Дворцовая площадь. Государственный Эрмитаж

Наше путешествие подошло к главной площади Петербурга – Дворцовой. На ней традиционно проходят торжественные парады, городские праздники и концерты. Своё название она получила от прилегающего к ней Зимнего дворца. Современная Дворцовая площадь первоначально была частью Адмиралтейского луга.
В 1765 году архитектор Андрей Васильевич Квасов придал площади полуциркульное обрамление. В 1779-1784 годах зодчим Юрием Матвеевичем Фельтеном по периметру площади были построены четыре здания. Современный архитектурный ансамбль Дворцовой площади разработал Карл Росси в 1819-1829 годах. С юга он ограничил площадь зданиями, в которых располагались Главный штаб, Военное министерство, а также Министерство финансов и Министерство иностранных дел. Здания имеют общий фасад протяжённостью в 580 метров. Дома соединяет триумфальная арка, увенчанная скульптурой в виде колесницы. В повозке изображена крылатая фигура Победы, умело управляющая шестью лошадьми. Авторами этой скульптурной композиции являются Степан Пименов и Василий Демут-Малиновкий.
Великолепная арка создана как памятник победы в войне с Наполеоном. Низ арки декорирован воинскими доспехами. После революции в здании Главного штаба располагался Наркомат Иностранных дел, а позднее – штаб Ленинградского Военного округа. Дальняя половина здания Главного штаба от Невского проспекта в 1993 году была передана Эрмитажу. С востока площадь граничит со зданием штаба Гвардейского корпуса, построенного по проекту архитектора Александра Брюллова в 1837-1843 годах. Один фасад штаба обращён к Дворцовой площади, другой к набережной реки Мойки.
В центре Дворцовой площади возвышается Александровская колонна архитектора Огюста Монферрана. Высота «александрийского столпа», как его назвал Пушкин, 47,5 метров, что превышает высоту Вандомской колонны, установленной в честь Наполеона. Памятник посвящён победе России в Отечественной войне 1812 года. Колонна увенчана фигурой ангела, выполненной зодчим Борисом Орловским. Колонна выполнена из цельного красного гранита и стоит только за счет собственной силы тяжести, для большей устойчивости ее диаметр незаметно уменьшается от основания к вершине. Лицо ангела напоминает лицо императора Александра I. В левой руке ангела четырёхконечный латинский крест, его взгляд направлен на землю.
На пьедестале столпа помещены барельефы, изображающие кольчуги и щиты русских воинов. На одном из барельефов видна надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Для памятника Монферран изготовил ограду, которую украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек. Существует легенда о том, что горожане очень боялись падения Александровской колонны. Чтобы убедить петербуржцев в безопасности своего архитектурного сооружения, Монферран каждое утро со своей собачкой прогуливался по площади. В советское время вместо фигуры ангела на колонне собирались установить сначала статую Ленина, а затем Сталина. К счастью этого не сучилось, хотя сама площадь с 1918 по 1944 гг. носила имя чекиста Урицкого. В 1977 году площадь покрыли серыми и розовыми гранитными плитками, что придало ей дополнительную парадность.
Есть в истории площадь и драматические страницы. Девятого января 1905 года на Дворцовой площади был открыт огонь против мирной демонстрации рабочих, направлявшихся к Зимнему дворцу для подачи императору Николаю II петиции, сам император предпочел находиться в Царском селе. На этой же площади Николай объявил о начале войны с Германией в 1914 году. В советское время здесь проходили демонстрации трудящихся и военные парады, а двадцатого августа 1991 года на Дворцовой площади прошел митинг против действий ГКЧП, во многом предопределивший провал путча в Северной столице.
С севера Дворцовой площади расположился Эрмитаж - один из крупнейших музеев мира. Экспозиция Эрмитажа в главном музейном комплексе, расположенном в центре города, занимает 365 залов. Фонд музея насчитывает около 3 миллионов экспонатов.
В комплекс Государственного Эрмитажа входят 10 зданий. Наиболее известные и являющиеся архитектурными памятниками XVIII-XIX веков: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Главный штаб.
Наиболее значительное из них – это, конечно, громада Зимнего дворца. Его высота – 23,5 метра до сих пор задает «высотную дисциплину» историческому центру города. Ни одно здание не могло строиться выше царской резиденции, с высоты птичьего полета огромный исторический центр города выглядит как аккуратно подстриженная лужайка, на которой лишь местами пробиваются купола и шпили. По этой же причине первые в России дореволюционные небоскребы появились в Москве, а не в Петербурге. Благодаря четкой «небесной линии», как ее назвал Дмитрий Сергеевич Лихачев, Петербург занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
