Павильон Эрмитаж

Название "эрмитаж", родственное слову «герметичный», переводят обычно как "место уединения", но буквально оно означает "жилье отшельника", обиталище одинокого монаха. Эрмитажи были характерной принадлежностью французских регулярных парков. Отшельником здесь становился сам высокородный хозяин дворцов и парков, и уединение было весьма относительным, а о монашеском образе жизнь речь не шла. В Эрмитаже царь мог провести время не в официальной обстановке и не в окружении сотен людей, а узком кругу близких или особо почетных лиц. Перед нами первая подобная постройка в России - а на протяжении 18 века Эрмитаж будет непременной принадлежностью царских и аристократических дворцово-парковых ансамблей. Идея построить Эрмитаж в Петергофе на берегу Финского залива пришла к Петру I после посещения Версаля. Там он увидел подобное сооружение, которое пришлось ему по душе. Здесь не нужно было соблюдать строгих правил придворного этикета. По образцу петергофского Эрмитажа стали возводить подобные сооружения в окрестностях Петербурга и под Москвой.
Легкое двухэтажное строение кажется игрушечным. Действительно, внутри всего две комнаты - внизу буфетная, где готовили всю сервировку стола, и наверху небольшой зал, стены которого скрыты сплошным ковром из полотен западноевропейских художников. Постройка вся просматривается сквозь огромные окна-двери. Пилястры коринфского ордера придают дворцу стройность, а решетки, украшающие балконы и окна второго этажа – особую воздушность и легкость. Подойдя ближе, мы видим, что Эрмитаж стоит на самом берегу моря и замыкает западную аллею, идущую от Большого дворца. Здание окружено глубоким и широким рвом, стенки которого выложены из кирпича. Ров наполняется водой, в первой половине XVIII в. мост через него был разводной. Это подчеркивало уединенный характер павильона, но подчеркивало скорее символически, изоляция была столь же условной, как и сходство с хижиной монаха.
Строительство Эрмитажа велось в течение четырех лет под руководством архитектора Браунштейна, к лету 1725 г. оно было завершено. Трапезы в петергофском Эрмитаже действительно отличались особой приватностью - гости на втором этаже обходились без слуг. Указ Петра I предписывал создание в нем подъемного стола и кресла с подъемным устройством. Гости заходили в Эрмитаж и, пройдя по вестибюлю, по очереди садились в кресло, которое по сигналу колокольчика начинало подниматься на второй этаж по брусу, вмонтированному в стену. Этот старейший лифт приводился в действие при помощи слуги, крутящего лебедку. На втором этаже гостей уже ждал накрытый стол – его центральная часть с полным набором блюд и посуды поднималась наверх собственным подъемным механизмом, установленным в подвале. Кроме этого, можно было опускать и поднимать сегменты стола с каждым прибором отдельно, а особые требования передавать с помощью записочек. Благодаря такому способу подачи кушаний прислуга находились только на первом этаже, и хозяева оказывались совершенно свободны в разговорах и веселье. Именно в Парадном зале Эрмитажа Дмитрий Иванович Фонвизин, тогда еще малоизвестный комедиограф, читал Екатерине II свою комедию «Бригадир», она получила одобрение и вышла на императорскую сцену.
Эрмитаж был первым из музеев, восстановленных после Великой Отечественной войны. В начале 1950-х гг. он уже принимает своих посетителей, однако ремонтные работы продолжались и позже. При восстановлении облицованного кирпичом рва обнаружили огромные сваи из лиственницы, забитые в петровские времена, и чугунные плиты, которыми в XVIII в. был выложен настил перед павильоном. После восстановления механизма подъемного стола и скульптуры на северном и южном фасадах здания, Эрмитажу будет полностью возвращен прежний облик.
Вернемся назад, к колоннаде с фонтанами.
-----
Каждой постройке или комплексу построек Нижнего парка соответствует свой каскад. Крошечному Эрмитажу - небольшой изящный Львиный каскад. Он расположен на том участке, где по проекту Микетти должны были построить «Моисееву каскаду» - видимо, пророк Моисей, выводящий свой народ из рабства, это еще один актуальный для Петра библейский сюжет. Перед каскадом был запроектирован большой фонтан с пятью водометами, оформленными фигурами драконов и тритонов. Его назвали фонтан «Тритонов». Но этот проект не был осуществлен, и нарушалась логика композиции Нижнего парка, в которой каждому дворцу соответствовал каскад и группа фонтанов.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергоф"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

Аудиогид "Петергоф. Фонтаны" - лучшее средство самостоятельно познакомиться с уникальным дворцово-парковым ансамблем под Санкт-Петербургом. Аудиоэкскурсия предлагает увлекательную прогулку мимо 10 фонтанов и трех петергофских дворцов. Вы познакомитесь с удивительными фонтанами Петергофа "Самсон", "Шахматная гора", "Пирамида", "Солнце" и многими другими, а также Большим дворцом, Монплезиром, Марли и петергофским Эрмитажем. Демо-версия программы содержит 2 из 15 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до Петергофа можно на маршрутном такси от ст. м. "Ленинский проспект" или электропоездом с Балтийского вокзала (ст.м. "Балтийская").Официальный сайт ГМЗ "Петергоф": http://peterhofmuseum.ru/ Телефон: (812) 420-00-73

Необходимо приобрести входной билет в Нижний парк, где находятся фонтаны. Нижний парк в летнее время открыт с 9 до 20 ч. (в выходные - до 21 ч.), но фонтаны работают только с 11 до 17 часов (в выходные - до 18 часов). Фонтаны работают только в летнее время с мая по октябрь.

Вы можете самостоятельно посетить Большой дворец, а также ряд музеев на территории Нижнего парка. Большой дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца. Учтите, что в летнее время в выходные дни попасть во дворец без группы практически невозможно.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.