Храм Дружбы

Храм Дружбы был создан на крутой излучине реки Славянки в 1779-1784-х годах по проекту Чарльза Камерона и является его первым павловским проектом. Строительные работы осуществлялись под руководством русского архитектора Григория Петровича Пильникова и подрядчиков Лисицына и Кириллова. Внутреннюю роспись делал немецкий живописец Иоганн Рудольф, а лепной декор изготовил итальянский мастер Джузеппе Бернаскони.
Храм представляет собой одноэтажную беседку-ротонду, увенчанную характерным для Камерона низким куполом и окаймленную колоннадой. Классической монументальностью, торжественностью и, в тоже время, легкостью и изяществом веет от этой постройки. Посвященный Екатерине II как попытка примирения павильон весь наполнен дружественной символикой.
Простенки между колоннами украшены медальонами с псевдо-античными аллегориями «Славы», «Дружбы» и «Благодарности». На фризе располагаются чередующиеся изображения дельфинов – олицетворение дружбы. Резчик Шарлемань изготовил для внутреннего убранства Храма Дружбы скульптуры, символические «факелы любви», которые должны были передать чувства Марии Федоровны к свекрови. Примечательна и надпись над входом в павильон: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». Понятное дело, что надпись, как и сам павильон, была посвящена Екатерине Великой. Даже статуя Минервы, античной богини мудрости, внутри храма, куда путь ныне закрыт, была выполнена с явным намеком на черты лица императрицы.
В начале XIX века садовый мастер Пьетро Гонзаго переработал близлежащий участок парка, сделав его более живописным. По замыслу мастера, с трех сторон павильон окружили деревья, сквозь листву которых он выглядел более легким. Напротив, со стороны нынешнего Чугунного моста, Храм Дружбы казался величественным и монументальным. В таком виде этот район дошел до наших дней.
При первых владельцах Павловска в павильоне давались концерты. Таким образом, Храм Дружбы еще до постройки Круглого зала служил своего рода первым концертным залом Павловска. При первых владельцах Павловска возле Храма, в живописной долине реки Славянки, также устраивались пикники. Это потребовало сооружения возле храма особой кухни, которую построили по проекту Камерона в виде бревенчатой хижины. В начале XIX века кухня обветшала и ее разобрали.
Во время Великой Отечественной войны Храм дружбы сильно пострадал от обстрелов и бомб. Но затем был возрожден и до сих пор украшает парк, являясь одним из лучших его памятников, нередко выступая даже в роли символа парка. К сожалению, интерьер храма – круглый зал со статуей Минервы – пока так и не восстановлен.
Возле павильона расположен Чугунный мостик. Кажется, будто он сразу был задуман с Храмом дружбы, как единый ансамбль. Даже барельефы по бокам въездных тумб повторяют декор фриза Храма дружбы. Тем не менее, этот мост был построен на несколько десятилетий позже, в 1823 году, на месте прежнего каменного моста, сооруженного здесь в 1780-е годы.
Согласно официальным данным, новый мост, так и названный Чугунным, был спроектирован на столичном металлургическом заводе Кларка, по проекту самого Кларка, владельца предприятия. Однако многие исследователи, исходя из архитектурного убранства моста, считают автором итальянского зодчего Карла Росси, связанного с этим заводом и работавшего в то время в Павловске. Как бы то ни было, но Чугунный мостик и поныне украшает Павловск, эффектно дополняя ансамбль Храма Дружбы. Пострадавший во время Великой Отечественной войны мост был воссоздан в своем историческом виде.
От Храма Дружбы виден широкий Круглый пруд, расположенный у левого берега реки Славянки. На его западной оконечности устроен так называемый «Большой каскад». Сегодня это название выглядит странным, так как каскад уже более столетия не работает и водяные струи не придают ему былой мощи и величия. Сегодня мы можем видеть лишь небольшую стенку из пудостского известняка, увенчанную балюстрадой, от подножья которой начинается скат в пруд, выложенный большими валунами.
Расположенный в тени деревьев неработающий Большой каскад кажется еще более серым и мрачным. Темная листва ближайших растений довершает грустный пейзаж. Есть от чего опечалиться: за всю свою более чем двухвековую историю каскад смог проработать по прямому назначению «всего» сто лет.
