Кировский городок (пр. Стачек, 158). Дачное

100% Complete (success)
0% Complete (success)

Массивное желтое здание с двумя башнями, которое нависает над шоссе – бывшая дача И.А. Остермана. Сейчас в нем находится Дом культуры «Кировец». За ним расположен комплекс Кировского городка.
Здание дома культуры – своеобразный архитектурный курьез.
С одной стороны, оно похоже на усадьбу, построенную в стиле классицизма, а желтый цвет указывает еще точнее – на эпоху Николая I. С другой стороны масштабы и этажность более характерны для сталинской архитектуры. Так оно и есть – это послевоенный новодел, в основе которого … творение великого Растрелли.
Сейчас тут находится Дом культуры «Кировец», многие помещения отданы частным предпринимателем. Тот, кто не поленится заглянуть за этот мощный особняк, обнаружит целый комплекс зданий, в основном жилых домов, с небольшим живописным прудом – это так называемый «Кировский городок», изначально жилмассив для рабочих Кировского завода.
Местные жители называют этот район «Форелью». Народная молва гласит, что в пруду, который сохранился за главным домом, когда-то разводилась ценная рыба. На самом деле таким названием городок обязан психиатру Огюсту Форелю. Да, на Петергофской дороге нашлось место и для психиатрической клиники. Но тут уж точно надо начать с начала…
Первым владельцем этого участка на Петергофской дороге был адмирал Иван Михайлович Головин, сподвижник Петра I. Вместе с царем он изучал в Голландии морское дело, участвовал во многих военных кампаниях. После его смерти имение несколько раз меняло хозяев, пока в конце 1750-х гг. не попало в руки графу К.Е. Сиверсу.
Тот заказывает строительство усадебного дома самому Ф.Б. Растрелли. Построенный на высоком цоколе, украшенный скульптурой и фигурными решетками одноэтажный дом – был по всей видимости лебединой песней гения петербургского барокко, подарившего нам Зимний и Царскосельский дворцы. Наверняка при доме был разбит великолепный сад, построены оранжереи. Во всяком случае, Екатерина II любила останавливаться у Сиверса. Не прочь была даже поохотиться – в болотистой приморской местности, что тянулась справа от шоссе было немало уток и другой птицы.
После смерти Сиверса его дочь продала усадьбу Григорию Потемкину. Князь Таврический видимо купил дачу в каком-то порыве, потому что спустя несколько лет, в 1781 году Екатерина откупила усадьбу в казну и подарила ее вице-канцлеру графу И.А. Остерману, присовокупив 10 тысяч рублей на обустройство дома.
С приходом Екатерины стиль барокко оказался в опале, так же как конструктивизм при Сталине. Так уж сложилось, что каждый новый правитель норовил обозначить свою эпоху в архитектуре. Остерман перестроил растреллиевскую постройку в стиле классицизма.
В 1828 году Обуховская больница, находившаяся на Фонтанке, покупает это здание у тогдашнего владельца князя Щербатова и создает здесь лечебницу для душевнобольных. Сама Обуховская больница и создавалась как дом призрения для умалишенных, но со временем она успешно начинает лечить и другие недуги. Возможно, как не приличествующее новому статусу психиатрическое отделение выносится за ее пределы.
К слову, Обуховскую больницу называли «Желтый дом» за характерный цвет, и с тех пор это становится общим названием для всех «психушек», так что и цвет, в который окрашены здания Кировского городка – зловеще символичен.
Новые владельцы быстро приспосабливают графскую резиденцию к нуждам лечения.
К главному дому пристраивается два боковых флигеля – тех, что сейчас с башнями, но тогда они конечно были небольшими - двухэтажными. В зале для танцев обустроили церковь Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Одновременно возвели и два корпуса для неизлечимо больных (Стачек, 144) и для служащих (Стачек, 160). Так зародился городок, который стали называть Больницей Всех Скорбящих Радости.
Больница была вполне приличная, на 280 мест, причем служащих было столько же. В этой больнице находился на лечении и скорее всего скончался Павел Андреевич Федотов, знаменитый русский художник, автор знакомых с детства картин «Вдовушка», «Сватовство майора». Николай I лично пожертвовал сумму на лечение несчастного художника, но ничто не смогло его спасти.
Можете перечитать и пушкинскую «Пиковую даму», хотя бы ее финал: «Германн сошел с ума. Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере … и бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..» Поскольку повесть окончена в 1834 году, то, получается, Германа привозят уже сюда, на Петергофскую дорогу.
