Вольер

Вольер, или, в переводе с французского, – птичник, был построен в 1782-83 гг. по проекту Чарльза Камерона. Главный фасад Вольера ориентирован на юго-запад, в сторону Парадного поля. Вольер представляет собой одноэтажную, прямоугольную в плане, вытянутую с запада на восток постройку. Кубическая в плане центральная часть павильона увенчана треугольным фронтоном и низким куполом. К ней примыкают две галереи – колоннады, завершенные павильонами с треугольными фронтонами. Здание выполнено в духе своей эпохи – в классическом стиле. Однако это был не первый вольер в России. Еще со времен Петра I стало модно по западному обычаю содержать в декоративных целях экзотических птиц. Император сам пример, устроив в своей петергофской резиденции два вольера. Первые владельцы Павловска решили продолжить эту традицию. Тем более что павловскому вольеру служил прообразом одноименный павильон в Этюпе – поместье родителей Марии Федоровны.
Практически с самого начала Вольер использовался не только для содержания экзотических птиц. Уже в 1783 году боковые кабинеты павильона были приспособлены для выставки античных пеплохранительниц и надгробий. В эпоху господства классицизма было модно коллекционировать античные древности.
Не только внешний декор классической постройки символизировал преемственность с античностью. В 1784 году по эскизу архитектора Винченцо Бренны интерьеры Вольера были расписаны его русским учеником Иваном Алексеевичем Ивановым в древнеримском стиле, наподобие известной уже в то время помпейской живописи. Центральный зал был отделан роскошно, по канонам классицизма контрастируя со скромным вешним декором здания. В галереях, закрытых снаружи натянутыми между колонн сетками, летали певчие птицы.
Исполнять согласно своему первоначальному предназначению функцию птичника Вольеру пришлось недолго. Жившие здесь певчие птицы быстро гибли и уже в конце XVIII века владельцы Павловска выселили оттуда последних «жильцов» и переоборудовали павильон под цветочную беседку с обвивающими колонны растениями. Перед Вольером по проекту архитектора Петра Александровича Шреттера и под руководством каменных дел мастера Джузеппе Висконти, того самого, в честь которого назван Висконтиев мост, возвели цветочные оранжереи. Однако старое название постройки— Вольер, или птичник, так и закрепилось за павильоном.
В начале XIX века декор интерьеров Вольера несколько изменился. По проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина было переделано внутреннее убранство боковых павильонов, а в одном из них было заложено торцевое окно и вместо него установлен камин. Стены изначально были расписаны живописцем Пьетро Скотти, а в 1816 году переделаны Пьетро Гонзаго.
В 1862 году оранжереи убрали и на их месте возвели веранды. Они тоже не дошли до наших дней и исчезли в 1885 году, но кое-какую память о себе оставили. Через год после возведения веранд между ними вырыли пруд, который дошел до нашего времени. В центре водоема установили статую Афродиты Калипинги, а на противоположном берегу от Вольера – статую Актеона.
По античной легенде древнегреческий охотник Актеон подсмотрел купающуюся вместе со служанками саму богиню охоты Артемиду, и та в наказание превратила его в оленя, после чего он был растерзан собственными охотничьими собаками. При Петре Великом, когда скульптурный образ Актеона впервые проник в Россию, он воспринимался как одна из аллегорий поверженной в Северной войне Швеции. По мнению Петра, история Актеона как нельзя лучше напоминала шведское стремление отнять у России выход к Балтике, не разделенное мирным населением приневских земель, которое в ходе Северной войны не оказало поддержку шведской короне.
Но с годами этот аллегорический смысл вместе с прочими петровскими аллегориями забылся и античные образы уже перестали связываться со все более уходящей в прошлое победой над шведскими интервентами, образ Актеона приобрел положительный ореол ловкого и успешного охотника. Поставленные на пруду у Вольера скульптуры Актеона и Афродиты сохранились до наших дней.
В советское время с устройством в Павловске музея Вольер стремились содержать в порядке как исторический памятник. В 1940 году он был капитально отремонтирован, однако в обновленном виде простоял недолго. Разрушенный во время войны ансамбль был полностью воссоздан в первоначальном облике и до сих пор украшает вид на Тройную липовую аллею.

