Большой Петергофский дворец

Петергоф возник вскоре после возвращения России приневских земель, в 1710-е годы, как одна из царских резиденций. Петр Первый задолго до окончания Северной войны стремился закрепиться здесь и в военном, и в экономическом отношении. Согласно его планам одновременно строились крепости, порты и дворцовые ансамбли. Нижний парк создавался по образцу западноевропейских регулярных парков, но запечатлел, помимо тогдашней архитектурной моды, и память о русском московском садоводстве, и бурную российскую историю начала 18 века. Без этих зримых и материальных следов истории нам не были бы по-настоящему интересны никакие старинные красоты. И пусть не смущают многократные упоминания о разрушениях времен Великой Отечественной войны. Ансамбль, который мы увидим, пережил войну и прошел через сложнейшую масштабную реставрацию, в этом тоже его лицо и его ценность.
Нижний сад, или парк, находится в средней, прилегающей к морскому берегу части современного Петергофа. С севера его границей служит побережье Финского залива, с юга – береговой уступ с Большим дворцом, по краю которого мы идем сейчас. Территория парка составляет 102,5 га. До устройства сада это был низменный болотистый берег с редким лесом, у нынешней западной границы находилась финская деревушка Кусоя.
Начало устройства Нижнего парка относится к 1714 г. Проект его разбивки приписывается французскому архитектору Леблону, приглашенному Петром I в Россию. Леблон был главным распорядителем всех работ в Петергофе по устройству садов и фонтанов, но активное участие в этом принимал сам Петр I. Царь хорошо ориентировался в альбомах образцовых архитектурных сооружений и проектов, которые издавались в начале XVIII в. во Франции и Германии. А еще - у него было свое, фантастическое для современников, представление и о будущем России, и о том, какой станет через десяток лет его приморская резиденция.
Петергоф упоминается в "Походном журнале" Петра уже в 1705 году. Название означает "Петров двор", здесь был выстроен небольшой путевой дворец c необходимым хозяйством. Он служил для отдыха царя по пути в Кронштадт строящийся в то время на острове посередине Финского залива порт-крепость. Чуть позже Петр рядом с путевым дворцом избрал место для Нагорных, или Верхних палат - так первоначально назывался этот дворец. Автором проекта был, видимо, архитектор Браунштейн. К 1716 г. были возведены стены и кровля здания, весьма скромного по архитектурному решению - в два этажа, украшенного фронтоном по центру, с боковыми выступами-ризалитами. Уже к этому времени скромный характер и размеры дворца не отвечали замыслу создания парадной летней резиденции, которая бы «первейшим монархам приличествовала».
В 1716 г. руководство строительством дворца было поручено Жану-Батисту Леблону, который подчеркнул парадное значение дворца: соорудил сквозной парадный вестибюль с колоннами, расширил двери и окна в центральном помещении, украсил его деревянными панелями, живописью и резьбой. Тремя годами позже архитектор Микетти, сменивший Леблона на посту генерал-архитектора, предложил Петру I проект перестройки дворца. К Верхним палатам были присоединены изящные галереи, заканчивающиеся павильонами, а фасад центральной части получил богатый лепной и скульптурный декор.
Дворец многократно расширяли, достраивали, меняли отделку интерьеров. Свой нынешний внешний облик он принял при императрице Елизавете, дочери Петра, в середине 18 века. По ее приказанию дворец перестраивал непревзойденный мастер русского барокко архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. С этого времени северный фасад, напротив которого мы стоим, оканчивается с запада и с востока симметричными корпусами-павильонами с пышно украшенной золоченой кровлей. В восточном, увенчанном православным крестом, располагалась дворцовая церковь, западный, украшенный российским орлом и отведенный для царских портретов, называется «Корпус под гербом».
