Академическая капелла. Певческий мост

На месте дома №20 по набережной Мойки, сегодня занимаемой Академической капеллой, в 30-х годах XVIII века находился двухэтажный деревянный дом лекаря Христиана Паульсена. За его домом в сторону Большой Конюшенной улицы были разбиты сады и огороды. В мае 1773 года архитектор Юрий Фельтен купил этот дом с прилегающим к нему участком. В это время зодчий руководит возведением здания Старого Эрмитажа и ломбарда на Марсовом поле. От нового дома Фельтену было удобно добираться до этих объектов. В середине 1770-х годов архитектор сосредоточил своё внимание на постройке здания для Императорской Академии художеств, поэтому вскоре он продаёт свой дом на Мойке и переезжает на Васильевский остров. В бывшем особняке Фельтена какое-то время жили Неплюевы, затем Нарышкины, в 1808 году дом выкупает казна и размещает там придворных певчих.
Хор Государевых певчих дьяков появился ещё во времена Ивана III в 1479 году в Москве. Солистов отбирали по всей стране, поэтому хор славился своими замечательными голосами. Он выступал на освящении Успенского собора в Москве, на праздновании взятия Ниеншанца в 1703 году и закладке Петропавловской крепости. Из Москвы певческий хор переехал в новую столицу России, в Петербург. Сам Пётр I иногда пел в этом хоре, исполняя партию баса.
Будущие музыканты жили и учились при Капелле. Юным дарованиям преподавали православное и итальянское пение, а также науки и языки. При Елизавете Петровне хор стали называть «Капелией придворных певчих», на европейский манер. В это же время увеличилось количество певчих, если в 1711 году их было 11 человек, то в 1764 году – 72. При Екатерине II в Капеллу были приглашены итальянские композиторы: Бальтазор Галуппи, Джованни Панзиэлло, Джузеппе Сарти, Доменико Чимарозо. В 1885 году педагог, композитор и дирижёр Николай Андреевич Римский-Корсаков организовал при Капелле Придворный оркестр, ставший первым государственным симфоническим оркестром.
В начале XIX века архитектором Карлом Ивановичем Росси проводилась реконструкция Дворцовой площади, поэтому ряд построек на Мойке был разрушен. Певческий дом стал просматриваться с обновлённой площади. А в 1830-х годах к нему пристроили парадный зал и установили ограду по рисунку архитектора Вилерса. Деревья, оставшиеся от Фельтенского сада, вырубили и на их месте построили доходные дома. Проходные арки новых строений выходили на Большую Конюшенную улицу. Архитектором Людовиком Иосифовичем Шарлеманем к зданию был пристроен концертный зал.
Но помещения Певческого дома мало удовлетворяли потребности музыкантов: не хватало жилых комнат, залов для пения и в 1886-1889 годах здание перестраивается зодчим Леонтием Николаевичем Бенуа. Он спроектировал не только внешний облик здания, но и интерьеры. Удачным в исполнении стал концертный зал Капеллы. Бенуа планировал установить в нём орган, но эта задумка так и не была им осуществлена. Лишь в 1927 году из голландской церкви на Невском проспекте в зал Капеллы был перенесён орган.
Среди юных музыкантов ходила легенда о том, что здание Капеллы соединено потайным ходом с Зимним дворцом. В этом подземелье должны храниться рукописи композиторов, в том числе Михаила Глинки и Дмитрия Бортнянского. Эти выдающиеся музыканты якобы спрятали свои произведения, потому что современники не смогли бы их понять. По преданию, рукописные ноты ждут своего часа, их только нужно отыскать.
В 1920 году в хор Капеллы стали принимать женщин. В 1918 года Капелла была преобразована в Народную хоровую академию. Через два года название вновь поменялось на Государственную академическую капеллу. В 1954 ей присвоено имя Михаила Глинки. В 1922 году в Капелле создано Хоровое училище, которое с 1955 года стало самостоятельной организацией. Во время Великой Отечественной войны хор эвакуирован в Киров, но свою работу он продолжал в различных воинских частях, на фабриках и заводах. В 1991 году у Капеллы вновь появился свой симфонический оркестр, руководителем и главным дирижёром которого стал Александр Чернушенко.
Капелла уникальна тем, что объединяет учебную, концертную и музыкально-просветительскую деятельности. Капелла связана с именами таких композиторов и музыкантов, как Дмитрий Бортнянский, Фёдор и Алексей Львовы, Милий Балакирев, Антон Аренский, Степан Смоленский, Михаил Климов и другие. Михаил Глинка в 1837-1839 годах служил здесь капельмейстером. Среди преподавателей Капеллы отметим Николая Римского-Корсакова и Анатолия Лядова.
Из дворов Капеллы выйдем к Певческому мосту.
В одном из номеров журнала «Исторический вестник» за 1888 год секретарём Министерства иностранных дел М.М. Михайловым рассказывается история строительства Певческого моста. В конце 1840-х годов в доме №24 на Мойке около современного моста, проходил обед у графа и попечителя Харьковского университета Юрия Александровича Головкина. Все собравшиеся гости только сели за стол, как в комнату вошёл фельдъегерь с приглашением от государя явиться к нему на обед. Безусловно, отказаться отобедать с его Величеством Головкин не мог. Граф немедленно отправился, но торопясь сесть в лодку, оступился и упал в Мойку. Как пишет Михайлов, только благодаря своему огромному росту Головкину удалось не погрузиться в воду полностью. Граф вернулся к себе домой, а вскоре к нему в комнату зашёл сам император, обеспокоенный здоровьем графа. А на следующий день государь вместе с императрицей пришли на обед к Головкину. Во время этой трапезы Николай I и решил, что на месте, где чуть не утонул граф Головкин, во избежание подобных случаев, должен быть построен мост.
Этот рассказ ещё одна красивая легенда Петербурга. На самом деле первый мост у капеллы появился в 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана. Мост был деревянный и сооружён специально для прохода войск на парад по случаю открытия Александровской колонны.
Еще с середины XVIII века мосты через Мойку красили в определенные цвета, чтобы жители их не путали, эта традиция сохраняется до сих пор. Ниже по течению находятся Зеленый, Красный и Синий мосты. Построенный Монферраном деревянный мост был окрашен в жёлтый цвет, поэтому и назвали его Жёлтым. Но уже в 1839-1840 годах мост перестроил инженер Егор Андреевич Адам. Длина новой переправы составила 24 метра, а ширина 72 метра. Пролёт моста был сделан из чугунных коробок – кессонов, скрепленных между собой болтами. Это уже не легенда: в первые восемь месяцев эксплуатации моста хозяйственные горожане украли 50 болтов и 27 гаек. Заурядный для России сюжет блестяще описан Чеховым в рассказе «Злоумышленник». С 1844 года мост стали называть Певческим, это третий по ширине мост в городе после Синего и Казанского.
От Певческого моста всего несколько шагов надо пройти, чтобы оказаться в самом сердце Петербурга – на Дворцовой площади.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Исторический центр Санкт-Петербурга"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Е. Чистикова
Читает: О. Кравчук