О количестве Зимних дворцов у исследователей нет единого мнения. Первым царским зимним жилищем был «маленький домик голландской архитектуры», построенный для Петра I из дерева в 1708 году около современного Адмиралтейства. Имя архитектора этого дома историки предположительно называют Доменико Трезини. В 1711 году «маленькие зимние хоромы» были перенесены на Петровский остров. На их месте архитектор Доменико Трезини приступил к строительству каменного двухэтажного Зимнего дворца. 19 февраля 1712 году Пётр I и Екатерина отпраздновали в новом дворце свою свадьбу, поэтому это сооружение часто называют Свадебными палатами. С 1723 года Свадебные палаты стали называть «Старым Зимним Его императорского величества дворцом», в нём разместился Сенат. Здание известное как Третий Зимний дворец, было построено в 1716-1723 годах около Невы, на том месте, где сегодня стоит Эрмитажный театр. Сначала строительство велось по проекту архитекторов Ж.Б. Леблона и Г.И. Маттарнови, а затем Ф. Растрелли. В это же время с западной стороны здания была прорыта Зимняя канавка. В 1725 году в этом дворце скончался Петр I. Впоследствии дворец был расширен зодчим Д. Трезини, в нём жили придворные, а затем здесь разместилась Лейб-кампания. В 1783-1787 годах на месте дворца появилось здание Эрмитажного театра, о котором мы поговорим чуть позже.
Взошедшая на трон Анна Иоанновна в 1730 году приказывает Франческо Бартоломео Растрелли перестроить доставшийся ей от Петра II дом генерал-адмирала Ф.М. Апраксина. Постройка четвёртого Зимнего дворца была закончена в 1737 году. Именно этот дворец дочь Петра I Елизавета со своими единомышленниками захватила ночью 25 ноября 1741 года.
Вознесенная гвардейцами на престол императрица Елизавета Петровна велит построить Растрелли новый дворец, в комплекс которого, должны были войти четвёртый Зимний дворец, каменные палаты С.Л. Рагузинского-Владиславича и П.И. Ягужинского. В 1754 году начинаются работы по сооружению нового здания Зимнего дворца. На углу Мойки и Невского проспекта, на месте современного дома №.15 Растрелли строит временный деревянный дворец, в который на время строительства переехала императрица.
Итак, знаменитый Зимний дворец, которым мы восхищаемся сегодня, был построен архитектором Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 годах. По иронии судьбы Елизавета Петровна так и не въехала в новый Зимний дворец, окончив свои дни в роскошной времянке. Во владение гигантскими покоями вступила Екатерина Вторая, которую, к слову Елизавета Петровна не слишком жаловала. Досталось и Растрелли, он был отстранен от строительства, которое было почти закончено, и до сих пор о последних годах жизни гения барокко мало что известно.
Главный фасад здания Зимнего дворца обращён к Дворцовой площади. Тройная аркада въездных ворот украшена ажурной решёткой. Великолепие дворца подчёркивают многочисленные колонны. На крыше здания виднеются скульптуры и декоративные вазы. Первоначально они были сделаны из пудожского камня, а затем их заменили фигурами из листовой меди.
Комплекс Зимнего дворца занимает один из крупнейших музеев мира – Государственный Эрмитаж. 1764 год считается годом его основания, тогда Екатерина II приобрела в Берлине у негоцианта Иоганна Эрнеста Гоцковского 225 картин. Авторами живописных полотен, в основном, были художники фламандской и голландской школ. С этого момента коллекция картин дворца постоянно увеличивается. Первые полотна размещались в специальном помещении, называвшемся «hermitage», что в переводе с французского означает «место уединения», «жилище отшельника».
При Екатерине II для посетителей Эрмитажа были разработаны специальные правила, так называемые 10 параграфов.
Приведём несколько из них:
"Оставить все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче шпаги.
Быть весёлым, однако ж ничего не портить, не ломать и ничего не грызть.
Садиться, стоять, ходить как заблагорассудиться, несмотря ни на кого.
Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих, тамо находящихся, уши или головы не заболели.
Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий всегда мог найти свои ноги для выхода из дверей, и проч".
Нарушитель правил посещения музея в качестве искупления вины, должен был "выпить стакан холодной воды" и "прочесть страницу Телемахиды".
К концу XVIII века картинная галерея пополняется коллекциями графов Генриха Брюля, Карла Кобенцля, Пьера Кроза и других. В 1792 году архитектор Джакомо Кваренги возвёл лоджии Рафаэля. Эрмитаж стал открыт для избранных посетителей с 1852 года. Специальные разрешения на посещение музея выдавало министерство двора. К примеру, Василий Жуковский написал Александру Пушкину, что достал ему билет в Эрмитаж на всю вечность. После 1863 года, когда вводится должность директора музея, вход в Эрмитаж сделали свободным. Первым директором стал историк, почётный академик Петербургской академии наук, Степан Александрович Гедеонов.
Обязательно найдите время, чтобы насладиться интерьерами Зимнего дворца. Всех посетителей на второй этаж царского дворца ведёт Иорданская лестница. В XVIII веке её именовали Посольской, так как по ней поднимались иностранные послы, приглашённые во дворец. Современное название связывают с рекой Иордан, где согласно Библии, проходило крещение. Великолепие лестницы поражает взгляд. Высота потолка огромна, более 20 метров. Верхнюю площадку лестницы украшает колоннада из серых гранитных монолитов.