Внутри дворца Растрелли создал роскошную анфиладу - вереницу комнат с расположенными по одной оси дверями, в которой жилые покои соперничают в изысканности и богатстве убранства с парадными залами. Планировка дворца, расположение залов и комнат строго соответствовали пышным ритуалам того времени - гости проходили вдоль всего длинного фасада, помещения сменялись и создавали эффект бесконечно развертывающегося театрального действия. Разнообразие отделки и непрерывно нарастающее впечатления сказочного великолепия создавались с помощью нескольких характерных элементов декора. Это высокие окна и большие зеркала, колонны или выступы-пилястры, сложный узор лепки, пышная позолоченная резьба, многоярусные люстры с крупными подвесками граненого хрусталя, красочная роспись потолков, шелковые обои, картины в резных рамах и конечно, резная золоченая мебель с шелковой или гобеленовой обивкой. Позже появились экзотические покои "в китайском вкусе" и ряд изысканных интерьеров по моде 19 века.
Фантастическая роскошь стала фантастически сложной задачей для реставраторов после Великой Отечественной войны. Дворец не просто оказался в 1941 году на оккупированной фашистами территории. Все три года героической обороны Ленинграда, он по сути, находился на линии фронта. Пожар уничтожил художественную отделку залов и произведения искусства, которые не успели эвакуировать. Все уцелевшее от огня было расхищено, часть стен взорвана.
Вскоре после освобождения Петергофа начали обследование остатков здания и первоочередную консервацию. Одновременно отыскивали и изучали архивные материалы, чертежи, рисунки, довоенные фотографии, и в 1947 г. был подготовлен проект восстановления фасадов Большого дворца. В 1950-х гг. мастера Ленинградского научно-
производственного объединения «Реставратор» воссоздали внешний облик дворца и начали восстановление его интерьеров. Уже с 1970 годов Большой дворец открыт для посетителей, и мы можем увидеть то, что видели многочисленные гости императрицы Елизаветы, хотя реставрация дворца продолжается до сих пор.
У Елизаветы Петровны страсть к вычурности и блеску сочеталась с безошибочным вкусом. Например, ее наряды, отличаясь обилием драгоценных камней, кружев и золотого шитья, всегда не только следовали моде или поражали оригинальностью, но и чрезвычайно шли императрице. А с вечной погоней за праздником и сменой впечатлений уживалась при русском дворе не менее сильная тяга все регламентировать.
Со времен Петра Великого старались общими для всех правилами обставить даже частную жизнь подданных - во сколько вставать и ложиться, что есть и во что одеваться дома. Так что не удивительно, что та же Елизавета, которая не выходила дважды в одном и том же платье, своим указом ввела для Петергофа самую настоящую придворную форму. И мужчины, и женщины должны были одеваться здесь в особый наряд
- низ темно-зеленый, верх белый с отделкой серебром.
Один из молодых придворных, красавец-брюнет, острил, что в этом костюме он "как муха в молоке." Эту шутку с удовольствием повторяет в своих воспоминаниях Екатерина II.
Насмешливость Екатерины нетрудно понять - ведь в царствование Елизаветы Петровны она была всего лишь супругой наследника престола, без всяких прав и с тревожным будущим. На порядки при дворе императрицы она смотрела иронично, но смеяться могла только с большой оглядкой. На самом деле петергофское придворное платье было очень продуманным, оно должно было замечательно гармонировать с парком. Зеленый цвет - пышная листва, а белый с серебром - конечно, пенные струи фонтанов.
Знакомство с удивительными фонтанами Нижнего парка
мы начнем с самого крупного и эффектного ансамбля - Большого каскада. Он начинается почти у нас под ногами. Серебро воды дополняется золотом - вся скульптура каскада и бассейна-ковша внизу сверкает позолотой. Для того, чтобы рассмотреть скульптурное убранство Большого каскада и ковша, спустимся к подножию берегового уступа. По обе стороны каскада идут лестницы. Пройдем по восточной, она справа, если стоять лицом к заливу.
-------
Все статуи здесь - либо копии с древнеримских и древнегреческих произведений, либо исполнены в том же стиле и на те же мифологические сюжеты.
Античное искусство ценилось, но идеал человеческой красоты 18 века был очень далек от античного. Зато фигуры на лестницах каскада и рельефы на вертикальных сторонах его ступеней служили не только украшением. Это язык аллегорий. Каждая фигура что-то обозначает, о чем-то рассказывает, и главное - этот язык понимали тогдашние посетители
парка. Нам сейчас могут казаться надуманными и сложными аллегорические композиции, но в них есть своя логика и прелесть. Можно представить в человеческом облике любое отвлеченное понятие - искусство, добродетель, жадность, мудрость, войну. А так же осень и весну, огонь и воздух, любое государство, историческое событие, или же актуальную сейчас новость. Их можно собрать вместе, заставить общаться между собой и обращаться к людям.
