Центральный мостик над Морским каналом

Большой каскад связан с морем сверкающей лентой Морского канала, шириной 12 м. Он начинается от ковша Большого каскада, прорезает поперек всю центральную часть парка, и выступает, огражденный дамбами, далеко в залив. Дело в том, что конце канала находится гавань, а практически все гавани и пристани в этой части побережья приходится "отодвигать" от берега, строя длинные дамбы, из-за мелководности Финского залива у его южного берега. Из гранита сложены изогнутые скобами стены шлюза и вблизи от него – лестницы с пристанью для шлюпок. Канал дает главному фонтанному ансамблю торжественность и пространственный размах.
Строительство канала началось в январе 1716 г. Последовал царский указ, в котором Канцелярии от строений предписывалось: «В Петергофе канал от моря закопать...» - то есть начать копать. К лету 1721 г. канал, ковш, морская пристань были закончены. Камер-юнкер Берхгольц, побывавший на празднике открытия Петергофской резиденции 15 августа 1723 г., оставил следующую запись: «Немедленно по прибытии нашем, мы вошли в прекрасный большой канал, протекающий прямо перед дворцом. Этот канал длиною до полуверсты и так широк, что в нем могут стоять два буера, император сам ввел в него флотилию, и мы, пройдя половину канала, продолжили путь по одному из шлюзов… Когда вышли на берег, император начал водить всех знатных гостей всюду…». Берега парковой части канала по окончании его строительства были окружены балюстрадой, а ведущие вдоль них аллеи – трельяжными решетками.
В последние годы жизни Петра в нескольких нишах трельяжных оград поставили фонтаны, которые царь решил украсить скульптурными группами на сюжеты басен древнегреческого поэта Эзопа. Сюжеты их толковали как моральное назидание и сатиру на врагов России. В остальных бассейнах установили деревянные, обшитые свинцом вазы. Петр, видимо, очень высоко ставил басни Эзопа, как и идею наглядного обучения подданных в парках. Во всяком случаи, фонтаны с изображениями персонажей басен были устроены и в царском Летнем саду в Санкт-Петербурге. И судьба у них оказалась сходной - преемники царя-реформатора очень скоро потребовали переделать фонтаны на более декоративные и традиционные.
В начале XVIII в. движение судов по каналу осуществлялось при помощи шлюза, построенного в 1723 г. инженером Василием Туволковым. С 1735 г., когда была установлена в центре ковша скульптурная группа «Самсон», проход судов по каналу к дворцу прекратился. Но в дни празднеств в канал входили для иллюминации яхты.
Царский двор обычно переезжал в Петергоф в июне месяце. Летняя жизнь придворного Петергофа была наполнена праздниками. Как явствует из камер-фурьерского журнала, первое торжество в Петергофе с применением фейерверка и иллюминации произошло 10 июня 1717 г.: «В Марли день рождения Его Величества праздновали, и к вечеру был фей-
ерверк. В огороде около фонтан и кашкад были иллюминации». Правда, не стоит представлять себе мощные прожектора или гирлянды крошечных электрических лампочек. Петровские иллюминации (да и более поздние) состояли из длинных рядов зажженных масляных плошек и стеклянных шкаликов с фитилями и горючим. А вот у мастеров фейерверков были секреты, позволяющие показывать в небе целые картины с движущимися фигурами.
В Нижнем парке устраивались традиционные петровские ассамблеи, маскарады, иллюминации и фейерверки. На протяжении 18 и 19 веков пышными праздниками здесь отмечались годовщины военных побед, дни тезоименитства, рождений и свадеб членов царской фамилии, дни орденских и религиозных праздников.
Устраивались праздники для особенно почетных иностранных гостей. Оставивший бесценные описания Петербурга и Петергофа петровских времен камер-юнкер Бергхольц, например, находился в свите герцога Голштинского, жениха старшей цесаревны, Анны. 15 августа 1725 г. императрица Екатерина I торжественно принимала в Монплезире первых членов Академии наук, только что приехавших в Санкт-Петербург. 8 августа 1865 г. император Александр II принял чрезвычайное посольство США, прибывшее на военном корабле. Аудиенция состоялась в Большом дворце, затем американские моряки осмотрели фонтаны в Нижнем парке, встретились с героем Севастополя – адмиралом Тотлебеном.
Представим, как выглядел иллюминированный парк. Вдоль аллей устанавливались узорные трельяжи, которые украшались гирляндами из тысяч стеклянных шкаликов с фитилями и горючим. Контуры фасадов, дворцов, павильонов тоже обводились шкаликами. Огненные линии из глиняных плошек обрисовывали берега каналов, прудов и края фонтанных бассейнов. На деревья развешивали разноцветные фонарики. На видных местах в парке помещались сверкающие транспаранты и царские вензеля. Через морской канал перекидывались огромные светящиеся арки. Английский турист, побывавший в XIX в. на одном из таких праздников, писал: «Для описания его надобно обмакнуть перо в море радуги. Это сказочный Багдад тысячи и одной ночи или более сказочный Вавилон Семирамиды».
А вот описание из популярного романа 19 века - речь идет о Петергофе конца 1820-х годов. "Залюбоваться надо было, как постепенно загоралась иллюминация: казалось, огненный перст чертил пышные узоры на черном покрывале ночи. Они раскидывались цветами, катились колесом, вились змеей, свивались, росли - и вот весь сал вспыхнул!.. Пламенные вязи обняли деревья, перекинулись цветными сводами через дороги, охватили пруды звездистыми венками; фонтаны брызнули как вулканы, горы растаяли золотом. Каналы и бассейны жадно упивались отблесками, перенимали узоры, двоили их и, наконец, потекли пожаром. Ропот народа, сливаясь с шумом падающих вод и тихо зыблемых дубрав, оживлял эту величавую картину…"
Двинемся по аллее дальше, в западную часть парка, к фонтану «Ева».
-----
По пути - немного о том, как создавались в петровское время сады. Ведь требуется специальный уход и просто время для того, чтобы растения "согласились сотрудничать" с
человеком.
Собственноручно сажая дубовые рощи и закладывая леса корабельных лиственниц, Петр Первый рассчитывал на результат, которым воспользуются потомки через 50 или 100 лет. Но сады в своих петербургских и пригородных резиденциях он хотел видеть немедленно. Липы, например, привозили взрослыми, партиями в сотни и тысячи штук, покупая деревья, выросшие в условиях северных садов. Вот, например, указания царя из письма 1712 года: "Понеже в Галандии около Гарлема есть липовые деревьея от семен (а не из диких) в песочных местах, которые продают и отвозят в Штокхольм и прочие нордские места, и о таких потрудитесь, дабы достать тысячи две, толщиной в 6 дуймов в круг… и чтоб от корени отсечены были вверх 10 футов. И, посадя с коренем на карабль в песок, который для баласту клодетца, и прислать в Петербург тою же осенью…". И дальше распоряжения, как подготовить безопасный проход судов с деревьями по морю - ведь еще продолжается Северная война.
Одновременно готовили специалистов-садоводов. Искали "такого мастера, который бы мог большие и взрослые деревья инструментами пересаживать без повреждения оных, как сказывают, что при дворе французском так делают," - причем специально указано, что если такого мастера не сыщут в Голландии, то выписать из Франции. В 1723 г. по именному указу Петра I была основана садовая школа. Подобные школы возникали в первой четверти XVIII в. при каждом крупном дворцово-парковом строительстве, это было необходимо.
Первого садового мастера петергофских садов Леонарда фон Гарнихфельда Петр пригласил на строительство в Петербург еще в 1710 г, вместе с другими специалистами. Непременным условием работы любого иностранного мастера в России ставилось обучение русских учеников. В петергофской садовой школе учили «садовым работам и чертежам, разрисовыванию партеров и цветников, обсаживанию разными деревьями, содержанию оранжерей и теплиц». В 1728 г. по ведомости значилось 20 учеников и 25 садовников. Главным лицом, отвечающим за состояние всего сада, оранжерей и парников, являлся садовый мастер. Для более слаженной бесперебойной работы петергофский интендант в 1732 г. даже предлагал построить при Петергофе «особливую слободу» для садовых учеников, садовников, «дабы оные были вместе». Из Петергофской школы вышли видные русские мастера первой половины XVIII в., здесь обучался и выдающийся садовод Василий Башловский, внук ораниенбаумского огородника Федора Башловского. Службу он начал в 1736 г. подмастерьем; после смерти Бернарда Фока в 1766 г. был назначен Главным садовником Петергофа. В ведении садоводов было все парковое хозяйство - дорожки, деревья, кустарники, цветники, а так же плодовые сады, оранжереи и теплицы, где выращивались теплолюбивые растения.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергоф"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