Большой каскад был построен в 1786-87 годах по проекту Чарльза Камерона. Тогда же по проекту этого зодчего возле Храма Дружбы, в широком участке долины реки Славянки, был вырыт и Круглый пруд, в который должен был ниспадать каскад. Сам пруд, по традиции пейзажных парков, по форме наиболее близок был к кругу, и к тому же почти круглым он казался с вершины каскада.
В то время каскад не имел теперешней декоративной стенки с балюстрадой, а, как и каскад у Колоннады Аполлона, по замыслу Камерона, представлял лишь груду больших камней-валунов, разбросанных в живописном беспорядке. По валунам, как по естественному природному ложу, бурлящим водопадом стекала вода. Именно водопадом, так как верхняя часть каскада получалась почти отвесной. Надо сказать, создание искусственных водопадов было весьма популярным, если не обязательным, элементом в пейзажных парках.
Что касается подачи воды, то каскад не имел естественного источника, его питал Старошалейный, или, как он стал называться с постройкой Павловского вокзала, – Вокзальный пруд. В начале 1780-х годов в том районе парка по проекту Чарльза Камерона был построен небольшой парковый павильон – Старое шале, по типу сходной одноименной постройки в Этюпском парке, где провела свою юность Мария Федоровна. В переводе с французского языка «шале» означает «сельская хижина», поэтому Старое шале было сделано в стиле западноевропейского деревенского домика, и даже его крыша, в целях модной в английских парках имитации сельской идиллии, была крыта соломой. Вырытый тогда рядом пруд, созданный для осушения местности в ходе создания района Большой звезды, в честь Старого Шале получил название Старошалейного.
В 1792 году бывший в то время главным архитектором Павловска Винченцо Бренна получил от великокняжеской четы задание построить над истоком каскада декоративную стенку с балюстрадой, которая должна была ограничивать проектируемую над Большим каскадом смотровую площадку с эффектным и живописным видом на долину реки Славянки. Правда, в настоящее время оттуда почти ничего не видно – так разрослись кусты и деревья. Но тогда деревья стояли реже, и смотровая площадка на этом месте вполне отвечала своему предназначенью. С её стороны по краям балюстрады были по традициям строгого классицизма поставлены две вазы, сделанные из цельных кусков камня и крытые полусферическими завершениями. Вазы придавали помпезность всему ансамблю и как бы фокусировали взгляд на Круглом пруде и долине реки Славянки со стороны смотровой площадки. Работы по осуществлению этого проекта велись в течение двух лет, до 1794 года, подрядчиками Пластициным и Варламовым. В таком виде Большой каскад сохранился до наших дней.
Разрушенный во время Великой Отечественной войны он был воссоздан сравнительно рано, в 1954 году, одним из первых. Однако отреставрировали его только снаружи, а вот подземные трубы, сломавшиеся еще в конце XIX века, в результате чего каскад замолчал, так и не отремонтировали. Весьма любопытный факт, но птицы, часто оживляющие долину Славянки своим пением, принципиально не любят петь над этим каскадом, словно не хотят потревожить его более чем вековое молчание. Однако мы продолжим наш путь вдоль реки. Впереди нас ждет еще немало природных и архитектурных красот.
----------
Мы уже видели много архитектурных творений выдающихся зодчих, без которых Павловский парк невозможно себе представить. Талантливые садовые мастера, прежде всего – итальянский садовник и живописец Пьетро Гонзаго – создавали парковый массив в так называемом «английском» (пейзажном) стиле, с одной стороны, имитируя дикую природу, с другой стороны, придавая истинно домашний уют обширным пространствам. Но у них был благодатный материал для работы. Долина реки Славянки, подправленная садоводами и украшенная зодчими, своим древним рельефом придаёт неповторимый колорит всему Павловску и является одним из наиболее выразительных и живописных районов парка.
Неповторимую красоту этого места еще в 1815 году оценил поэт Василий Андреевич Жуковский. Посвящая стихотворение всему Павловскому парку в целом, он обращается, прежде всего, к долине реки Славянки:

