Бастион Панцерлакс, Школа искусств

Подойдём к пересечению Выборгской и Лужской улиц. Отсюда хорошо виден бастион Панцерлакс. Название «Панцерлакс» сочетает в себе два слова: «панцирь» и «залив». Укрепления Каменного города к середине XVI века потеряли своё значение. Нужно было защищать юго-восток полуострова. Поэтому началось строительство Рогатой крепости. «Панцирь залива» принадлежал к укреплениям Рогатой крепости, которую шведы построили в 1580 году, был её правым флангом. Бастион имеет форму пятиугольника, стоящего на граните. Шесть бойниц, расположенные в три яруса, выходят к Выборгской улице. На фасы бастиона ставили пушки. В Панцерлаксе было несколько пороховых погребов.
Постепенно бастион утратил своё значение. Около него стали строить сараи, лавки, появились пивоварня и огороды. В середине XIX века Рогатую крепость разобрали. Но Панцерлакс оставили. Он стал местом поднятия городского флага, после того как в 1834 году сгорела башня Святого Олафа. В 1930-е годы пороховой погреб бастиона забрали себе местные художники и организовали там мастерскую. В 1988 году в пороховом погребе и каземате левого бастиона открыли кафе под названием – «Панцерлакс». Сейчас его уже не существует. Бастион пустует, оставленный как исторический памятник.
Ещё в конце XIX века возникла идея об учреждении в Выборге одновременно школы и музея искусств. В 1890 году создаётся Выборгское Общество друзей искусств. В него входили: судья Юханес Теслефф, директор банка Себастьян Гриппенберг. Среди руководителей этого общества были архитекторы Уно Ульберг, Элиэль Сааринен, Фредерик Селин. Арендуя различные помещения в Выборге, Общество друзей искусств устраивало выставки. В 1897 году прошла такая первая выставка в ресторане Общества трезвости. Для художественного мира открывались новые имена. В ранних выставках принимали участие финские художники Хуго Симберг, Вяйне Куннас.
Некоторые художники хотели, чтобы после их смерти картины не оседали только в частных коллекциях, а стали достоянием для всех горожан. Так, художник Вильям Громме завещал свои работы Выборгскому музею. Однако это был не художественный, а историко-этнографический музей, который имел свою специфику. Кроме того, его фонды росли с каждым годом и уже не помещались в залах городской ратуши. Вот почему художники задумались о создании собственного музея.
Необходимо было решить этот вопрос. В 1917 году на заседании Общества друзей искусств Уно Ульберг представил свой проект здания для музея и школы искусств. Финский архитектор в течение 20 лет искал подходящее место для строительства Школы и Музея искусств. К 1929 г. такое место было найдено. Здание Школы искусств построили рядом с бастионом Панцерлакс.
Весной того же года приступили к строительству, закончили осенью 1930 года. Так как страну затронул мировой экономический кризис, то постройка Школы шла на народные пожертвования, как обычно строили храмы. Среди горожан Выборга, отдавших деньги на постройку Школы были: горный советник Сет Сольберг, художник Вильям Громме, консул Евгений Вульф и другие. Немалую роль сыграл и Фред Хакман, вложивший свои средства в проект Ульберга.
Школу Ульберга называют Храмом искусств. Вход в здание с востока. С западной стороны, со стороны моря – колоннада. В левой части здания размещается музей, в правой – школа. Открытие Храма искусств состоялось 12 октября 1930 года, на церемонии присутствовал президент Финляндии Лаури Кристиан Реландер.
С 25 апреля по 10 мая 1931 года в Храме искусств прошла первая выставка. Её посетило свыше 5 000 человек, что для небольшого Выборга было огромным успехом. Здесь были представлены картины таких художников как Фредерик Альстедт, Альберт Эдельфельт, Бернардт Лагерсталь, Фердинанд фон Райт. В музее были выставлены произведения и русских живописцев: Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Константина Богаевского. Музей стал вторым по значению после Хельсинкского «Атенеума». В октябре 1939 года коллекции музея эвакуировали в Рауталампи в Саволаксе. Сюда они уже не вернулись. В начале 1950-х годов экспонаты разместили в музеях Лахти и Тавастехюза.
В 1941 году в здании музея вспыхнул пожар. После войны он пустовал, а в школе расположилось общежитие судостроительного завода. В 1972 году в здании сделали ремонт по проекту Бориса Соболева. Здесь разместился Выборгский филиал института «Ленгражданпроект».
К своему первоначальному назначению здание вернули только в начале нынешнего столетия. В 2003 году теперь уже в левой части здания открыли детскую художественную школу. В правой же части здания открыли выставочный центр «Эрмитаж-Выборг». Здесь проходят выставки, лекции, семинары и встречи с сотрудниками Эрмитажа. Создание этого культурно-выставочного центра приобщает жителей Выборга к одному из лучших музеев мира – Государственному Эрмитажу.
