Фонтан «Адам»

В петровских документах "Адамова фонтанна" указана под номером 9. Статуя «Адам» изготовлена из белого каррарского мрамора венецианским скульптором Бонацца, специально по заказу русского дипломатического представителя в Италии. Это копия со скульптуры, находящейся во дворце дожей в Венеции. В 1710-е годы таких заказов было сделано немало. Петр личным примером показывает, как должен быть украшен дом и сад российского просвещенного аристократа. И облик российского двора меняется на глазах. Пройдет три десятка лет, и дипломаты в европейских странах будут всерьез озабочены закупками тканей на платья, кружев, чулок и косметики. Закупками в масштабах государственных, для дочери Петра императрицы Елизаветы.
Водяной убор фонтана «Адам» тесно связан с геометрической планировкой аллей. Бассейн имеет 8 граней - соответственно расходящимся от него 8 дорожкам. В центре бассейна в груде туфовых камней помещены 16 фонтанных насадок, из которых веером бьют струи, образуя изящный водяной букет. У фонтанных мастеров есть свои секреты. Например, здесь струи воды, достигая 7-метровой высоты, не распыляются, а расщепляются на крупные капли, и их падение в бассейн хорошо видно издалека. Объединение различных видов искусств – архитектуры, скульптуры, рисунка водяных струй – характерно для решения многих ансамблей Нижнего парка. Это тоже важная черта регулярного парка - каждый элемент откровенно искусственный, но вместе они создают особый мир. Мир, не похожий на все окружающее, но не мертвый, а по-своему живущий. Вспомним, что 18 век - время увлечения сложнейшими механическими игрушками. Так что не стоит считать виртуальную реальность изобретением конца 20 века.
В регулярном паркостроении подчеркивалось, что человек господствует над природой, является властелином мира. Еще раз обратите внимание на 8 аллей, симметрично расходящихся от центральной площади; посмотрите на деревья и кустарники, посаженные в ряд, они связывают этот участок с другими районами парка. В XVIII в. фонтан с двух сторон был окружен деревянными трельяжными беседками, которые служили для посетителей парка укрытием от ненастной погоды. О них напоминают сегодняшние изящные постройки.
С первых же дней строительства парка скудный ассортимент пород местного леса начинает пополняться липой, кленом. Деревья доставляли в Петергоф отовсюду и в больших количествах. Они привозились даже из заграницы - из Амстердама и Гамбурга. Множество деревьев шло на устройство шпалер, «огибных дорог» и беседок - характерных для регулярного французского парка элементов зеленой архитектуры. При этом деревья сажают на минимальном расстоянии друг от друга - в 50-70 см. Сплошные массивы насаждений, границы которых были подчеркнуты решетками и посаженными вдоль них шпалерами, представляли яркий контраст с перспективами аллей и открытыми пространствами партеров-цветников. В сочетании водоемами, фонтанами, скульптурой они создавали характерный регулярный ландшафт, и район фонтана "Адам" - яркий тому пример.
Мы можем продолжить прогулку дальше. Дойдем до центральной, наиболее парадной части парка – сбиться с пути не позволит Морской канал, который мы должны перейти по мостику.
-----
В конце XVIII в. регулярное паркостроение заменяется пейзажным, искусственные ландшафты начинают подражать природным. Например, пейзажными сделаны парк Александрия в Петергофе, Александровский парк в Пушкине. Старые регулярные парки при смене моды сочли, как это обычно случается, не достопримечательностью, а скучным недоразумением. Это привело к утрате в них ряда элементов: перестали подстригаться деревья и кустарники, исчезли многие декоративные беседки и фигурные сооружения из зелени. Однако в Петергофе сохранились основные элементы – планировка, фонтаны, архитектурные сооружения. Нижний сад Петергофа, наряду с такими известными парками, как французский Версаль или немецкий Сан-Суси, является ценнейшим памятником регулярного стиля в паркостроении.
Петергоф не просто посещался императорскими особами, его не просто показывали иностранным гостям - он был гигантским залом для придворных праздников. Вероятно, за 300 лет имперской истории России ни один парк не видел столько масштабных и изысканных праздненств, столько высокопоставленных гостей, сколько выпало на долю Нижнего парка. Остановитесь на мостике через Морской канал - достойны внимания и вид на необычную фонтанную аллею, уходящую к заливу, и вид на Большой дворец с Большим каскадом.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергоф"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

Аудиогид "Петергоф. Фонтаны" - лучшее средство самостоятельно познакомиться с уникальным дворцово-парковым ансамблем под Санкт-Петербургом. Аудиоэкскурсия предлагает увлекательную прогулку мимо 10 фонтанов и трех петергофских дворцов. Вы познакомитесь с удивительными фонтанами Петергофа "Самсон", "Шахматная гора", "Пирамида", "Солнце" и многими другими, а также Большим дворцом, Монплезиром, Марли и петергофским Эрмитажем. Демо-версия программы содержит 2 из 15 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до Петергофа можно на маршрутном такси от ст. м. "Ленинский проспект" или электропоездом с Балтийского вокзала (ст.м. "Балтийская").Официальный сайт ГМЗ "Петергоф": http://peterhofmuseum.ru/ Телефон: (812) 420-00-73

Необходимо приобрести входной билет в Нижний парк, где находятся фонтаны. Нижний парк в летнее время открыт с 9 до 20 ч. (в выходные - до 21 ч.), но фонтаны работают только с 11 до 17 часов (в выходные - до 18 часов). Фонтаны работают только в летнее время с мая по октябрь.

Вы можете самостоятельно посетить Большой дворец, а также ряд музеев на территории Нижнего парка. Большой дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца. Учтите, что в летнее время в выходные дни попасть во дворец без группы практически невозможно.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.