На втором этаже находится несколько известных залов. Фельдмаршальский зал был обустроен архитектором Огюстом Монферраном в 1833 году. После разрушительного пожара 1837 года перестроен Василием Петровичем Стасовым в стиле классицизма. Петровский, прежде Малый тронный зал, также был создан Монферраном и воссоздан поле пожара Стасовым. Зал посвящён Петру I. Помещение оформлено изображениями сражений, в которых Пётр одержал победу: «Полтавский бой» и «Битва при Лесной». В центр между двумя яшмовыми колоннами помещена картина Якопо Амикони «Пётр I с аллегорической фигурой Славы». Под этой картиной стоит императорский трон, выполненный Николой Клаузеном в 1731 году из дуба и позолоченного серебра.
Залом для парадных приёмов был Гербовый зал, площадью 1000 квадратных метров. Автором этого великолепного зала является Василий Стасов. По периметру зала установлены золочённые колонны коринфского ордера. Около Гербового зала находится Военная галерея Зимнего дворца. В ней по проекту архитектора Карла Росси были размещены 332 портрета генералов, участников Отечественной войны 1812 года. Картины выполнены английским художником Джорджем Доу. Портреты Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III написаны немецким живописцем Францем Крюгером.
Георгиевский зал был создан Джакомо Кваренги, восстановлен В.П. Стасовым и Н.Е. Ефимовым. Величественный в своём оформлении зал предназначался официальных приёмов и церемоний. Паркет зала составлен из 16 пород дерева. Зал украшает два ряда сдвоенных колонн с пилястрами. В конце зала на возвышенности стоит трон. По всему периметру зала идёт балкон, прерывающийся только над троном, где помещён барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона». В 2001 году был открыт внутренний двор Зимнего дворца, где теперь летом проводят симфонические сезоны.
Рассмотрим другие здания, входящие помимо Зимнего дворца в комплекс Государственного Эрмитажа. В 1764-1775 годах по проекту архитекторов Юрия Фельтена и Жан-Батиста Вален-Деламота был построен Малый Эрмитаж, он стоит перпендикулярно к Неве. Самым известным помещением Малого Эрмитажа является Павильонный зал, выполненный зодчим Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в 1850-1858 годах. Северные окна выходят на Неву, а южные на Висячий сад. Посетителей музея в Павильонном зале привлекает внимание необычные часы английского механика XVIII века Джеймса Кокса – «Павлин». В 1780 году они были куплены Григорием Александровичем Потёмкиным для императрицы Екатерины II. Узнать время по этим огромным часам, можно взглянув на прорезь в шляпке гриба. Остальное убранство этих часов предназначено прежде всего для развлечения. Раз в неделю для посетителей музея запускают бой часов. Все фигуры этой композиции приходят в движение: павлин распускает свой хвост, сова поворачивает голову и хлопает глазами, петух кукарекает. Из Павильонного зала можно попасть во внутренний Висячий сад Екатерины II, украшенный скульптурами.
Коллекция Эрмитажа всё время пополнялась, для её размещения в 1771-1787 годах Юрием Фельтеном около Малого Эрмитажа строится здание, сегодня известное под названием Старого Эрмитажа. Чуть позже архитектор соединяет новое здание с Эрмитажным театром аркой, перекинутой через Зимнюю канавку. Театр появился в 1783-1787 годах благодаря работе зодчего Джакомо Кваренги. Амфитеатр зала выполнен в античном стиле и отделан цветным искусственным мрамором. В эпоху Екатерины II здесь проходили спектакли, поставленные по её сценариям. Внутреннее убранство зала над аркой выполнил архитектор Леонтий Бенуа. Сегодня в театре проходят спектакли и различные концерты.
Долгое время считалось, что при строительстве Эрмитажного театра Зимний дворец Петра I был разобран до основания. Но в результате археологических исследований в 1976-1986 годах были обнаружены сохранившиеся части здания. Под зрительным залом театра была найдена сохранившаяся часть жилого корпуса, называемая «малыми палатками». Эти помещения, построенные под руководством Георга Иоганна Маттарнови, принадлежали Петру I. До наших дней дошли 12 комнат императрицы Екатерины I, выполненных зодчим Доменико Трезини. Экспозиция «Зимний дворец Петра I» открылась в Эрмитаже в 1992 году.
Мы можем пройти к следующей остановке – у Зимней канавки мимо здания Нового Эрмитажа.
-----
Новый Эрмитаж, выходящий на Миллионную улицу построен в 1851 году по проекту архитектора Лео Кленце под руководством Василия Петровича Стасова и Николая Ефимовича Ефимова. Изначально предназначалось для размещения в нём экспозиций. Узнаваемость Новому Эрмитажу придают десять атлантов у входа – работа скульптора Александра Ивановича Теребенёва. На фасаде здания - мастера искусств древнего мира. 7 февраля 1852 года состоялось открытие публичного музея, включавшего в себя 56 выставочных залов.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Исторический центр Санкт-Петербурга"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Е. Чистикова
Читает: О. Кравчук

