Дворец культуры имени М. Горького. «Фабрика-кухня»

В 1920-х годах решено освоить площадь перед воротами в духе нового времени. Тут надо представить себе атмосферу той эпохи …
Прошли годы разрухи и Гражданской войны, жизнь налаживалась, появились, хотя и скудные, средства на то, чтобы явить зримые символы новой жизни. Такими символами стали два огромных здания – Дом культуры имени М. Горького и здание Фабрики-кухни (ныне универмаг «Кировский»).
Оба здания построены в стиле конструктивизма. Это уникальное явление в советской архитектуре, заняло всего пять лет примерно с 1925 по 1930 год. Пожалуй, это самый быстротечный стиль в русской архитектуре. Но он получил признание в Европе и до сих пор зарубежные специалисты внимательно изучают его лучшие образцы, многие из которых, увы, находятся в запущенном состоянии.
Суть конструктивизма в конструировании материальной среды, выражении в архитектуре функциональной сущности здания. С одной стороны для конструктивизма характерен видимый примитивизм: простые геометрические формы (параллепипеды, цилиндры), огромные, часто «ленточные» прямоугольные окна, пренебрежение к фасадной отделке. С другой стороны, конструктивистские здания имеют сложную пространственную организацию, часто асимметричны. Таким образом, внешний вид целиком подчиняется функции здания. В первые годы советской власти конструктивисты возводили постройки самого разнообразного назначения, ведь появились вообще новые типы зданий: дворцы культуры, фабрики-кухни, гигантские бани, дома-коммуны.
Атмосфера 20-х годов создала благодатную почву для смелого эксперимента. Средний возраст советских архитекторов был около 30 лет. Конструктивизм развивался и в Европе, но советский вариант стиля интересен тем, что он был идейным, должен был символизировать новую жизнь пролетариата. Освобожденный от оков буржаузии, рабочий класс живет теперь в светлых квартирах, моется в просторных банях, по вечерам занимается в самодеятельности, на худой конец смотрит фильм в огромном кинотеатре. Хотя здания в этом стиле активно создавались на других рабочих окраинах Петербурга – Невской заставе, Выборгской стороне, на Васильевском острове, все же Нарвская застава стала витриной ленинградского конструктивизма.
Для начала рассмотрим Дворец культуры имени Горького. Гордо выпятив центральную часть, здание словно рвется занять расположенную перед ней площадь.
Дворец культуры – принципиально новый вид здания, а тот, что перед нами – вообще первый в Советской России. Он обязан был воплотить идею «творчества масс», раскрытия духовного потенциала пролетариата. Ведь до революции о досуге рабочего человека мало кто думал. Да и при 6-дневной неделе по 12-14 часов смены, времени на отдых не оставалось. Из вариантов времяпровождения наиболее доступными были три: богослужение в церкви, посиделки в кабаке, кулачный бой. Как правило, рабочий успевал поучаствовать во всех формах досуга в единственно выходное воскресение.
Конечно, попытки просвещенной части общества организовать более сложные виды досуга предпринимались и до революции. Но с размахом эта задача была решена в советском Дворце культуры. Рабочих ждали библиотеки и кружки, концерты и спектакли, часто самодеятельные. Все это требовало и архитектурного новаторства.
В результате представительского конкурса победил проект архитекторов А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского. Здание, как мы видим, состоит из главного корпуса, почти полностью остекленного, и боковых корпусов – для кружков и других досуговых помещений. Главный корпус занимает зрительный зал на 1200 мест. Чтобы подчеркнуть революционное упразднение сословных различий, архитекторы сделали его единым амфитеатром, без традиционного деления на партер, бельэтаж, ложи. Практически нет границы и между сценой и залом.
Строили здание с большим энтузиазмом, всего два года. К 500 штатным строителям в выходные присоединялись рабочие, выходившие на субботники. Строительных материалов не хватало, поэтому разобрали полторы сотни старых домов, а вместо балок использовали бесхозные рельсы. 7 ноября 1927 года Московско-Нарвский дом культуры, как он тогда назывался, был открыт. Через два года он был переименован во Дворец культуры имени М. Горького. Классик русской литературы лично участвовал в церемонии присвоения дворцу своего имени.
Справа от здания можно разглядеть и еще один памятник конструктивизма, Дом технической учебы (ныне мебельный магазин), за авторством Ноя Троцкого, с его творчеством мы еще познакомимся
Напротив Дворца культуры, на другой стороне площади Стачек – еще более масштабное конструктивистское здание – бывшая Кировская фабрика-кухня, его помещения занимает сегодня «Кировский универмаг».
В середине 1920-х годов в рабочих районах Петрограда было решено построить 4 фабрики-кухни – специализированных предприятия, которые производили бы готовые обеды для заводских столовых. Фабрики должны были обеспечить и домашнее питание пролетариата, ведь женщины работали наравне с мужчинами, и времени на стряпню у них уже не оставалось.
Кировская фабрика-кухня, получившая номер 1, была построена на месте бывшего трактира «Таганрог». Ее открытие состоялось 20 сентября 1930 года, она выпускала 60 тыс. обедов в день. В отличие от Дворца культуры им. М. Горького, фабрика-кухня построена почти целиком из нового для того времени монолитного железобетона. Четыре корпуса соединены друг с другом в асимметричную композицию и образуют два внутренних дворика.
Цеха фабрики-кухни и обеденные залы размещались в правой, более высокой и массивной части здания. Вид из окон обеденных залов открывался на сквер. В 90-е годы столовая фабрики-кухни прекратила свое существование, но символично, что на месте ее главного зала ныне открыт ресторан «Макдоналдс», воплощающий все ту же идею быстрого питания.
Вы можете познакомиться с парком Екатерингоф, пройдя по Перекопской улице и прослушать следующую главу. Либо продолжить знакомство с уникальной архитектурой 1920-30-х годов в районе Кировской площади, она начинается практически сразу за площадью Стачек.
-----
Двигаясь к Кировской площади, обратите внимание на уходящую влево улицу Ивана Черных. Это бывшая Новосивковская улица, которая в целом сохранила облик дореволюционного времени. В начале на четной стороне сохранились многоэтажные доходные дома №№ 2 и 4 по проспекту Стачек, выстроенные еще в начале ХХ века. В то время участок по обеим сторонам Новосивковской улицы, получившей свое имя от предыдущей владелицы имения - статской советницы М.И. Сивковой, принадлежал семье Гордзялковских. На этой улице сохранился ряд 2-3-этажных зданий, некоторые из которых относились к типу городских усадеб, другие были небольшими доходными домами (дд. №№ 7, 9, 16, 23, 25, 27). В доме 23, бывшем доме Л.Э. Гехта, ныне расположен интересный музей Нарвской заставы.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергофская дорога"

Информация по экскурсии

Длительность: звук 2 часа
Длина маршрута: 3 км
Автор: С. Баричев, М. Несин
Читает: Д. Березин

Аудиогид знакомит с Петергофской дорогой, городской магистралью, проходящей сегодня в Петербурге по Старо-Петергофскому проспекту, проспекту Стачек и Петергофскому шоссе. Основанная 300 лет назад как парадная дорога из столицы в Петергоф, она и сегодня дарит туристам уникальные памятники, великолепные виды и интересные истории из жизни Северной Венеции.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.