Сам Петр Первый позаботился о том, чтобы придворные легко читали аллегорические намеки. Это сближало русский двор с европейской традицией, что поднимало его статус в глазах иностранцев, которые даже высшую русскую аристократию прежде считали абсолютными варварами, дикарями. Постоянное напоминание о греческих мифах приучало видеть и осмыслять мир не только через образы и сюжеты из церковной литературы и живописи, как было до Петра. Обогащалось мирское воспитание и светская культура. Интересно, что для самого Петра мыслить аллегориями было, видимо, совершенно естественным. Он нередко видел аллегории в своих снах, которые аккуратно записывал. Царь осознавал самые важные вещи через несложные символические картины. Аллегорические фигуры стали в 18 веке центральной частью всех торжеств по случаю военных побед и других государственных праздников - например, в день царской коронации или рождения наследника престола. А Большой каскад должен был современникам и потомкам напоминать о главном военном достижении юной Российской Империи - об отвоевании выхода к Балтийскому морю.
На верхней ступени ближайшей к нам водопадной лестницы четко рисуется на фоне неба фигура юноши в античном шлеме. Это древнегреческий герой Персей, исполненный уже в 19 веке по модели знаменитого русского скульптора Щедрина. Он поднимает за волосы отсеченную голову женщины-чудовища, медузы Горгоны. Он готов сразиться с новым чудищем - морским зверем, который собирается проглотить царевну Андромеду. Для того, чтобы вспомнить это, человеку 18 века, даже весьма поверхностно образованному, не нужно было изображения всей сцены с поднимающимся из вод морским чудищем и прелестной царевной, прикованной к скале на берегу моря.
Мифы Древней Греции выучивали в первую очередь. Уже подростки овладевали своеобразным языком, шифром, где в каждом имени заключена какая-то всем знакомая назидательная история. Этот шифр был равно полезен и необходим и для торжественной встречи императора, и для любовного намека между молодежью. А миф о Персее с петровского времени понимали вполне однозначно - как аллегорический рассказ о подвиге Петра, освободившего от шведов захваченные ими столетием раньше русские прибалтийские земли. Исследователи "расшифровали" даже такую деталь, как лицо медузы Горгоны. Оно имеет портретное сходство с лицом шведского короля Карла XII, противника Петра Первого в Северной войне, чья армия считалась лучшей в Европе, а личная храбрость граничила с безрассудством.
Остановившись вблизи бассейна-ковша, поговорим немного подробнее о скульптуре и об истории создания этого уникального сооружения, включающего более 70-и фонтанов.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергоф"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

Аудиогид "Петергоф. Фонтаны" - лучшее средство самостоятельно познакомиться с уникальным дворцово-парковым ансамблем под Санкт-Петербургом. Аудиоэкскурсия предлагает увлекательную прогулку мимо 10 фонтанов и трех петергофских дворцов. Вы познакомитесь с удивительными фонтанами Петергофа "Самсон", "Шахматная гора", "Пирамида", "Солнце" и многими другими, а также Большим дворцом, Монплезиром, Марли и петергофским Эрмитажем. Демо-версия программы содержит 2 из 15 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до Петергофа можно на маршрутном такси от ст. м. "Ленинский проспект" или электропоездом с Балтийского вокзала (ст.м. "Балтийская").Официальный сайт ГМЗ "Петергоф": http://peterhofmuseum.ru/ Телефон: (812) 420-00-73

Необходимо приобрести входной билет в Нижний парк, где находятся фонтаны. Нижний парк в летнее время открыт с 9 до 20 ч. (в выходные - до 21 ч.), но фонтаны работают только с 11 до 17 часов (в выходные - до 18 часов). Фонтаны работают только в летнее время с мая по октябрь.

Вы можете самостоятельно посетить Большой дворец, а также ряд музеев на территории Нижнего парка. Большой дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца. Учтите, что в летнее время в выходные дни попасть во дворец без группы практически невозможно.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.