Кинотеатр «Москва» (Старо-Петергофский пр., 6). Дом ШКИДы. Городок «Красного треугольника»

Унылое здание, которое трудно идентифицировать по стилю - здание бывшего кинотеатра «Москва» (Старо-Петергофский пр, 6). Прежде на этом месте находилась церковь Великомученицы Екатерины, возведенная в 1831-37 годах по проекту Константина Тона и являющейся первым храмом, спроектированным в неорусском стиле.
Правивший в то время император Николай I, начавший свое правление с расправы над декабристами, всеми силами старался укрепить престиж монархии, в том числе и в архитектуре. Николай любил Тона за его оригинальный стиль, отсылавший к древнерусским и византийским традициям.
Однако после революции так сложилось, что практически все храмы, построенные Тоном, были уничтожены, включая и Храм Христа Спасителя в Москве, и его уменьшенный вариант – Введенский храм в Петербурге. Не стала исключением церковь св. Екатерины: в 1929 году она была разрушена.
На ее месте в 1936-39 годах было построено современное здание кинотеатра «Москва» по проекту архитектора Л. М. Хидекеля. Это первый советский трехзальный кинотеатр. Здание интересно своей архитектурой: на его примере виден переход от конструктивизма к сталинскому ампиру, образцы обоих стилей нам еще встретятся в путешествии. Правда, как это часто бывает с построенными на месте снесенных храмов зданиями – оно со временем пришло в упадок.
До 1770-х годов участок нынешнего Старо-Петергофского проспекта между Фонтанкой и Обводным каналом, где мы находимся, формально считался загородным. С конца 1730-х годов юго-западная граница города проходила по Фонтанке. Однако близость города придавала прилегающему пространству некий особый статус, промежуточный между городским и загородным. Поэтому в 1737 году данный участок формально был включен в состав Московской части Санкт-Петербурга.
Именно слово «предместье», пожалуй, и подходит к участку Петергофской дороги между Фонтанкой и нынешним Обводным каналом. Это хорошо поняла Екатерина II. В 1760-е годы она назовет его Лифляндским предместьем. Еще в 1730-50-х годах обитателями Калинкиной деревни преимущественно являлись люди, нуждающиеся в постоянной связи с городом — придворные, купцы, военные.
Напротив бывшего кинотеатра «Москва» расположены дома № 13-17 по Старо-Петергофскому проспекту. Этот участок в 1760-78 годах занимала усадьба садовника Эклебена. Он имел непосредственное отношение как к близлежащему Екатерингофу, так и к другим городским паркам. Даже сама дача несмотря на свой загородный вид, служила садовнику для сельскохозяйственных опытов. Садовник в царской России фактически работал не только в качестве рабочего-«огородника», но и ботаника, и агронома, и даже ландшафтного дизайнера. На нем лежала обязанность как содержания парков, так и их развития. После кончины знаменитого садовника в 1778 году дача была продана, а уже в конце века на месте его усадьбы возник городского типа каменный двухэтажный дом.
Угловой дом №19 по Старо-Петергофскому проспекту вошел в хрестоматию советской литературы. Здесь в 1920-40 годах находилась знаменитая Школа социально-индивидуального воспитания имени Ф. М. Достоевского (сокращенно - «Шкида»), которая описана в повести «Республика Шкид». Авторы – бывшие воспитанники школы Григорий Белых и Леонид Пантелеев.
Беспризорники – одно из бедствий послереволюционного Петербурга России. Ведь до 1917 года население Петербурга достигало почти 2 млн. человек, однако на город приходила одна беда за другой – сначала первая мировая война, затем две революции, голод, эпидемии и снова война - гражданская. К середине 1920-х годов целая армия детей в огромном городе осталось без родителей. Их нужно было возвращать в нормальную жизнь. Неудивительно, что бывшие заведения для беспризорников нам встретятся неоднократно.
В книге «Республика Шкид» ярко ощущается благодарность бывших воспитанников как самой Шкиде, так и ее заведующему Виктору Николаевичу Сороке-Росинскому, которого шкидовцы звали Викниксором. Книга, вышедшая в 1927 году, получила широкий резонанс. С резкой критикой не столько книги, сколько системы Сорокина-Росинского, выступала Н.К. Крупская и даже А.С. Макаренко, хотя сходство «системы ШКИДы» и «системы Макаренко» очевидно.
