Ансамбль Монплезира

Дворец Монплезир расположен в самой старинной части Нижнего парка. Здание вытянуто вдоль берега моря и состоит из центрального объема, к которому с запада и с востока примыкают галереи, завершающиеся небольшими павильонами – люстгаузами. Центр дворца подчеркнут высокой шатровой трехступенчатой крышей, большими овальными слуховыми окнами и резной деревянной вазой наверху. Крыши люстгаузов также с изломом, но несколько меньшей высоты, они завершены маленькими световыми фонариками, и каждый увенчан небольшой точеной вазой.
Перед нами один из первых «малых» дворцов, появившихся в России в первой четверти XVIII в. Существовала мода давать дворцам и павильонам поэтические названия по французскому образцу: Монплезир означает "мое удовольствие", Монбижу - "моя драгоценность", Эрмитаж – "место уединения". Эти названия вы найдете во всех описаниях аристократических садов 18 века и во всех принадлежавших царской семье резиденциях под Петербургом, если они появились раньше 1800 года.
Петровский Монплезир называли также «Голландский домик». Это ровесник Петергофа. Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого Петра I. Петр хотел иметь резиденцию, которая размахом и роскошью затмила бы французский Версаль, но идеалом жилища считал именно голландскую усадьбу, где все соразмерно человеку, продуманно и удобно. В его набросках намечены не только местоположение дворца, но и его внутренняя планировка. Дворец вмещает и один довольно просторный парадный зал, и застекленные галереи, и особое помещение для бесценного восточного фарфора, и систему личных комнат Петра. Так называемый Морской кабинет при очень скромных размерах имеет целых три окна с видом на Финский залив. Нижняя часть стен покрыта фаянсовыми голландскими изразцами, белыми с синей росписью. Сюжет росписи - суда под парусами, не какие-то условные, а 16 типов реальных парусников петровского времени. И конечно, морю и кораблям отведено большинство живописных полотен кабинета, купленных Петром в Западной Европе.
Возведение стен здания началось в мае 1714 г., а уже через два года велись отделочные работы. Эскизы росписей и проекты отделки создавали известные французские мастера, работавшие в России по личному приглашению царя - архитектор Леблон и художник-декоратор Пильмана. Одновременно с созданием интерьеров в Монплезире проводится водопровод и проточно-промывная канализация. Характерно для петровских распоряжений, что при всей их краткости уделено достаточно места такому техническому вопросу, как сток воды. "Воду из всех пяти фонтанн привести в 4 места сливаться, а именно: первую к поварне, чтобы пумпами в оную шла, достальное в море; против дверей два схода зделать сквозь сени обеих палат сторонних, где чуланы, в которых зделать отходы, чтоб сквозь них шла и вымывала навоз…" В августе 1723 г. дворец был полностью готов.
Кровля дворца первоначально была свинцовой, впоследствии перекрыта железом. В конце первой четверти XVIII в. к «голландскому домику» добавили вспомогательные корпуса. С востока и запада к галереям примыкали флигеля с комнатами для гостей. Далее с востока мыльня и «поваренные комнаты», возведенные по указу Екатерины I архитектором Земцовым. За западной гостевой галереей находилась оранжерея. Внутренние помещения Монплезира сохранялись без значительных изменений до начала Великой Отечественной войны, а пристройки неоднократно переделывали.
В 1748 г. по приказу Елизаветы Петровны Растрелли вместо скромных земцовских поварен оформляет парадный Ассамблейный зал, «где кавалеры кушают». На месте старой оранжереи в западном крыле Растрелли сооружает каменный корпус, а в 80-х гг. XVIII в. его помещения заново отделывают по проектам Дж. Кваренги. Екатерина II не могла, вероятно, равнодушно относиться к этому скромному флигелю, названному впоследствии Екатерининским корпусом. Именно отсюда июле 1762 года, в Петров день, она выехала в Петербург, чтобы возглавить дворцовый переворот, из нелюбимой супруги эксцентричного Петра III превратиться в самодержавную императрицу. Последние изменения в ансамбле Монплезира относятся к 1865 г., когда по проекту архитектора Гана переложили обветшавшие стены Ассамблейного зала и выстроили заново каменный Банный корпус.