Спустимся с горы, где расположено здание Школы и Музея искусств, перейдём Выборгскую улицу, и, завернув налево, наискосок отправимся к Театральной площади.
-----
В конце XVIII века это был центр города. В доме №27 по улице Сторожевой башни сейчас находится школа. Раньше это был Дворец наместника. Здание, построенное архитектором Карлом Иоганном Шпекле. относится к 1784 году. Прямоугольный двухэтажный дом имел два выступа, сейчас главный фасад здания симметричен.
Выборгский наместник Фридирих Вюртембергский, зять царя Павла I, до 1786 года зимой жил в этом дворце, а летом в усадьбе Монрепо. В начале XIX века институт наместничества упразднили, дворец стал резиденцией генерал-губернаторов. В 1839 году в здании расположился выборгский надворный суд (гофгерихт).
Со в ременем изменилась планировка здания. Был сделан центральный вход с крыльцом и навесом. Два выступа надстроили. Дворец украсили пилястрами. В 1938 году при окраске стен были найдены фрески, которые изображали римских воинов с гербами принца Вюртембергского. Они были на втором этаже дворца. К сожалению, их снова закрасили. После Великой Отечественной войны в здании устроили техническое училище №3. Сейчас здесь находится школа. Около Дворца наместника стоит дом президента гофгерихта. Он построен Э. Лорманном в 1845-1847 годах.
10. Театральная и Пионерская площади
В центре Театральной площади – Спасо-Преображенский собор. В 1783 году, отправившись на встречу с шведским королём Густавом III, Екатерина II посетила Выборг. Вместе с ней в поездке приняли участие: президент Петербургской Академии наук Е.Р.Дашкова, председатель коллегии иностранных дел А.А.Безбородко. Губернатор города – В.К. Энгельгардт известил её о необходимости возведения в Выборге русской православной церкви. Разрешение на строительство собора было получено.
Первоначальный проект собора составил выдающийся архитектор Николай Александрович Львов, автор проектов нескольких российских соборов и храмов предположительно сопровождал императрицу в поездке. Подвергнув план Львова небольшим изменениям, губернский архитектор Выборга Иоганн Брокман составил окончательный проект собора. В 1787 году строительство храма было завершено. Это яркий пример памятника классицизма. Вначале колокольней собора служила Часовая башня. Но территориальная отдалённость собора и колокольни доставляла массу хлопот. Тогда Спасо-Преображенскому собору построили свою колокольню, которую потом соединили с храмом. В 1815-1817 годах внутреннее убранство церкви значительно изменилось под руководством инженера генерал-майора Сулемы. А в 1838 году купец Ф. Набилкин подарил храму новый колокол.
Во второй половине XIX века собор снова переделали. Проект составил инженер-поручик Титов. Художественное оформление выполнил живописец Савва Васильевич Постемский. Тогда же появилась и чугунная решётка на граните, окружающая собор. В конце XIX века увеличили алтарь собора, к колокольне добавили два новых помещения. В одном из них жил сторож, а в другом хранилось топливо.
В 1892 году Спасо-Преображенский собор стал кафедральным собором Финляндской епархии. Летом 2008 года над входом в собор установили мозаичное панно по сюжету иконы Вознесения Господня. Она гармонично вписалась в стиль собора. Смальта мозаики была изготовлена в Российской Академии художеств.
К несчастью, многие памятники Выборга были утрачены во время Великой Отечественной войны. Обратимся к истории некоторых из них, которые примыкали к Театральной площади. Напротив Спасо-Преображенского собора на углу Крепостной улицы и Театральной площади в 1795-1797 годах было построено здание Новой ратуши, третье по счёту. Сегодня на её месте стоит кинотеатр. Трёхэтажное здание было выполнено в стиле классицизма. Позже в здании расположился муниципалитет. В 1860-х годах его реконструировал архитектор Й. Йохансон. Над главным входом сделали балкон. Здание дополнили акротерием – скульптурным украшением. Актовый зал переделали в стиле рококо. В нём стали проходить не только собрания, но и концерты. В зале висела картина «Сказительница Параскева». На ней была изображена Ларин Параске (Прасковья Никитина), была самой известной исполнительнице рун "Калевалы" в 1890-е годы.
На углу улицы Сторожевой башни и Театральной площади в 1832 году архитектором Андреасом Гранштедтом был построен клуб-гостиница «Сосиете». Двухэтажное здание было также выполнено в стиле классицизма. Ещё один утерянный памятник – это здание городского театра. Оно находилось в конце улицы Сторожевой башни и было выполнено тем же Андреасом Гранштедтом. Здание оформляли ионические пилястры на втором и третьем этажах. Театр неоднократно совершенствовали. В 1922 году Уно Ульберг расширил зрительный зал.