Зато поддержали книгу С.Маршак и М. Горький и главное миллионы читателей. Книга была переведена на несколько языков. Бесспорно одно – в этих стенах бывшие беспризорники и даже уголовники получали «путевку в жизнь», находили свое призвание. Пройдем чуть дальше…
Между Курляндской улицей и нынешним Обводным каналом находились дача великих князей Александра и Константина Павловичей – детей Павла I, а также дача их воспитателя Николая Ивановича Салтыкова. С большой вероятностью дом 46 по Курляндской улице – сохранившийся, хотя и сильно перестроенный, главный усадебный дом великокняжеской резиденции.
Под общим номером 21 по Старо-Петергофскому проспекту расположились несколько домов незамысловатой архитектуры. В XIX веке на месте этих усадеб возник рабочий городок завода «Красный треугольник».
Современные здания городка построены в 1927-28 гг. по проекту архитектора И.Г. Лагбарда с использованием шлакобетона – нового для того времени материала. Городок, и сегодня сохраняющий уют, воплощал новое видение пролетарского быта: кроме квартир, здесь были ясли для детей, Красный уголок, ванны и душ (само собой общественные).
Сам завод «Красный треугольник» находился на противоположной стороне Обводного канала и возник в 1859 году как «Товарищество Российско-Американской мануфактуры», позже «Треугольник». В XIX веке оно было монополистом на рынке калош, а в 1960-е годы завод, например, выпускал более 30 млн. пар резиновых сапог в год.
В лихие 90-е завод был приватизирован со всеми вытекающими последствиями – рейдерскими захватами, растаскиванием активов, банкротством и планами строительства суперсовременного бизнес-центра.
По дороге к следующей остановке – Ново-Калинкину мосту через Обводный канал, обратите внимание на дом Ф.А. Энгельгардта, по левой стороне (Старо-Петергофский пр., 8).
-----
Старинный особняк Ф.А. Энгельгардта в отличие от соседних домов расположен не на красной линии, а «по-московски» - в глубине небольшого садика.
Это один из немногих уцелевших на Петергофской дороге особняков. Несмотря на позднейшие перестройки, в архитектуре дома угадываются черты строгого классицизма. И не удивительно. Ведь он существует, по крайней мере, с 1820-х годов. Примечательно, что он, как и построенный чуть позже, но тоже в классическом стиле бывший дом Никушкина (Старо-Петергофский проспект, 12) отступает вглубь квартала от красной линии, хотя и не так далеко, как загородные усадьбы. Сказалось особое положение этого района в первой трети XIX века. При Екатерине II вошедший в городскую черту, он сохранял какую-то промежуточную между городом и провинцией атмосферу предместья.
Как известно, со времен Петра I по западноевропейской традиции русские городские дома должны были стоять вдоль красной линии. Лишь за городом разрешалось по старой традиции жить «дворами», то есть на огороженном участке, с расположенным в глубине главным домом. Дома же Энгельгардта и Никушкина поставлены и не на красной линии и не совсем в глубине, нечто среднее между городским и загородным особняком.
В Петербурге XIX века усадебная культура все больше уступала наступлению доходных домов, владельцы которых дорожили каждым квадратным метром жилья, стремясь максимизировать прибыль. Доходные дома, построенные на месте бывших усадеб, встретятся нам еще не раз.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергофская дорога"

Информация по экскурсии

Длительность: звук 2 часа
Длина маршрута: 3 км
Автор: С. Баричев, М. Несин
Читает: Д. Березин

Аудиогид знакомит с Петергофской дорогой, городской магистралью, проходящей сегодня в Петербурге по Старо-Петергофскому проспекту, проспекту Стачек и Петергофскому шоссе. Основанная 300 лет назад как парадная дорога из столицы в Петергоф, она и сегодня дарит туристам уникальные памятники, великолепные виды и интересные истории из жизни Северной Венеции.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.