Во время фашистской оккупации Петергофа Монплезир служил солдатской казармой, а на морской террасе под стенами дворца расположили артиллерийские орудия. Пострадал от прямого попадания снаряда северо-западный угол Морского кабинета. После войны в течение нескольких лет шли работы по восстановлению дворца по проекту архитектора Гессена, в частности, воссоздали деревянную обшивку стен, которой солдаты топили печи.
Интерьеры дворца стоят того, чтобы увидеть их своими глазами. Но нам сейчас доступна для обозрения не менее важная часть - небольшой Монплезирский сад. Это еще один на нашем сегодняшнем пути "ансамбль в ансамбле", связанный с общей планировкой парка. Вы уже, наверное, заметили, что такая организация пространства характерна для барочных, регулярных парков XVIII в.
Автором цветочного садика в голландском стиле, разбитого около Монплезира, был сам Петр I. Первоначально сад представлял собой 4-х частный квадратный партер с фонтаном посередине. Каждый квадрат был обсажен самшитом и заполнен красным песком. Вдоль сада высаживались душистые цветы и травы: нарциссы, пионы, гиацинты, розы, мята, базилик, лаванда, мальва, герань, левкои. Внимание к душистым травам и цветам - одна из русских садоводческих традиций, с которой не собирался порывать Петр I, во всех его регулярных садах есть цветники с душистыми растениями.
Позже появился сложный узор партеров из альбома Леблона, выполненный из дерна на фоне песка с включением теплолюбивых растений в кадках. К середине XVIII в. Монплезирский сад выглядел как пышный цветник. Современник писал: «Прелесть Монплезира заключается в цветнике, посередине которого стоит изящный фонтан в виде снопа колосьев; бассейн его окружен благоухающими цветами: целая масса чудных махровых роз всех колеров, гелиотропов, разноцветного левкоя, душистой гвоздики, белого и желтого жасмина, одним словом, все благоухающее...». Большинство деревьев было высажено во второй половине 18 века и сохранилось до наших дней.
В центре цветника находится фонтан «Сноп». 25 водяных колосьев, изогнутые словно под тяжестью зерна, символизируют богатство и процветание. В четырех малых цветниках мы видим увенчанные золоченой скульптурой фонтаны – «Колокола». Все фонтаны Монплезирского сада были созданы в 1721-1723 гг. по указу Петра I. «В Монплезире посреди огорода на перекрестке поставить фонтану №1, где 4 статуи золоченые, сделать под них круглые медные, золоченые пьедесталы нетолстые, позолотя поставить и воду пустить, дабы из-под оного кругом вода лилась к земле гладка, как стекло». Заметьте, "фонтана №1" - это отсчет не для одного Монплезирского сада, это №1 в списке петровских распоряжений по фонтанам всего Нижнего парка. А ведь в это время уже существует и Большой дворец, и Большой каскад перед ним, и в их планировке Петр тоже принимает самое деятельное участие. Но, видимо, в размышлениях царя отсчет идет именно от этого камерного, приватного ансамбля. Проект фонтанов разработал Микетти.
Здесь же находятся «Диванчики» - два развлекательных фонтана. На стенках диванов прикреплены маскароны сказочного Тритона, а к раскрытому рту его подведена широкая трубка. Перед трельяжными диванами имеются площадки, покрытые щебнем, а под ними – скрытые трубки с напаянными насадками, отверстия которых направлены с небольшим наклоном внутрь площадок. Попробуйте подойти к диванам - фонтан включается и из трубок вылетают тонкие наклонные струйки. Через небольшой промежуток времени Тритон изрыгает широкую струю, словно недовольный вторжением в его владения. Эти фонтаны были опробованы водой в 1723 г. и в петровское время носили название «мочительных мест». Утраченные в годы войны, они были воссозданы группой ленинградских реставраторов.
В этом уютном саду, полном изящных затей, перед фасадом этого одноэтажного "голландского домика" покоряет атмосфера спокойствия и изолированности от большого мира. Между тем Монплезир - первый дворец петергофской резиденции Петра на землях, еще недавно бывших под властью шведов. Это один из первых дворцов на берегу Финского залива, ставшего и важнейшим пунктом морской торговли для России, и одновременно - символом победы, национального самоутверждения в ходе Северной войны с могущественной Швецией. И все это мы не вспомним, а просто почувствуем, перейдя от южного фасада Монплезира к северному. Через небольшую арочку в стене справа от дворца выйдем на Морскую балюстраду.
