Каскад «Золотая гора» и дворец Марли

Отвесы сливных ступеней покрыли медными золочеными листами, что послужило источником нового названия каскада – «Золотая гора». На верхней стене в центре находится статуя владыки морей Нептуна с трезубцем в руках; слева от него – Тритон, трубящий в морскую раковину; справа – Вакх, бог вина и веселья. Ниже пьедесталов каждой статуи прикреплены три золоченых маскарона сказочных морских чудовищ.
По 6 статуй расположено и на боковых стенах каскада. На западной стороне вверху находится богиня Солнца – Миневра, олицетворяющая мудрость и тайны всех наук и ремесел. На голове у нее шлем, у ног – наковальня.
Искусственный водопад украшен маскаронами и статуями. В скульптурном убранстве каскада преобладают копии 60-х гг. XIX в. с древнегреческих и римских оригиналов, а 6 фигур принадлежит резцу выдающихся венецианских скульпторов начала XVIII в. Тарсия, Баррата и Зорзони.
Подход к Марлинскому каскаду оформляют Менажерные фонтаны и две мраморные скульптуры - это аллегории Земли и Воздуха работы итальянских мастеров начала XVIII в. А название фонтанов "Менажерные" в данном случае значит "экономные", ведь слово "менажерия", которое часто переводят специфически как "зверинец", означает вообще всякое хозяйство. Художественный эффект этих фонтанов достигается только за счет силы, высоты и толщины пенящегося столба, который вздымается посреди бассейна диаметром 25 м. Техническая основа этого эффекта – конструкции насадки выводного отверстия фонтанной трубы. Петр I сам сделал ее чертежи, и с той поры принцип действия Менажерных фонтанов остается неизменным. В трубу вложен конус, и вода, проходя между ним и стенкой трубы, образует столб диаметром 30 см, полый внутри. Это создает впечатление небывалой мощности при небольшом расходе воды. В связи с этим фонтаны и получили название «Менажерные». В XVIII в. вершины струй поднимали золоченые медные шары - «яблоки», при выключении фонтанов опускавшиеся в медную сетку. Эти фонтаны были созданы в 1724 г. архитектором Микетти.
В начале войны мраморные скульптуры каскада «Золотая гора» закопали в землю, а маскароны увезли вглубь страны. Фонтан восстановлен в сентябре 1949 г. В годы войны бассейны Менажерных фонтанов были повреждены, а гидравлическое оборудование полностью уничтожено, в 1949 г. бригада петергофских фонтанных мастеров под руководством Смирнова восстановила фонтаны.
На фоне мощных Менажерных фонтанов четыре фонтана, получившие название «Тритоны-колокола», выглядят почти миниатюрными. По первоначальному проекту Петра I на этой аллее в нишах должны были установить 4 фонтана на тему его любимых басен Эзопа. Но этот замысел не был осуществлен. В конце XVIII в. сюда были перенесены фигуры Тритонов.
Комплекс фонтанов с южной стороны, пруды с западной и восточной окружают небольшой компактный дворец Марли.
Здание дворца расположено почти у самой западной границы парка, на перемычке между Марлинским прудом и Секторальными прудами. Эти пруды – своеобразный водяной сад. Одной из отличительных черт Марлинского ансамбля было множество трельяжных галерей, беседок, павильонов, ниш и оград. В прямоугольном зеркале, Марлинского пруда, окаймленном гранитной рамой, отражается восточный фасад миниатюрного дворца. Обратите внимание на предельно сдержанную обработку фасадов дворца Марли - выделяются лишь балконы со скульптурными кронштейнами и железными узорами решеток с мерцающими золотыми завитками в черных изгибах. Дворец Марли из всех петергофских дворцов Нижнего парка самый скромным по декору.
Постройка дворца началась в августе 1720 г., когда Петр распорядился приступить к закладке фундамента под «палаты маленькие». По первоначальному замыслу строение должно было быть одноэтажным. Однако когда на следующий год здание подвели под крышу, Петр распорядился его надстроить. Основные отделочные работы во дворце были завершены к 1724 г. Название дворца отсылает к наименованию резиденции французского короля Людовика XIV – Марли ле Руа, расположенной вблизи Парижа, которую Петр посетил во время своего пребывания во Франции. Предназначался дворец для проживания «знатных особ». Но уже с середины XVIII в. он был превращен в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. Здесь находился его гардероб, поднесенные ему подарки, предметы быта, мебель, живопись и пр. На протяжении почти двух столетий Марли не подвергался переделкам. Но в конце XIX в. стены здания дали трещину, и по предложению архитектора Семенова дворец после тщательных обмеров был разобран до основания и вновь собран после укрепления фундамента. Собран из тех же материалов с такой точностью, что новое здание ничем не отличалось от первоначального - реставрационный шедевр 19 века.
В годы Великой Отечественной войны от обстрелов и взрыва мины замедленного действия Марли получил тяжелейшие повреждения. Фасад дворца был восстановлен по проекту архитектора Казанской, воссоздание интерьеров велось по проекту архитектора Гессена. И с 1982 г. возрожденный музей принимает посетителей.
Через пруд хорошо виден удивительный маленький сад, защищенный от ветров с моря искусственной земляной стеной. Обогнув пруд со стороны, противоположной дворцу, пройдем туда.
-----
Пруды являются непременной принадлежностью регулярных парков, однако пруды вокруг Марли устроены не только поэтому. Это продолжение московских традиций 16-17 веков, когда искусственные водоемы имели практическое значение: были садками для рыбы, а их водой пользовались для поливки. Правда, исследователи указывают, что непременные "полезные" элементы старинных русских садов, такие, как плодовые деревья и рыбоводные пруды, имели, в свою очередь, и символическое значение. На небольшой и обязательно отграниченной от всего территории сада должен быть представлен весь божий мир, во всем своем разнообразии и изобилии.
Марлинский и Секторальный пруды использовали для содержания в них рыбы, предназначенной для царского стола. В 1724 г. Петр I распорядился в малые пруды «насадить» рыбы - плотвы, окуней, язей и повесить колокольчик у палат, чтобы «приучить ее звоном хлеб есть». С тех пор почти в течение двухсот лет соблюдалась эта традиция. Рыба шла, привлеченная звуками медного колокола, это стало своеобразным аттракционом для гостей Марли. В пруды высаживали и привозную рыбу - осетров, стерлядей.
Небольшой сад, к которому мы подошли, так же имел и декоративное, и практическое назначение.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергоф"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