Аудиогид знакомит с самыми главными достопримечательностями Северной столицы, находящимися в треугольнике между Невой, Фонтанкой и Невским проспектом. Вы познакомитесь с главными музеями Петербурга: Русским музеем и Эрмитажем, узнаете много интересного о Михайловском, Шуваловском, Шереметевском дворцах, Летнем и Михайловском саде, Марсовом поле, знаменитых мостах через Фонтанку и Мойку, и о загадочном Инженерном замке.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Санкт Петербургу

Петергоф и Кронштадт: два города за один день

Эта поездка объединила культовые пригороды Санкт-Петербурга — резиденцию русских императоров Петергоф и город-порт Кронштадт. За один день вы насладитесь архитектурными шедеврами и фонтанами русского Версаля,

Автор: Филипп

От крыши к крыше в центре Петербурга

Программа-минимум в городе на Неве — увидеть его сверху! Со мной вы пройдете по системе крыш с видами на все

Автор: Алексей

Петербург с крыши

Вы увидите Северную столицу с другого ракурса, ощутите на лице свежий ветер с Финского залива, сможете отрешиться от уличной суеты

Автор: Алексей

Гуляй как петербуржец

Эта авторская прогулка создана, чтобы не просто познакомить вас с городом на Неве, но дать реальное представление о Петербурге, без

Автор: Анастасия

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Вы совершите путешествие по местам малодоступным и пока еще хранящим обаяние атмосферы прошлого — заглянете за парадные фасады петербургских старинных жилых

Автор: Алексей

Летние крыши Петербурга

Внизу движутся машины, спешат люди, но никто из них не знает, что за ними наблюдают. Эта экскурсия поможет вам окунуться

Автор: Юрий

На автобусе и теплоходе по ночному Петербургу

На экскурсии вы почувствуете волшебство петербургской ночи и увидите культовые достопримечательности: Исаакиевскую площадь, крейсер «Аврора», Дом Зингера, Фонтанку с Чижиком-Пыжиком

Автор: Ирина

Покорить крыши Петербурга

Чтобы по-настоящему понять и рассмотреть устройство Петербурга, нужно забраться на его легендарные крыши. На прогулке вы откроете для себя город с новой стороны: увидите знаменитый

Автор: Данил

Дворцы, великолепный парк и фонтаны Петергофа

Гармоничные нордические пейзажи, журчание водных струй и барочная архитектура — всё это Петергоф. Парадная резиденция, расположившись на берегу Финского залива, недаром манит путешественников

Автор: Ирина

Большая обзорная экскурсия с посещением Петропавловской крепости

За 5 часов прошлое города и его облик сложатся для вас в понятную картину. На фоне Невского проспекта, Исаакиевского и

Автор: Филипп

Неформальный Петербург

Вместо стандартных достопримечательностей на моей экскурсии вы увидите Петербург ярких дворов-колодцев и арт-мест, нетипичных баров с историей и художественных мастерских. А вместо классических фактов о Северной столице

Автор: Сергей

Секретный Петербург: прогулка с фотографом

Если вы хотите увезти из Санкт-Петербурга не только воспоминания, но и чудесные фотографии, приглашаю вместе прогуляться по этому таинственному и прекрасному городу. Я проведу вас по мощеным улицам, наполненным

Автор: Арсений и Оля

Открыть Петербург детям!

Познакомить детей с великолепным Санкт-Петербургом — задача ответственная. Я с радостью помогу вам решить ее, рассказывая ребятам об истории города

Автор: Анастасия

Классический Петербург

Эта экскурсия будет особенно интересна тем, кто оказался в Петербурге впервые! Это прекрасный шанс встретиться с самыми знаменитыми достопримечательностями Северной

Автор: Артем

Путешествие по проходным дворам Санкт-Петербурга

Проходные дворы – это портал в другой, нетуристический Питер. Прогулка по ним позволит вам почувствовать дух города, а я расскажу

Автор: Илья

Эрмитаж в компании искусствоведа

На экскурсии мы исследуем более 30 залов Эрмитажа, познакомимся с работами голландских, итальянских и испанских мастеров, античной скульптурой и культурой

Автор: Ирина