Большой каскад и фонтан "Самсон"

Большой каскад занимает площадь свыше 300 кв. м, высота склона здесь достигает 11 м. Семь гигантских ступеней с каждой стороны и расположенные в 2 яруса гроты - это настоящий водяной дворец. Строительство каскада продолжалось с 1715 по 1723 гг, архитекторы Леблон, Микетти, Земцов и Браунштейн руководили работами и создавали эскизы для скульптурного убранства. Стены гротов и каскада облицевали пористым камнем-туфом и устричными раковинами. Декоративная скульптура Большого каскада была выполнена из свинца, и потому нуждалась в замене уже к концу XVIII в. По решению комиссии профессоров Академии художеств, приступили к замене всех свинцовых статуй на бронзовые. Здесь работали лучшие российские скульпторы того времени: Шубин, Щедрин, Рашетт, Мартос, Гордеев. Часть статуй отлили по сохранившимся в Академии художеств первоначальным моделям, а недостающие сделали вновь.
При этом сохранили и развили идею прославления победы России в Северной войне. Мы упомянули уже миф о Персее. Чтобы расшифровать все собранные барельефы и статуи – времени экскурсии не хватит. Достаточно сказать, что здесь собраны все мифы о наказанной гордыне и самонадеянности - здесь есть Диана и Актеон, Аполлон и Марсий, Нарцисс, Фаэтон на солнечной колеснице. Все они напоминают о посрамлении шведского короля Карла XII и его армии. Не могли обойти вниманием и миф о богине Латоне, которую не подпускали к воде озера ликийские крестьяне - так Швеция не давала России выхода к Балтийскому морю. По мифу, жадные крестьяне были обращены в лягушек - и две бронзовые лягушки сидят на нижнем уступе каскада. Во всех многочисленных сюжетах о похищениях и о неправедном обладании чем-либо видели напоминание о захвате Швецией русских приневских земель, за которые и начал войну Петр Первый.
И конечно, среди фигур каскада речные божества - наяды и олицетворения рек. Женская и мужская фигуры на туфовых полуостровках по обеим сторонам у основания каскада - это аллегории рек Невы и Волхова. Так символически выражено важное достижение петровской поры – строительство Ладожского канала, который соединил Волхов и Неву, связав центральную Россию с морскими путями. Между ними, на вертикальной стенке, размещены длинные полосатые выступы – гермы, увенчанные масками мифологического бога торговли Гермеса. Они говорят о процветания торговли после открытия водных торговых путей между Россией и Западной Европой. Фонтан «Корзина» на центральной площадке перед гротом символизирует богатство и изобилие.
Устройство фонтанных лестниц и гротов у подножья Большого дворца - замысел Петра Первого. Как и непосредственная связь бассейна, куда низвергаются воды фонтанов, с Финским заливом. Ведь при Петре бассейн являлся одновременно гаванью для небольших судов, на которых почетные гости могли подойти со стороны залива. Воистину, Петергоф - это резиденция владыки морей.
Нам эту гавань представить очень трудно, ведь она существовала до тех пор, пока не появился главный петергофский водомет - фонтан "Самсон" перед Большим каскадом. Его сооружение относится, по-видимому, к 1735 году, хотя уже у Петра существовал план поместить в центре бассейна монументальную фигуру в честь победы в Северной войне. Предполагалось изобразить мифологического героя - Геракла, сражающегося с семиглавым чудовищем-гидрой. Не менее важно то, что тогда же, в первой торжественной речи, посвященной победе России, появился образ Самсона и побежденного льва. Дело в том, что военная победа, переломившая ход Северной войны в пользу России - победа под Полтавой - произошла в день Св. Самсония. Это наводило на мысль о библейском богатыре Самсоне, который голыми руками задушил напавшего на него льва. А лев - олицетворение шведского королевства, он изображен в шведском гербе. Первоначальный "Самсон, раздирающий пасть льва" был отлит из свинца и позолочен. Модель создал скульптор Бартоломео Карло Растрелли, отец знаменитого архитектора.
В самом начале 19 века выдающийся русский скульптор Михаил Козловский для отливки в бронзе исполнил, по сути, свое оригинальное произведение на сюжет «Самсон, раздирающий пасть льву». В отличие от Растрелли, он изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженного, и появился известный теперь всему миру силуэт статуи, полный динамики мощи и динамики. Новый пьедестал из гранитных глыб был сделан по проекту Воронихина. 4 льва, выглядывающие из полукруглых ниш пьедестала, это 4 стороны света, удивленные славной победой Самсона. Резвящиеся у ног героя дельфины олицетворяют спокойное море. Повелители волн – тритоны, трубят в витые раковины с высоты верхнего грота. Им отвечают морские девы-сирены внизу, по сторонам ковша. Эффектно рассчитан не только общий рисунок струй, но даже последовательность пуска фонтанов - например, «Тритоны» при пуске начинают бить только в тот момент, когда струя из пасти поверженного льва достигает самой высокой точки, 20 метров.
В издании конца 19 века вполне серьезно сообщается, что струю Самсона понизили при Елизавете Петровне, потому что "брызги, подымаемые при морском ветре, покрывали весь дворец - это государыне не нравилось". В чуть более раннем официальном путеводителе о времени Елизаветы сказано совсем иное: "по случаю сделанного императрицею замечания, что фонтан Самсон играет низко, произведено было исследование и оказалось, что положенные в царствование Петра Великого деревянные трубы пришли уже в ветхость, завалены землею, во многих местах сгнили и пропускают течь, отчего ослабело и действие фонтана…" Вскоре построили новый водовод для "Самсона", с идущими в открытом канале трубами из чугуна, и до нашего времени он принципиально не менялся.
Две устремленных друг к другу фигуры бойцов-гладиаторов расположены на площадках центральных сливных уступов. Струи воды бьют из пастей побежденных змей в руках бойцов - змеи символизировали измену, с которой столкнулся Петр. Гладиаторы держат и потухшие факелы. Погашенный факел был в 18 веке обозначением окончания войны.
К сожалению, в камне, воде и металле Большого каскада память не только о Северной войне и победе Петра Первого. Разрушенный фашистами в годы Второй Мировой войны Большой каскад после освобождения Петергофа представлял собой хаос обломков. Статуя Самсона и вовсе пропала. К расчистке площадки каскада приступили сразу же, все работы производились только вручную, чтобы спасти каждый фрагмент, и они были завершены к июню 1946 г. Затем перешли к кладке сводов, стен, ступенек лестниц, к монтажу водовода. Скульптор Симонов, изучив архивные материалы и фотоснимки, приступил к лепке группы "Самсон, раздирающий пасть льва". Модель была закончена фантастически быстро - через 4 месяца, и в конце лета 1947г. уже готовую статую Самсона доставили в Петродворец и установили на пьедестал. Несмотря на послевоенный дефицит цветных металлов, правительством было выделено достаточно средств - ведь только для покрытия сливных ступеней требовалось до тысячи листов свинца весом около 40 тонн. Конечно, в восстановлении Большого каскада и "Самсона" в послевоенном Советском Союзе видели не только спасение произведения искусства. Это было доказательством невозможного - Петергоф жив, памятник военной славы России не стерт с лица земли. Как и строительство во времена Петра, это было важнейшим идеологическим актом.
По обе стороны Ковша раскинулись цветники с одинаковыми большим фонтанами. Их так и называют - "Большие фонтаны", их строгий облик и мощные струи составляют единый торжественный аккорд с "Самсоном". Оставим позади Ковш, минуем ближайший к нам Большой фонтан и по аллее вдоль самого берегового уступа двинемся в восточную часть парка. Наша следующая остановка будет у Оранжереи. По пути проясним понятие "регулярный парк", к которому придется обратиться сегодня еще не раз.
-----
В петергофском Нижнем парке несложно разглядеть черты, общие для всех парков регулярного стиля. Регулярный стиль в паркостроении, в петровское время пришедший в Россию из Западной Европы, господствовал почти до конца 18 века. Мы увидим прямые дорожки, высаженные ровными рядами деревья, живые стены-шпалеры из подстриженных кустарников, газоны и цветники в виде правильных геометрических фигур и водоемы, в чьем искусственном происхождении усомниться нельзя - они словно начерчены с помощью линейки и циркуля. Столь же важная черта регулярных парков - симметрия на больших участках, где справа и слева зеркально повторяется расположение дорожек, водоемов, растений, скамей и статуй. Не стоит забывать еще об одном общем свойстве регулярных парков, невидимом - все элементы что-то обозначают, как-то читаются. Но создатели нашего парка - а среди них сразу стоит назвать самого Петра Первого - не копировали какой-то из заграничных ансамблей. Здесь есть черты французского Большого стиля времен Короля-Солнца, Людовика 14, демонстрирующего имперский размах и могущество абсолютной монархии. Есть и участки с чертами голландского барокко, столь любимого Петром, предназначенные для комфортной частной жизни, с их причудливостью и камерностью. То есть в парке соседствуют и сочетаются совершенно различные настроения.
Есть уникальные петергофские черты, на них мы еще обратим внимание. А есть элементы, продолжающие традиции русского московского садоводства 17 века. В частности, в парке создавались участки хозяйственно-практического назначения, где выращивали фрукты, овощи и цветы для царского обихода. Один из таких участков - яблоневый сад у здания Большой Оранжереи, к которому мы подходим. Это полуциркульное кирпичное строение с высокими застекленными окнами.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергоф"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