На этом мы с вами завершаем экскурсию по дворцово-парковому ансамблю города Павловска. В ходе нашей прогулки мы познакомились со многими достопримечательностями, памятниками истории, творениями выдающихся архитекторов, скульпторов живописцев и других талантливых мастеров последней четверти XVIII-первой четверти XIX столетия. Многие постройки были связаны с личным вкусом заказчиков – Павла I и его супруги Марии Федоровны. В судьбе Павловского ансамбля так или иначе отразились судьбы основателей Павловска – детские впечатления, трудные взаимоотношения с императрицей Екатериной Великой, 30-летнее вдовство Марии Федоровны. Таким образом, Павловск является своеобразным памятником и вложившим в него свой талант выдающимся русским и иностранным зодчим, и своим первым владельцам. Отвоеванный у фашистов и воссозданный из руин после оккупации Павловск в равной степени можно назвать и памятником героическим воинам-освободителям и выдающимся реставраторам.
Самый молодой из всех сохранившихся до наших дней пригородных императорских резиденций Павловск достаточно повидал на своем веку. То, что историки и искусствоведы настоящий момент знают о Павловске, уже поражает своим объемом. Но число еще нераскрытых страниц истории по-прежнему во множество раз превышает накопленный материал.
Разумеется, мы в ходе нашей экскурсии обошли далеко не весь Павловский парк – самый большой дворцово-парковый комплекс в окрестностях Санкт-Петербурга. Вне поля зрения остались Долина Прудов, район Красной Долины, Белая Береза, Мавзолей Павла I, колонна «Конец Света», Розовый Павильон, Собственный придворцовый садик с павильоном трех граций, «Памятник родителям» и множество других больших и малых достопримечательностей. Не посмотрели и не раз упоминаемую в ходе экскурсии крепость Бип и расположенную в нескольких километрах от нее усадьбу Александра I, созданную по воле Екатерины Великой на основе написанной ей же знаменитой сказки о царевиче Хлоре, в главных героях которой все сразу узнавали саму Екатерину II и будущего императора Александра I. Вне поля зрения остался и город Павловск, до 1796 года придворцовая слобода, где жили все зодчие, живописцы и другие строители Павловска, с 12 января 1796 года по воле Павла I получивший статус полноправного уездного города Санкт-Петербургской губернии.
Тем не менее, той части парка, которую мы осмотрели, достаточно для того, чтобы составить представление об этом всемирно известном дворцово-парковом ансамбле, проникнуться его духом, историей, обаянием.
Основная особенность Павловска в том, что он красив в любое время года. Тут надо учитывать то обстоятельство, что, несмотря на выдающийся талант работавших в Павловске русских и европейских зодчих, павловскую атмосферу определяют, прежде всего, не архитектурные сооружения, а сам парк – рощи, луга, долины. Лето придает Павловску яркость и красочность. Зима истинно классическую строгость, наверное, поэтому сюда часто приезжают именно в это время года, к тому же лыжная прогулка открывает несравнимо большие пространства, чем пешая. Весна озаряет Павловск чарующим ароматом цветов, а также ясной и живой легкостью. Но, пожалуй, лучше всего Павловск смотрится в мимолетную, но незабвенную пору золотой осени. Породы деревьев еще со времен Марии Федоровны и садового мастера Пьетро Гонзаго подобраны так, что в это время Павловск предстает во всей своей многогранной красоте. Словно написанный цветами и изящными линиями гимн вечному стремлению человека к совершенству.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Павловск"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: М. Несин
Читает: О. Кравчук

Павловск - удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга, крупнейший в Европе по занимаемой территории. Он увековечил память своих первых владельцев - императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Величайшие архитекторы рубежа XVIII-XIX вв. Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго, К. Росси и многие другие на протяжении нескольких десятилетий деликатно преображали живописную долину реки Славянки, украсив ее изящными павильонами, скульптурами, мостиками. Появившийся впоследствии здесь "музыкальный" вокзал прославил парк на весь мир. Возрожденный после войны из руин, Павловск по-своему привлекателен в любое время года.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.