После шелеста листьев и фонтанных струй - шум моря, после замкнутого и насыщенного деталями пространства садика - только простор моря. Перед нами самая, наверное, главная для Петра Первого драгоценность - вид на Финский залив, отвоеванное море подступает прямо под стены дворца. Пройдем влево до конца небольшой террасы, вымощенной поставленным на ребро цветным кирпичом. В ясную погоду слева хорошо виден Кронштадт - его легко узнать по мощному куполу Морского собора, возведеного в начале 20-го века. Напомню, что при Петре именно Кронштадт, строящийся на острове Котлин порт и крепость, был главной целью поездок царя на южное побережье залива, а Петергоф служил для отдыха в пути. Одержимый идеей города, всецело связанного с морем, Петр первоначально даже центр будущей столицы хотел разместить на Котлине, потому что уже при начале строительства Санкт-Петерурга стало ясно, что большие морские суда не могут швартоваться в дельте Невы из-за мелководности. Санкт-Петербург все-таки стал городом-портом, фарватер углубили и выстроили пристани, далеко вынесенные в залив, а Кронштадт сохранил в основном военное значение. Справа можно разглядеть силуэты зданий петровской столицы, тоже в то время строящейся.
Прежде чем покинуть мыс, подойдем к медной статуе Нептуна на его западном краю, у самого моря. Она не похожа на атлетические фигуры в сложных разворотах, украшающие петергофские фонтаны. Она ближе к деревянной скульптуре русского Севера, где народные мастера вырезали из массивной доски примитивные, но выразительные изображения Христа и святых. Нептуна с трезубцем зарисовал Петр I во время своего визита во Францию, и в 1716 году по этому наброску фигуру отлили на Московском литейном дворе. А о святых мы вспомнили не случайно. Перед нами первая исполненная в России статуя не церковного, а светского содержания.
Выйдя с террасы, оставим весь комплекс Монплезира слева и позади, по идущей наискосок дорожке выйдем на длинную прямую аллею, параллельную берегу залива. Она носит название Марлинской - до дворца Марли нам еще предстоит добраться в конце путешествия. По Марлинской аллее начнем путь обратно к центральной части парка.
-----
Петровская летняя резиденция уникальна. Единственная в мире, она развернута на морском побережье, и уже этим не похожа на резиденцию французских королей, послужившую прообразом Петергофу. Александр Бенуа в начале 20 века писал: «Петергоф часто сравнивают с Версалем, но это по недоразумению… Совершенно особый характер придает Петергофу море. Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя... В Версале жил король французской ЗЕМЛИ. … Вода фонтанов в Версале - изящное украшение, без которого можно обойтись. Петергоф – резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе – не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у его берегов...».
А одним из символов власти являлась сама персона царя, которого сравнивали с героями мифов и библейских преданий. Мы подходим к фонтану со статуей прародителя человечества - Адама.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Петергоф"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

Аудиогид "Петергоф. Фонтаны" - лучшее средство самостоятельно познакомиться с уникальным дворцово-парковым ансамблем под Санкт-Петербургом. Аудиоэкскурсия предлагает увлекательную прогулку мимо 10 фонтанов и трех петергофских дворцов. Вы познакомитесь с удивительными фонтанами Петергофа "Самсон", "Шахматная гора", "Пирамида", "Солнце" и многими другими, а также Большим дворцом, Монплезиром, Марли и петергофским Эрмитажем. Демо-версия программы содержит 2 из 15 остановок.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до Петергофа можно на маршрутном такси от ст. м. "Ленинский проспект" или электропоездом с Балтийского вокзала (ст.м. "Балтийская").Официальный сайт ГМЗ "Петергоф": http://peterhofmuseum.ru/ Телефон: (812) 420-00-73

Необходимо приобрести входной билет в Нижний парк, где находятся фонтаны. Нижний парк в летнее время открыт с 9 до 20 ч. (в выходные - до 21 ч.), но фонтаны работают только с 11 до 17 часов (в выходные - до 18 часов). Фонтаны работают только в летнее время с мая по октябрь.

Вы можете самостоятельно посетить Большой дворец, а также ряд музеев на территории Нижнего парка. Большой дворец открыт ежедневно с 10 до 17 ч. кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца. Учтите, что в летнее время в выходные дни попасть во дворец без группы практически невозможно.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.