Аудиогид "Петергоф. Фонтаны" - лучшее средство самостоятельно познакомиться с уникальным дворцово-парковым ансамблем под Санкт-Петербургом. Аудиоэкскурсия предлагает увлекательную прогулку мимо 10 фонтанов и трех петергофских дворцов. Вы познакомитесь с удивительными фонтанами Петергофа "Самсон", "Шахматная гора", "Пирамида", "Солнце" и многими другими, а также Большим дворцом, Монплезиром, Марли и петергофским Эрмитажем. Демо-версия программы содержит 2 из 15 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до Петергофа можно на маршрутном такси от ст. м. "Ленинский проспект" или электропоездом с Балтийского вокзала (ст.м. "Балтийская").Официальный сайт ГМЗ "Петергоф": http://peterhofmuseum.ru/ Телефон: (812) 420-00-73

Необходимо приобрести входной билет в Нижний парк, где находятся фонтаны. Нижний парк в летнее время открыт с 9 до 20 ч. (в выходные - до 21 ч.), но фонтаны работают только с 11 до 17 часов (в выходные - до 18 часов). Фонтаны работают только в летнее время с мая по октябрь.

Вы можете самостоятельно посетить Большой дворец, а также ряд музеев на территории Нижнего парка. Большой дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца. Учтите, что в летнее время в выходные дни попасть во дворец без группы практически невозможно.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.