Аудиогид "Петергоф. Фонтаны" - лучшее средство самостоятельно познакомиться с уникальным дворцово-парковым ансамблем под Санкт-Петербургом. Аудиоэкскурсия предлагает увлекательную прогулку мимо 10 фонтанов и трех петергофских дворцов. Вы познакомитесь с удивительными фонтанами Петергофа "Самсон", "Шахматная гора", "Пирамида", "Солнце" и многими другими, а также Большим дворцом, Монплезиром, Марли и петергофским Эрмитажем. Демо-версия программы содержит 2 из 15 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до Петергофа можно на маршрутном такси от ст. м. "Ленинский проспект" или электропоездом с Балтийского вокзала (ст.м. "Балтийская").Официальный сайт ГМЗ "Петергоф": http://peterhofmuseum.ru/ Телефон: (812) 420-00-73

Необходимо приобрести входной билет в Нижний парк, где находятся фонтаны. Нижний парк в летнее время открыт с 9 до 20 ч. (в выходные - до 21 ч.), но фонтаны работают только с 11 до 17 часов (в выходные - до 18 часов). Фонтаны работают только в летнее время с мая по октябрь.

Вы можете самостоятельно посетить Большой дворец, а также ряд музеев на территории Нижнего парка. Большой дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца. Учтите, что в летнее время в выходные дни попасть во дворец без группы практически невозможно.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.