Новая ратуша, клуб-гостиница «Сосиете» и Выборгский театр превратились в руины во время Великой Отечественной войны. Эти здания так и не были восстановлены.
Рядом с Театральной площадью находится Пионерская площадь, мы можем пройти к ней.
-----
До революции она называлась Парадной. На ней проходили парады и смотры войск. Здесь находится собор Петра и Павла. Так как в городе проживало много иммигрантов, то необходимо было построить для них лютеранский собор. Сначала лютеране проводили свои богослужения в ратуше, затем в бывшем Соборе доминиканского монастыря. Но необходимость собственного здания становилась все более очевидной. Первый проект храма создал губернский архитектор Выборга Иоганн Брокман. Но его план не вызвал одобрения у прихожан. Тогда за дело взялся знаменитый петербургский архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, в Петербурге он возвел армянский и финский храмы на Невском проспекте, лютеранский храм св. Екатерины на Васильевском острове. Фельтен видоизменил план Брокмана, по этому проекту собор был построен в 1793-1799 годах.
Строительство храма не было лишено драматизма. Средства на возведение нового храма начали собирать ещё в 1766 году. Но когда материалы для строительства уже были привезены на место будущей постройки, случилась беда. 21 июня 1793 года вспыхнул пожар, уничтоживший все заготовки на храм. После пожара было принято решение строить храм на соседней территории, где ранее предполагалось устроить школу и консисторию. Первый камень храма заложили летом того же года – 6 августа.
Вход в собор оформлен пилястровым портиком ионического ордера и треугольным фронтоном. Парадная дверь изготовлена из архангельского дуба. Алтарь сделан в стиле эпохи Людовика XIV. Освящение собора состоялось 29 июня 1799 года. Храм собирались освятить во имя святой Екатерины (как многие храмы екатеринской эпохи), но строительство собора закончилось во время царствования Павла I. Поэтому его освятили во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1839 году в собор специально привезли орган фирмы «Майер» из Ганновера. После присоединения Выборга к Советскому Союзу в 1940 году в здании церкви устроили морской клуб. Навсегда был утерян орган и некоторые другие ценности собора. После второго взятия Выборга в 1944 году храм использовали как склад, а затем как клуб военных моряков. На месте алтаря спроектировали сцену.
В 1989 году в Выборге была создана евангелическо-лютеранская община. Свои богослужения они стали проводить в здании школы №10. В 1991 году общине вернули собор Петра и Павла. Тогда же начались работы по восстановлению храма. Из Эстонии был привезён алтарь. Финский город Миккели подарил прихожанам собора орган. Сегодня богослужения здесь проходят на русском языке, но иногда их переводят на финский. Это делается в тех случаях, когда в соборе присутствуют финны.
Перед собором св. Петра и Павла устроен фонтан, композицию которого украшает один из сохранившихся вокзальных медведей. Этот фонтан сооружался в середине- второй половине 1960-х годов. Вероятно, по проекту архитектора В. Фогеля. Фонтан строили люди, которых подвергали административному аресту за мелкое хулиганство, так называемые «пятнадцатисуточники». Но проработал он всего несколько дней. Неработающий фонтан до сих пор так и стоит на площади. Внимание к нему привлекает гранитный медведь. Особой популярностью он пользуется у детей, которые любят по нему лазить.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Выборг"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч,
Длина маршрута: 3,5 км,
Автор: Е. Чистикова,
Читает: О. Кравчук

Всего в двух часах езды от Санкт-Петербурга расположился древний город Выборг. Основанный в 1293 году шведами, он был частью и Российской империи, и независимой Финляндии, и Советского союза. Его облик несет на себе отпечаток разных культур и эпох и в этом его уникальность, а Выборгский замок – единственный в России образец западного фортификационного искусства. И, конечно, прогулка по Выборгу будет неполной без посещения уникального парка Монрепо, где можно насладиться величественной и суровой красотой карельской природы, «улучшенной» талантливыми архитекторами и садовниками.

Советы путешественникам:

Добраться до Выборга можно электропоездом с Финляндского вокзала, автобусом от м. "Девяткино" и "Парнас" (2-3 часа) или на автомобиле (1,5-2 часа).

В Выборге действуют музеи:

  • Государственный музей "Выборгский замок". Телефон: (278) 2-3940, 2-5186. Открыт: ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме понедельника, башня ежедневно с 10.00 до 19.00, без выходных.
  • Государственный музей-заповедник "Парк Монрепо". Открыт: с мая по сентябрь - с 10.00 до 21.00 ч.; с октября по апрель - с 10.00 до 18.00 ч.
  • Дом-музей В.И.Ленина. г. Выборг, ул. Рубежная, 15.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.