Славянка тихая, сколь ток приятен твой.
Когда в осенний день, в твои глядятся воды
Холмы, одетые последнею красой
Полуотцветшия природы.

Спешу к твоим брегам… свод неба тих и чист;
При свете солнечном прохлада повевает;
Последний запах свой осыпавшийся лист
С осенней свежестью сливает.

Иду под рощею излучистой тропой;
Что шаг, то новая в глазах моих картина,
То вдруг, сквозь чащу древ, мелькает предо мной,
Как в дыме, светлая долина

То вдруг исчезло всё… окрест сгустился лес;
Всё дико вкруг меня, и сумрак и молчанье;
Лишь изредка, струёй сквозь тёмный свод древес
Прокравшись, дневное сиянье

Верхи поблёклые и корни золотит;
Лишь, сорван ветерка минутным дуновеньем,
На сумраке листок трепещущий блестит,
Смущая тишину паденьем…

Примечательно, что в тот самый год Жуковский был в Павловске. Вполне возможно, что он лично читал это стихотворение владелице Павловска Марии Федоровне. Тем более что она его поселила в крепости Бип, где могли жить лишь самые дорогие гости вдовствующей императрицы. Во всяком случае, уже год спустя Жуковский был назначен ее официальным придворным чтецом.
«Всё мне видится Павловск холмистый» – так по первой строчке называется и написанное в 1915 году стихотворение Анны Ахматовой. Понятно, что, говоря о холмах в целом равнинного Павловского парка, поэтесса могла иметь в виду лишь долину реки. Несмотря на всю разницу в творчестве и мировосприятии Жуковского и Ахматовой, оба они одинаково твердо понимали, что без долины Славянки Павловск немыслим.
Едва ли не основной достопримечательностью Павловска считали это место не только поэты, но и все живописцы рубежа XVIII-XIX веков, которые изображали павловские пейзажи. Весьма примечательно, что большинство дошедших до нас ранних изображений Павловска показывают именно виды на долину реки Славянки. Одна картина рубежа XVIII- XIX веков описывает то место, где мы сейчас находимся – вид на долину у Висконтиева моста.
В целом пейзаж мало изменился за два столетия. Хотя есть различия – на старой картине более естественно растет трава, кусты расположены не аккуратно как сейчас, а в живописном беспорядке, деревья то и дело спускаются близко к воде, а не стоят в отдалении ровным рядом, кроны их более свободны. Это неудивительно – английский стиль предусматривал близость к природе. В самом парке, как это видно по старинной гравюре Пиль-башни, даже свободно пасли скот.
Полностью неизменным остался Висконтиев мост. Под изображенным на гравюре типичным для приневского края пасмурным небом он и сам выглядит хмуро, зато в ясный день как будто светится. Такова особенность пудостского известняка, из плит которого он сложен.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Павловск"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: М. Несин
Читает: О. Кравчук

Павловск - удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга, крупнейший в Европе по занимаемой территории. Он увековечил память своих первых владельцев - императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Величайшие архитекторы рубежа XVIII-XIX вв. Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго, К. Росси и многие другие на протяжении нескольких десятилетий деликатно преображали живописную долину реки Славянки, украсив ее изящными павильонами, скульптурами, мостиками. Появившийся впоследствии здесь "музыкальный" вокзал прославил парк на весь мир. Возрожденный после войны из руин, Павловск по-своему привлекателен в любое время года.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.