Пиль-башня и Руинный каскад

Пиль-башня была построена в 1795-97 годах по проекту Винченцо Бренны. Снаружи она была расписана Пьетро Гонзаго в стиле руинной романтики. И хотя сама башня, особенно ввиду своей островерхой крыши, казалось бы, полностью отвечает неоготике, настенная роспись в виде классических наличников окон второго этажа роднит ее с классицизмом. Кстати, большинство окон у Пиль-башни не настоящие, а нарисованные, хотя так мастерски, что издали этого можно не заметить. Настоящими являются только два окна – южное третьего яруса и северное второго.
Построенная возле моста через Славянку небольшая трехъярусная Пиль-башня органично вписывается в ансамбль долины реки, придавая местности поистине романтический колорит. Долина в этом месте сужается и зрительно как будто превращается в ущелье. Пиль-башня воспринимается как некое завершение огромного природно-архитектурного ансамбля. Выполненная в стиле средневековой замковой башни-донжон Пиль-башня словно охраняет вход в долину Славянки, отделяя парадную часть парка от удаленных районов. А вплоть до 1800 года, когда по проекту Бренны был оформлен район Новой Сильвии, находящийся за Пиль-башней вниз по течению реки, она «сторожила» и саму границу парка. Кстати, в том же 1800 году новые рубежи обозначили установленной в Новой Сильвии колонной с красноречивым названием «Конец Света».
До Великой Отечественной войны островерхая кровля Пиль-башни была соломенной, что еще больше роднило ее с европейскими средневековыми сооружениями. Позже крышу заменили на железную, сохранив ее прежнюю форму. Поставленный же на верху кровли ажурный металлический султан до сих пор венчает постройку, оживляя ее суровые очертания.
Во втором ярусе башни был устроен нарядный зал, расписанный в свое время немецким живописцем Меттенлейтером, ныне закрытый. Однако до наших дней сохранилась винтовая лестница вокруг стен башни, некогда ведущая внутрь сооружения. До 1808 года она была деревянной. Затем, очевидно по проекту Андрея Воронихина, строившего в это время мост перед Пиль-башней, соорудили каменную лестницу с металлическими перилами, которая сохранилась до наших дней. С площадки ее, как и в давние времена, открывается живописная панорама реки Славянки. В войну башня сильно пострадала и воссоздана была лишь к 1972 году. Роспись наружных стен осуществил коллектив под руководством художников Казакова и Любимова. Правда, соломенную кровлю заменили на менее воспламеняющуюся металлическую. Утраченные интерьеры пока не возрождены, и обвивающая Пиль-башню лестница теперь заканчивается не нарядным залом, а неказистой закрытой дверью.
Возле Пиль-башни через Славянку переброшен арочный мост. Он так удачно вписывается в ансамбль, что кажется, будто создан одновременно с башней. Тем не менее, ему всего несколько десятилетий. Прежний каменный мост, построенный в 1807-1808 годах по проекту Андрея Никифоровича Воронихина, пострадал во время фашистской оккупации. В 1970-х годах вместо него соорудили железобетонную копию, снаружи облицованную известняком.
До 1807-1808 годов вместо моста существовала деревянная плотина с водяным колесом, построенная по проекту Винченцо Бренны одновременно с Пиль-башней. Рядом с плотиной, у северного подножья башни, стояла деревянная постройка, носящая название Пиль-мельницы. Правда, по первоначальному чертежу Бренны 1795 года над плотиной должен был стоять красивый деревянный мост с ажурными перилами. Сохранившаяся до наших дней гравюра Щедрина начала XIX века, та самая, на которой нарисованы пасущиеся у Пиль-башни коровы, демонстрирует лишь наличие плотины с приземистой дощатой Пиль-мельницей. Но при этом полностью отсутствует мост с ажурными перилами.
С моста через Пиль-башню, если смотреть налево вверх по течению реки Славянки, открывается вид на так называемый «Руинный каскад». Он был сооружен по проекту Винченцо Бренны в 1794 году, почти сразу после создании прилегающего района парка Старой Сильвии, на оконечности оврага, впадающего в Славянку. Тогда же в овраге, где прежде тек небольшой ручей, была создана целая система прудов, этот каскад питающая. Руинный каскад был создан в виде романтической руины, за что и получил свое название. Даже грубые перила были сделаны для придания им романтической ветхости не из металла, а из кривых неотесанных стволов молодой березы. Но сама постройка выполнена в классическом стиле и внешне напоминает уже упомянутый нами Большой каскад, созданный по проекту того же Бренны.
За мостом у Пиль-башни начинается район Старой Сильвии. «Сильвия» в переводе с латыни обозначает «лес». Действительно, этот район парка был устроен в виде дикого леса, вернее, лесом являлся. Здесь только проложили аллеи и посадили аккуратную придорожную живую изгородь, но исконную чащу не тронули, поэтому всякий, кто входит в Старую Сильвию, после ухоженного парка неожиданно оказывается среди настоящего лесного таинственного полумрака. В век Просвещения было модно имитировать единение с дикой природой. Парк Сильвия мы, например, можем встретить и в другой императорской резиденции – Гатчине.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Павловск"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: М. Несин
Читает: О. Кравчук

Павловск - удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга, крупнейший в Европе по занимаемой территории. Он увековечил память своих первых владельцев - императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Величайшие архитекторы рубежа XVIII-XIX вв. Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго, К. Росси и многие другие на протяжении нескольких десятилетий деликатно преображали живописную долину реки Славянки, украсив ее изящными павильонами, скульптурами, мостиками. Появившийся впоследствии здесь "музыкальный" вокзал прославил парк на весь мир. Возрожденный после войны из руин, Павловск по-своему привлекателен в любое время года.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.