого критика. Впервые мост на этом месте появился в 1733 году, он был деревянный. В то время мост называли Симеоновским по расположенной рядом церкви святых Симеона и Анны.
Для соединения берегов Фонтанки в конце XVIII века было сооружено семь однотипных каменных мостов с характерными гранитными башнями и разводным средним пролетом. Этот облик сохраняют сейчас только мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост. Симеоновский мост был самым первым. К сожалению, имя архитектора «фонтанных мостов» точно неизвестно, но существует предположение, что им мог быть французский инженер Ж. Перронэ.
В 1858-1859 годах башни с Симеоновского моста убрали, а деревянный разводной пролёт заменили гранитным. В 1890 году для расширения проезжей части тротуары вынесли за консоли. Тогда же появилась кованная решётка. Непосредственно работами по установке мостов руководил сначала участник русско-турецкой войны 1768-1774 годов генерал Фёдор Баур, затем полковник Карл Фёдорович Модерах. Через год после появления трамвая в Петербурге, в 1908 году на Симеоновском мосту были проложены трамвайные рельсы. 6 октября 1923 года мост переименовали в честь Белинского. Длина современного моста Белинского составляет 56 метров, а ширина 19 метров.
Улица Белинского до 1923 года называлась Симеоновской, по находящейся на ней церкви. Петр I, как уже было сказано ранее, своей трёхлетней дочери Анне, подарил огромный участок от Фонтанки до современного Лиговского проспекта. В 1712 году по указу царя на месте, где сегодня стоит храм, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. Со временем церковь обветшала, и тогда императрица Анна Иоанновна приказала возвести новый храм из камня. К работе над ним приступил архитектор Михаил Григорьевич Земцов.
Он построил церковь в стиле барокко с элементами древнерусского зодчества. Фасады нового храма Земцов украсил деревянной скульптурой. В 1734 году церковь освятили во имя Святых Праведных Богоприимца Симеона и Анны Пророчицы. По Священному Писанию Симеоний принимал младенца Иисуса Христа. Храм стал придворным, и некоторое время все торжественные богослужения проходили здесь. Иконостас выполнил резчик Конрад Ган. Высота трёхъярусной колокольни достигает 47 метров, в 1753 году на ней установили куранты. В начале XIX века архитектором Михаилом Паловичем Выборовым были пристроены ризница и часовня. С этого же времени храм перестал быть придворным. В 1938 году его закрыли, а помещения использовали в качестве склада. В 1951-54 годах архитектор Виталий Масленников отреставрировал церковь, после чего здание было передано Музею метеорологии. С 1991 году церковь снова стала действующей. Для ценителей архитектуры эта церковь дорога тем, что является одним из немногих дошедших до нас творений Земцова и вообще стиля, который получил название анненского барокко.
Рядом с храмом еще один примечательный дом №1 по ул. Белинского и №30 по набережной Фонтанки, который спроектировал зодчий Иван Егорович Старов. Для Петербурга он сделал немало, ему принадлежат проекты Троицкого собора, Александро-Невской лавры, Таврического дворца. Это трёхэтажное здание с колоннами ионического ордера Иван Егорович построил для своей семьи. Поэтому в конце 1780-х годов архитектор со своей женой и пятью сыновьями переехали в этот дом. Современный облик здание приобрело уже во второй половине XIX века, когда зодчий П.С. Кучинский надстроил четвёртый этаж.
А теперь обратимся к зданию, в назначении которого трудно ошибиться – это цирк (наб. Фонтанки, 3), именно таким его рисуют в мультфильмах. В Петербурге часто гастролировали приезжие артисты. В основном, иностранцы прибывали в столицу из Голландии и Франции. Постройки для временных театров, цирков и зверинцев возводились в разных районах города. Особенно часто подобные зрелищные мероприятия можно было увидеть в этом районе, на Караванной улице.
В марте 1827 года цирковой артист Жак Туринер объявил, что останется в Петербурге на длительное время. В декабре того же года по его инициативе было построено деревянное здание Симеоновского цирка. В 1842 году здание из-за ветхости пришлось снести. В 1847-1848 годах по проекту архитектора Альберта Кавоса на Театральной площади было выстроено здание театра-цирка. Но в 1859 году оно сгорело. На следующий год Альберт Кавос восстановил его уже только как театр, который стали называть Мариинским в честь жены императора Александра II – Марии Александровны.
После закрытия цирка на Театральной площади клоун-акробат Луи Виоль построил на Адмиралтейской площади цирк-балаган, который просуществовал всего один сезон. Тогда в 1867 года у Михайловского манежа был построен новый манеж для труппы Карла Гинне. Но выступления артистов не пользовались популярностью, поэтому Гинне пригласил мужа своей сестры, знаменитого наездника и дрессировщика Гаэтано Чинизелли. Гаэтано был не только талантливым итальянским артистом, но и предпринимателем. Чинизелли арендовал у городских властей участок земли на Фонтанке, где ранее стоял цирк Туринера, и стал просить разрешение на строительство нового здания для цирка.
Но получить от властей согласие на постройку оказалось не так просто. Власти выступили против строительства, утверждая, что здание цирка может закрыть вид на Инженерный замок. К тому же, цирк, по мнению городской думы, «не имеет того общеобразовательного значения, как театр». Тогда итальянец предложил разрушить деревянное строение у Манежа, а на выделенные им деньги устроить на площади сквер. В результате этой договорённости в Петербурге появился новый сквер и цирк. Архитектором нового здания для цирковых выступлений стал Василий Александрович Кенель.
Диаметр манежа цирка равнялся 13 метрам. Настоящим техническим успехом того времени стал цирковой купол диаметром 47,5 метров. Его роспись представляла собой сцены из цирковой жизни. Надо отметить, что именно Кенель - первый в России архитектор, который при планировке здания учёл его цирковую специфику. Вместительный зрительный зал на 5 000 человек был построен без единой колонны. Мест для сидения было всего 1200, а зрители, располагавшиеся на ярусах и галёрке, должны были смотреть представление стоя. 26 декабря 1877 года Чинизелли открыл свой цирк. В начале 1880-х годов пожарная комиссия потребовала построить боковые выходы в амфитеатре, что и было сделано.
В цирке Чинизелли выступали многие знаменитости: дрессировщики братья Анатолий и Владимир Дуровы, борец Иван Поддубный, наездник Джеймс Филлис, клоуны братья Прайс, братья Фраттелини. После революции 1917 года семья Чинизелли покидает Россию. С 1918 года начинает работать Петроградский цирк, в нём по-прежнему выступают знаменитые артисты. На арене цирка появился клоун Карандаш в исполнении Михаила Николаевича Румянцева. В 1920-е годы в Ленинград приехала семья дрессировщиков Запашных. Свои представления здесь давали Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Кулачёв. В 1960-е годы здание цирка частично перестроили. Внешняя галерея цирка была надстроена на всю высоту здания. Появились новые фойе и гардеробы. В 1963 году над входом появились огромные светящиеся буквы слова «Цирк». А в июне 2001 года перед входом установили скульптуру «Цирк приехал».
Теперь отправимся вдоль набережной Фонтанки.
-----
Над рекой молчаливо возвышается Инженерный замок. Чтобы познакомиться с ним, дойдя до кирпичного цвета громады свернем в сторону от набережной и подойдем к главному входу в замок. По дороге обратим внимание на дом №18 по Фонтанке. В XIX веке здесь находилась редакция журнала «Русская старина». Журнал был известен тем, что печатал различные мемуары, письма, автобиографии и воспоминания различных политических и общественных деятелей. Многие материалы до сих пор перепечатываются со страниц «Русской старины».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Исторический центр Санкт-Петербурга"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Е. Чистикова
Читает: О. Кравчук

