Фонтан "Солнце" и павильон Вольер

В московских садах XVII в. отводились участки для содержания редких животных и птиц. Эта традиция нашла отражение и в Нижнем парке, и мы сейчас вошли на территорию так называемого Менажерейного сада. Он был устроен в 1716-1717 гг. Леблоном и Браунштейном для задуманного Петром зверинца (по французски "менажерия" – зверинец), наподобие того, какой он видел в Версале и других садах европейских монархов. Бассейн занимает основную часть Менажерейного сада. В нем содержали лебедей и редких водоплавающих птиц.
В начале 1720-х годов архитектор Микетти придал зверинцу облик парадного сада с двумя одинаковыми павильонами-вольерами и фонтаном в бассейне в виде пустотелого столба, окруженного дуговыми струями. Полвека спустя Фельтен и Яковлев изменили композицию водомета. Появилось 16 фонтанирующих дельфинов и жестяная колонка с дисками, рисунок струй фонтана определил его название – «Солнце». Колонка медленно вращается - она соединена зубчатой передачей с валом водяного колеса, помещенного в декорированном туфом постаменте. Вода к колесу подается отдельной трубой, отходящей от общей фонтанной магистрали.
Более 150 лет фонтан «Солнце» был огражден высокими стенами царской купальни, которая располагалась в Менажерейном пруду, что, конечно, вносило диссонанс в облик этого района. Только в 1926 г. купальню разобрали и редкий образец «движущихся» водометов был включен в пейзажный парк. В годы Великой Отечественной войны фонтан был разрушен. Его восстановление было начато в середине 50-х гг. По сохраненным образцам воссоздавали дельфинов; отливали столб с дисками и реставрировали турбины с использованием старых деталей.
Напротив "Солнца", сразу за Монплезирской аллеей, хорошо виден один из павильонов-вольеров, а если в погожий солнечный день оттуда слышно пение птиц. В облике Менажерейного пруда с фонтаном «Солнце» черты петровского времени слиты с более поздними, зато вольеры сохранили первозданный облик. Эти маленькие дворцы для декоративных птиц, чудом уцелевшие в годы войны - подлинные деревянные постройки начала 18 века. Внутри расставлялись медные золоченые клетки с певчими птицами. Были среди них и заморские – канарейки, попугаи, колибри. Вольер – вытянутый в плане двенадцатигранный павильон, его купол завершается световым фонариком. Почти вся площадь его стен занята полуциркульными проемами с рамами мелкой расстекловки. Облицовка Вольера состоит из полос серого губчатого туфа и раскрашенных керамических кружков - они заменяли цветные морские раковины, которые, видимо, не смогли доставить в нужном количестве. Внутри Вольера сохранилась даже декоративная роспись на тему мифа о Диане и Актеоне, исполненная в первой половине XVIII в. художником Каравакком.
Построек такого типа практически не осталось, и не только в опустошенном войной Петергофе. Вольер Менажерейного сада – уникальный парковый павильон первой четверти XVIII в. Удивительный подарок всем нам - мы видим то, что видели, например, гости императрицы Елизаветы в середине 18 века, и как и тогда, слышим голоса населяющих вольер птиц.
Вернемся к памятнику Петру Первому на Монплезирской аллее. Он создан в 1884 году по модели скульптора Марка Антокольского, получившего признание именно за скульптурные портреты деятелей русской истории, от Нестора-летописца и до Петра. Скульптурных образов первого российского императора всего несколько, но они разительно не похожи друг на друга. Их несходство отразило и сложный характер Петра, и бурную российскую историю. Среди них произведению Антокольского досталась роль дежурного официального портрета. Невозможно даже представить себе тиражирование величественного Медного Всадника Фальконе или же гротескного шемякинского Петра. А этот образ повторен в нескольких одинаковых монументах для разных городов. Например, точно такого же Петра вы увидите в Кронштадте и Петрозаводске - из целой семьи городов, основанных неутомимым царем-преобразователем.
Кто-то отзывается о Петре Первом Антокольского пренебрежительно, считая, что его главная сила - в тщательно выполненном мундире и в той энергичной и одновременно очень устойчивой фигуре, которая требуется для памятника государственному деятелю. Действительно, этот скульптурный портрет не претендует на оригинальность и психологическую тонкость. Но, как мне кажется, производит то же впечатление, что все начинания самого Петра. Мы подпадаем под обаяние воли, ума, решительности, масштабности мысли - и ощущаем одновременно что-то романтическое и даже авантюрное. Без этого не было бы обаяния, а может, не было бы и успеха в делах.
То, как протекало строительство парадной царской резиденции в Петергофе, характерно для всей деятельности Петра. Высокая степень личного участия царя, его видение целого и точные замечания по частностям. И одновременно - его постоянные требования ускорить ход работ, не считаясь с человеческими возможностями, его пренебрежение к жизням тысяч людей. Требовалось большое количество рабочих, и по царскому указу со всех губерний России сюда сгоняли крестьян, работных людей, присылали целые полки солдат. Условия работы были каторжными, а за малейшую провинность жестоко наказывали, нередко пытали, поэтому не были редкостью побеги. В донесениях о строительстве повторяются просьбы прислать пополнения, потому что, как писал Меньшиков кабинет-министру Макарову, «мрут людишки». В петровское время это никого не шокировало, но нам не стоит забывать о цене императорских замыслов.
Пройдем еще немного по Монплезирской аллее в сторону залива.
-----
Мы подходим к одному из самых любимых уголков Петра в его любимом Петергофе - к дворцу Монплезир.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергоф"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

Аудиогид "Петергоф. Фонтаны" - лучшее средство самостоятельно познакомиться с уникальным дворцово-парковым ансамблем под Санкт-Петербургом. Аудиоэкскурсия предлагает увлекательную прогулку мимо 10 фонтанов и трех петергофских дворцов. Вы познакомитесь с удивительными фонтанами Петергофа "Самсон", "Шахматная гора", "Пирамида", "Солнце" и многими другими, а также Большим дворцом, Монплезиром, Марли и петергофским Эрмитажем. Демо-версия программы содержит 2 из 15 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до Петергофа можно на маршрутном такси от ст. м. "Ленинский проспект" или электропоездом с Балтийского вокзала (ст.м. "Балтийская").Официальный сайт ГМЗ "Петергоф": http://peterhofmuseum.ru/ Телефон: (812) 420-00-73

Необходимо приобрести входной билет в Нижний парк, где находятся фонтаны. Нижний парк в летнее время открыт с 9 до 20 ч. (в выходные - до 21 ч.), но фонтаны работают только с 11 до 17 часов (в выходные - до 18 часов). Фонтаны работают только в летнее время с мая по октябрь.

Вы можете самостоятельно посетить Большой дворец, а также ряд музеев на территории Нижнего парка. Большой дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца. Учтите, что в летнее время в выходные дни попасть во дворец без группы практически невозможно.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.