Не исключено, что сюда же попадает и герой гоголевских «Записок сумасшедшего», тоже написанных в 1834 году. Главный герой – автор дневника — Аксентий Иванович Поприщин. Тот вообразил себя испанским королем, а свое прибытие в сумасшедший дом воспринимал как возвращение в родную Испанию.
Просуществовав до революции больница вместе со своими пациентами и врачами шагнула в новую жизнь. Ей было присвоено имя Августа Фореля, швейцарского психиатра. После войны сильно разрушенный городок восстанавливали уже без оглядки на историю. Дом был перестроен до неузнаваемости – его словно вывернули наизнанку: боковые флигели возвысились над центральным объемом. Частично сохранилась лишь колоннада да боковые галереи.
Вместо душевнобольных сюда заселились рабочие и служащие Кировского завода. Было построено еще несколько зданий и получился вполне себе уютный микрорайон даже с небольшой баней. Хотя если постоять и посмотреть на зеркало абсолютно круглого, зажатого в бетонном кольце пруда, чувствуешь какой-то дискомфорт и безысходность, хранимую этим местом. Впрочем, на рынке недвижимости квартиры в этих домах имеют запредельный ценник, в том числе и в корпусе для неизлечимо больных. Главное, поменьше думать об истории.
От городка мы можем направиться к следующей остановке за круглой Кронштадской площадью, по дороге обратите внимание на современную церковь Иоанна Кронштадского с голубым куполом. О местности Дачное, мы и расскажем по дороге.
-----
На пересечении проспекта Стачек и Ленинского проспектом находится Кронштадтская площадь, в которую вливается также Дачный проспект. Современное название проспект получил одним из последних в городе, в 1993 г. однако его история восходит еще к первым десятилетиям существования Петербурга.
В середине XVIII века по современному Дачному проспекту проходила главная аллея усадьбы графа Якова Брюса. Дворец Брюса стоял на краю литоринового уступа на месте автозаправки «Шелл», на стыке Дачного и Ленинского проспектов. В 1830-х годах он сгорел. Однако, расположенный к западу от проспекта пруд с островком по прежнему напоминает о тех временах.
В 1908 году парковая аллея получает имя Екатерининского проспекта и становится главной магистралью разбитого здесь поселка "Дачное". Этим выгодным бизнесом занялся последний владелец этого участка, купец Максимович.
Впрочем, дачное поселение стало складываться еще с середины XIX в. Когда в 1857 г. прокладывая железную дорогу на Петергоф, здесь устроили железнодорожную платформу «Дачное». Она сохранилась и поныне. Вполне возможно, что именно по ней и был назван основанный здесь в начале XX века поселок. В рекламе дач говорилось: «... Местность Дачного возвышенная, сухая, лесистая, живописная. Водопровод с невской водой; улицы мощеные, освещаются; телефон, молочная ферма, парк и проч.».
К концу 1930-х годов исторический парк Дачного был почти полностью застроен индивидуальными домами. Большая часть построек была уничтожена во время войны. После победы началось возрождение этого поселения.
К югу от бульвара Новаторов, в районе улицы Танкиста Хрустицкого до сих пор сохранился ряд небольших домов в стиле сталинского ампира, на одном из которых указан год постройки — 1951. Однако в черту города район влился уже в концу 1950-х гг. С 1960-х годов здесь развернулось массовое жилищное строительство – печально знаменитых хрущевок. Давайте добавим их в нашу архитектурную коллекцию – это своего рода возврат к конструктивизму, но по бедности возведенному в абсолют. Дома представляют параллепипеды с матрицами квадратных окон. Никаких балконов и прочих излишеств. Но ленинградские семьи, намаявшиеся в коммуналках, получали отдельное жилье и были счастливы.
В память об историческом поселении весь огромный жилмассив, тянущийся от Ленинского проспекта до Балтийской железной дороги получил название Дачного. Что касается Екатерининского проспекта, то после революции он стал называться улицей 3-го Интернационала.
В 1980-х годах после смерти главного идеолога КПСС М.А. Суслова, улица, ставшая проспектом, получила его имя. В народе говорили: «проспект Серого кардинала». В 1989 году сначала вернули имя III Интернационала. Затем и Интернационал попал в немилость: магистрали дали новое нейтральное имя, Дачный проспект.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергофская дорога – 2"

Информация по экскурсии

Длительность: звук 2 часа
Длина маршрута: 15 км (рекомендуется использование велосипеда или автотранспорта)
Автор: С. Баричев, М. Несин
Читает: Д. Березин

Вторая часть аудиогида знакомит с участком Петергофской дороги от Автово до Стрельны. Здесь сохранилось немало усадеб, дворцов, а также достопримечательностей, рассказывающих об истории Кировского и Красносельского районов, а также Стрельны.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.