Аудиогид "Петергоф. Фонтаны" - лучшее средство самостоятельно познакомиться с уникальным дворцово-парковым ансамблем под Санкт-Петербургом. Аудиоэкскурсия предлагает увлекательную прогулку мимо 10 фонтанов и трех петергофских дворцов. Вы познакомитесь с удивительными фонтанами Петергофа "Самсон", "Шахматная гора", "Пирамида", "Солнце" и многими другими, а также Большим дворцом, Монплезиром, Марли и петергофским Эрмитажем. Демо-версия программы содержит 2 из 15 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до Петергофа можно на маршрутном такси от ст. м. "Ленинский проспект" или электропоездом с Балтийского вокзала (ст.м. "Балтийская").Официальный сайт ГМЗ "Петергоф": http://peterhofmuseum.ru/ Телефон: (812) 420-00-73

Необходимо приобрести входной билет в Нижний парк, где находятся фонтаны. Нижний парк в летнее время открыт с 9 до 20 ч. (в выходные - до 21 ч.), но фонтаны работают только с 11 до 17 часов (в выходные - до 18 часов). Фонтаны работают только в летнее время с мая по октябрь.

Вы можете самостоятельно посетить Большой дворец, а также ряд музеев на территории Нижнего парка. Большой дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца. Учтите, что в летнее время в выходные дни попасть во дворец без группы практически невозможно.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.