Аудиогид знакомит с самыми главными достопримечательностями Северной столицы, находящимися в треугольнике между Невой, Фонтанкой и Невским проспектом. Вы познакомитесь с главными музеями Петербурга: Русским музеем и Эрмитажем, узнаете много интересного о Михайловском, Шуваловском, Шереметевском дворцах, Летнем и Михайловском саде, Марсовом поле, знаменитых мостах через Фонтанку и Мойку, и о загадочном Инженерном замке.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого - заглянете за парадные фасады петербургских старинных

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

Крыши Петербурга

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Квест по Петропавловской крепости для детей и взрослых

Петропавловская крепость — первое сооружение в городе и наглядное пособие по истории имперской России. Так давайте изучим её через игру! Для этого придётся обойти каждый

Автор: Дарья

Мистический Петербург

Санкт-Петербург неспроста называют городом-призраком. Говорят, что город построен на месте активного разлома земной коры в аномальной зоне, поэтому с самого

Автор: Георгий

Тайны Летнего сада

Летний сад — это не не только аллеи, лавочки и скульптуры. Это и музей, и «декорация» громких исторических событий, и рай для археологов. Я познакомлю вас с любопытными секретами

Автор: Кирилл

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Доходные дома Петербурга: побывать на крышах и внутри

Данная пешеходная экскурсия дает уникальную возможность увидеть городскую застройку сразу с нескольких ракурсов: снизу, изнутри и сверху. Мы познакомим вас

Автор: Алексей

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина

Детская экскурсия по парадным залам Эрмитажа

С чего начинается Эрмитаж? Разумеется, с потрясающих парадных залов, каждый из которых имеет свою историю, неповторимую архитектуру, свои функции и особенности. Наша прогулка по главным

Автор: Аделина

Экскурсия-детектив "Масонский Петербург"

Масонство — что это? Тайное общество, существующее более 3000 лет, или миф? Каковы истинные цели масонов и как попасть в

Автор: Георгий

Мой Петербург

Я покажу вам Петербург глазами человека, который родился и вырос в этом прекрасном и замечательном городе! Мы увидим его незабываемые

Автор: Антон

Разводные мосты глазами петербуржца

Мосты над Невой разводятся по очереди, и обычно за ночь туристам удается посмотреть на 1-2 моста: с борта теплохода увидеть больше запрещают правила судоходства, а гуляя по набережным,

Автор: Кирилл

Ежедневная прогулка по Петербургу

Добро пожаловать в парадный, всегда загадочный и невероятный Петербург. Вы пройдёте по лабиринтам дворов-колодцев, взглянете на роскошнейшие дворцы Северной столицы, очутитесь там, куда не доходят туристы,

Автор: Tripster

Отправить открытку из Эрмитажа

Эрмитаж завораживает своим величием. Каждый посетитель обнаружит здесь тот зал и те экспонаты, к которым захочет возвращаться снова и снова. Давайте искать их вместе: я покажу

Автор: Александра

Петропавловская крепость для детей

Приглашаю ребят и их родителей на увлекательную прогулку в самое сердце Петербурга, место, откуда началось строительство нашего города — в

Автор: Юлия