Концертный зал

Мы находимся в одном из старейших районов парка, его юго-западной части. Она создавалась как раз во время путешествия Павла и Марии по Европе. Еще в XVIII веке за регулярную лучевую планировку, свойственную в то время немецким паркам, район получил название «Большая Звезда».
Ансамбль «Большой Звезды» создавался Чарльзом Камероном в 1780-90 годах. По одной из версий, его специально планировали для прогулок верхом, поэтому все аллеи в этом районе парка весьма широкие и прямые. Могло сказаться и увлечение Павла I немецким регулярным стилем. По своей планировке «Большая Звезда» очень напоминает парк Сан-Суси.
Центр «Большой Звезды», где мы сейчас стоим, образует круглая Красная площадка, получившая название по появившейся к 1787 году трельяжной Красной беседке. Согласно плану 1793 года площадка имела ступенчатую структуру, поднимаясь на 10 ступеней-террас. Этим она напоминала парковые затеи Италии времен господства в Европе регулярных или «французских» парков. В 1800 году на месте Красной беседки появился Круглый, или Концертный, Зал. В век Просвещения в парках считалось хорошим тоном иметь особые небольшие павильоны для проведения концертов и интимных танцевальных вечеров. До постройки Круглого зала, специально предназначенного для этих целей павильона в Павловске не было.
Легкий и светлый одноэтажный концертный зал, особенно в ясный день, кажется воздушным. Стоящий на перекрестке аллей он виден из разных концов Большой звезды и смотрится красиво со всех сторон. Но, пожалуй, наилучший ракурс— взгляд с угла. Это зрительно придает маленькому зданию наибольший размах и выразительность.
Концертный зал был построен по старому проекту Чарльза Камерона, но уже под руководством нового главного архитектора Павловска, итальянца по происхождению Винченцо Бренны. Сам Камерон не присутствовал при возведении зала. Еще в 1796 году указом нового императора Павла I он был уволен за независимый нрав и свое стремление к талантливым, передовым, но дорогостоящим проектам, не рассчитанным на сравнительно скромный бюджет великокняжеской четы. Екатерина Великая не любила ни своего сына Павла, ни невестку, поэтому деньгами их не баловала. Понятно, что после кончины императрицы участь ее любимого архитектора была предрешена. Однако выдающийся талант Камерона, Павел и Мария ценили, и его проекты воплотились на берегах Славянки уже после его изгнания.
Концертный зал был окончен в 1800 году. Руководивший его постройкой главный архитектор Павловска Бренна несколько изменил архитектурную обработку интерьера. Некоторые исследователи называют его даже одним из авторов павильона. Центральная часть зала была перекрыта ложным сводом, который украсила роспись. В павильоне было одно единственное помещение: широкий зал со сценой, иногда использовавшийся для прослушивания музыки, иногда – для танцев. Первоначально зал назывался «Зало» или «Новое Зало». Однако, ввиду того, что павильон предназначался для интимных танцевальных вечеров и музыкальных концертов, его вскоре стали называть «Концертным залом» и «Музыкальным салоном». Или, если по-французски, то «Salon de la musique», что в просторечьи превратилось в «Соленый мужик».
Из-за полукруглых абсид на торцевых сторонах за Залом также закрепилось название «Круглый», хотя постройка, равно как и объем собственно танцевального зала, занимавшего все внутреннее пространство здания, имеет форму прямоугольника.
К слову, перед нами не первоначальный павильон, а его точная копия. И дело тут даже не в том, что он сильно пострадал во время Великой отечественной войны и после фашистской оккупации превратился в руины. В 1837 г. при новом владельце Павловска – великом князе Михаиле Павловиче – павильон разобрали по камню и … перестроили заново. При этом копия получилась не совсем точной, так как упростили лепные украшения фасадов.
Причина такой странной перестройки – поднятие уровня земли в связи с прокладкой первой 26-километровой российской железной дороги – Царскосельской. Конечным её пунктом должен был стать Павловск. Более того, в связи с идеей создания Павловского вокзала, где тоже планировалось устраивать большие концерты, Круглый зал утратил своё музыкальное значение. Его разделили деревянными перегородками и стали использовать как кафе.
Железнодорожное полотно несколько исказило геометрически четкую планировку «Большой звезды» и, по мнению многих авторов, испортило вид на Круглый зал. После войны железнодорожные пути в Павловском парке убрали, однако просека осталась. По ней мы направимся к следующему пункту нашей экскурсии – руинам старинного Павловского вокзала.
----------
Мы идем по тому месту, где некогда пролегали рельсы первой в России железной дороги.
Железнодорожные магистрали зародились в Англии. С самого начала их эффективность стала очевидной, и в 1830-х годах во многих странах поднимался вопрос о строительстве железных дорог. Не стала исключением и Российская Империя. Профессор института инженеров путей сообщения Павел Петрович Мельников считал, что железные дороги – «первый этап... для транспорта товаров и перевоза пассажиров с большой скоростью».
Однако ведомство путей сообщения было против сооружения железных дорог в России. На государственном уровне развернулась ожесточенная дискуссия: нужны железные дороги или нет? Кто знает, возможно, победа была бы на стороне их противников, и первые стальные магистрали появились бы у нас гораздо позже. Однако положение спасло российское горное ведомство, которое предусмотрительно пригласило к себе на работу профессора Венского Политехнического института Франтишека (или Франца) Антонина фон Герстнера.
Энергичный фон Герстнер по поручению горного ведомства подготовил доклад о необходимости проведения железных дорог в России и выступил с ним перед императором Николаем I. В частности, инженер предложил связать между собой Москву и Петербург и сам пожелал возглавить строительные работы. Ведомство путей сообщений и публичных зданий собрало комиссию по рассмотрению этого проекта. В результате было принято принципиальное и впоследствии судьбоносное решение о строительстве железных дорог в России. Правда, комиссия не доверила Герстнеру провести стратегическую магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом, но дала добро на своеобразный «пилотный проект»: Царскосельскую железную дорогу по маршруту «Санкт-Петербург – Царское село – Павловск». От успеха этой мини-дороги зависело будущее нового вида транспорта.
Проект дороги был утвержден Николаем I 11 февраля 1836 года, а 9 мая уже начали возводить железнодорожную насыпь. Работы шли хотя и интенсивно, но с отставанием от графика: то не могли найти место для вокзала в Петербурге, то вовремя не прибыли заказанные в Англии паровозы. Тем не менее, 30 октября 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги. Первым составом управлял сам Герстнер. Через 35 минут после отправления поезд подошел к Царскосельской станции. В Павловске в то время уже был построен «вокзал», однако сквозное сообщение между ним и Петербургом открылось лишь в мае 1838 года, а до этого поезда ходили лишь до Царского села.
Кстати, своим рождением слово «вокзал» в значении «крупная железнодорожная станция» обязано как раз Павловскому вокзалу и какое-то время применялось лишь по отношению к нему, а другие, даже более крупные вокзалы, называли станциями.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Павловск"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: М. Несин
Читает: О. Кравчук

Павловск - удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга, крупнейший в Европе по занимаемой территории. Он увековечил память своих первых владельцев - императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Величайшие архитекторы рубежа XVIII-XIX вв. Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго, К. Росси и многие другие на протяжении нескольких десятилетий деликатно преображали живописную долину реки Славянки, украсив ее изящными павильонами, скульптурами, мостиками. Появившийся впоследствии здесь "музыкальный" вокзал прославил парк на весь мир. Возрожденный после войны из руин, Павловск по-своему привлекателен в любое время года.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.