Аудиогид знакомит с самыми главными достопримечательностями Северной столицы, находящимися в треугольнике между Невой, Фонтанкой и Невским проспектом. Вы познакомитесь с главными музеями Петербурга: Русским музеем и Эрмитажем, узнаете много интересного о Михайловском, Шуваловском, Шереметевском дворцах, Летнем и Михайловском саде, Марсовом поле, знаменитых мостах через Фонтанку и Мойку, и о загадочном Инженерном замке.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого - заглянете за парадные фасады петербургских старинных

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

Крыши Петербурга

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Квест по Петропавловской крепости для детей и взрослых

Петропавловская крепость — первое сооружение в городе и наглядное пособие по истории имперской России. Так давайте изучим её через игру! Для этого придётся обойти каждый

Автор: Дарья

Мистический Петербург

Санкт-Петербург неспроста называют городом-призраком. Говорят, что город построен на месте активного разлома земной коры в аномальной зоне, поэтому с самого

Автор: Георгий

Тайны Летнего сада

Летний сад — это не не только аллеи, лавочки и скульптуры. Это и музей, и «декорация» громких исторических событий, и рай для археологов. Я познакомлю вас с любопытными секретами

Автор: Кирилл

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Доходные дома Петербурга: побывать на крышах и внутри

Данная пешеходная экскурсия дает уникальную возможность увидеть городскую застройку сразу с нескольких ракурсов: снизу, изнутри и сверху. Мы познакомим вас

Автор: Алексей

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина

Детская экскурсия по парадным залам Эрмитажа

С чего начинается Эрмитаж? Разумеется, с потрясающих парадных залов, каждый из которых имеет свою историю, неповторимую архитектуру, свои функции и особенности. Наша прогулка по главным

Автор: Аделина

Экскурсия-детектив "Масонский Петербург"

Масонство — что это? Тайное общество, существующее более 3000 лет, или миф? Каковы истинные цели масонов и как попасть в

Автор: Георгий

Мой Петербург

Я покажу вам Петербург глазами человека, который родился и вырос в этом прекрасном и замечательном городе! Мы увидим его незабываемые

Автор: Антон

Разводные мосты глазами петербуржца

Мосты над Невой разводятся по очереди, и обычно за ночь туристам удается посмотреть на 1-2 моста: с борта теплохода увидеть больше запрещают правила судоходства, а гуляя по набережным,

Автор: Кирилл

Ежедневная прогулка по Петербургу

Добро пожаловать в парадный, всегда загадочный и невероятный Петербург. Вы пройдёте по лабиринтам дворов-колодцев, взглянете на роскошнейшие дворцы Северной столицы, очутитесь там, куда не доходят туристы,

Автор: Tripster

Отправить открытку из Эрмитажа

Эрмитаж завораживает своим величием. Каждый посетитель обнаружит здесь тот зал и те экспонаты, к которым захочет возвращаться снова и снова. Давайте искать их вместе: я покажу

Автор: Александра

Петропавловская крепость для детей

Приглашаю ребят и их родителей на увлекательную прогулку в самое сердце Петербурга, место, откуда началось строительство нашего города — в

Автор: Юлия