Холодная ванна и Мост кентавров

На берегу реки Славянки расположен павильон под названием Холодная ванна. Главная часть здания – ротонда с низким пологим куполом – своего рода фирменный знак архитектора Чарльза Камерона, по проекту которого оно было выстроено. Павильон в стиле классицизма, с характерными для этого направления простотой декора и пропорциональностью, состоит из двух частей. Это увенчанная куполом ротонда, где находилась купальня, и более низкая прямоугольная пристройка, в которой был вестибюль-уборная.
В нишах у входа в павильон прежде располагались статуи Венеры Медицейской и Купальщицы, изготовленные из папье-маше. Специально продуманный эффект, благодаря которому постройка не видна издали, а неожиданно появляется из-за поворота дорожки, придает Холодной ванне дополнительное обаяние. Тусклая охристая окраска павильона удачно контрастирует с сочной парковой зеленью.
Холодная ванна была создана в течение одного сезона 1799 года. В 1800 году внутри ротонды был устроен бассейн с фонтаном – душем в виде медного шара. Для его устройства из Петергофа был специально приглашен фонтанный мастер Сосин с тремя учениками. Бассейн фонтана представлял собой расположенную в углублении ванну, а поступавшая вода была только холодной. Вот почему павильон и получил название Холодная ванна, или, как его называли в начале, Холодная мыльня.
В пристройке, примыкающей к ротонде, была устроена прямоугольная комната с вестибюлем – уборной. Комната была задрапирована белой кисеей на розовой подкладке и украшена картинами. Интерьеры ротонды, напротив, были очень просты: гладко отштукатуренные стены и отсутствие какого бы то ни было декоративного убранства. Купол был расписан под лепку в виде квадратных кессонов с розетками.
В 1830-х годах отделку помещения изменили. В передней была сделана по трафарету роспись на потолке. В ротонде появились дубовые панели.
В годы фашистской оккупации павильон сильно пострадал, но затем был восстановлен в первоначальном виде. Впрочем, не доступные для посетителей интерьеры еще ждут реставрации.
Возле Холодной ванны располагается Мост кентавров – один из самых красивых мостов Павловска. Созданный из светлого камня мост удачно контрастирует с темной листвой деревьев и почти черной водой реки. Установленные при въезде на него 4 статуи античных кентавров, в честь которых он и получил свое название, довершают и оживляют всю композицию
Ещё в 1778 году на месте нынешнего моста устроили деревянный, ставший одним из первых парковых сооружений. В 1799 году одновременно с возведением Холодной ванны из светлого камня-известняка по давнему проекту Чарльза Камерона был возведен и новый мост. Строительными работами руководил подрядчик Никита Яковлев.
В 1805 году по проекту известного зодчего Андрея Воронихина на тумбах моста установили 4 беломраморные статуи кентавров, выполненные еще в конце XVIII столетия. Две статуи изображали молодых кентавров, две – бородатых стариков. Скульптуры поставлены попарно так, что с какой бы стороны не восходить на мост, всегда слева вас будет встречать кентавр-юноша, а справа – старик. Однако при этом ни старые, ни молодые кентавры не повторяют друг друга полностью, каждый изображен в своей индивидуальной позе. Во время фашисткой оккупации под мостом была устроена запруда, и свод его дал трещину. После Великой Отечественной войны мост был разобран и полностью воссоздан. На месте уничтоженных кентавров установили их копии из эпоксидной смолы. В таком виде мост сохранился до наших дней, являясь одним из самых красивых мостов в окрестностях Петербурга.
От Моста кентавров открывается вид на воздвигнутую на правом берегу Славянки, напротив дворца, круглую колоннаду – ротонду. Это колоннада Аполлона. В ее центре расположена статуя самого античного бога солнца и покровителя искусств, давшая название всему сооружению. Колоннада Аполлона – одна из старейших дошедших до нас построек Павловска.
Сделанная из неяркого серого камня колоннада Аполлона удачно контрастирует с сочной парковой зеленью. Со стороны берега она разомкнута. Это придает сравнительно небольшому сооружению больший размах. Открыто стоящая внутри постройки статуя Аполлона Бельведерского взирает на расположенный за рекой дворец, как бы протягивая к нему вытянутую правую руку с обломком лука.
Колоннада была создана по проекту Чарльза Камерона в 1780-83 годах. Она сама была построена уже в 1781 году, но украшающая ее копия с античной статуи Аполлона Бельведерского появилась здесь лишь два года спустя. Колоннада Аполлона не сразу утвердилась на своем месте. Изначально ее планировали поставить в зарослях у реки, там, где сейчас стоит Холодная ванна. Осенью 1780 года начали копать ров, однако уже несколько месяцев спустя перенесли колоннаду на верхнее плато, в рощу молодых деревьев. Такое положение соответствовало античным канонам, согласно которым храм, посвященный Аполлону, должен стоять в священной роще.
Однако несколько лет спустя владельцы Павловска настояли на том, чтобы колоннаду перенесли на новое место против дворца, где в то время планировали устроить каскад. Он должен был начинаться у подножья колоннады. Камерон противился этой идее даже тогда, когда итальянский зодчий Джакомо Кваренги воплотил идеи великокняжеской четы в чертеже. Но колоннаду все же перенесли туда, где она и стоит до сих пор. В том же году у подножия колоннады начали сооружать впадавший в Славянку каскад. Воду для него подали из расположенного выше пруда у въездных городских Чугунных, или Николаевских ворот.
В 1801 году каскад расширили почти до ширины колоннады, начав его от самого ее подножья. Однако именно из-за этого вода, поступающая в каскад, пущенная еще до прокладки трубы, сильно подмочила фундамент колоннады. Это сыграло роковую роль, в мае 1817 года в колоннаду ударила молния, в результате чего отвалилась одна из сторон постройки, обращенная ко дворцу.
Но нет худа без добра, природное разрушение получилось столь живописным, что колоннаду не стали восстанавливать, оставив романтической псевдоруиной. А осколки разбросали в живописном беспорядке. Вышло так удачно, что один из краеведов впоследствии даже считал, что такой колоннаду построили изначально.
Колоннада Аполлона практически избежала разрушения во время фашистской оккупации. В 1948 году работники Павловского музея-заповедника лишь разобрали и перевели венчающий ее барельеф в музейный фонд. За мостом Кентавров открывается вид на Большой Павловский дворец, к которому мы и направимся.
----------
Высокий холм, расположенный у изгибов Славянки, сразу привлек к себе первых владельцев Павловска. В 1778-79 годах на его вершине, на месте нынешнего Большого Павловского дворца, возник первый павильон тогда еще наследника престола Павла Петровича – Пауллюст. В переводе с немецкого языка – «Утеха Павла». Понятно, что свое название павильон получил в честь владевшего им великого князя Павла Петровича. Что касается великой княгини Марии Федоровны, то для нее в те же годы вверх по течению Славянки, на месте нынешней крепости Бип, построили другой павильон, названный в ее честь Мариенталь, что в переводе с немецкого языка обозначает «Долина Марии».
Пауллюст представлял собой небольшую двухэтажную постройку площадью 24х19 метров. В центре четырехскатной крыши был выступ, увенчанный куполом, с площадкой-бельведером. Внутри павильона размещалось 16 комнат, отделанных сравнительно скромно, без позолоты. Даже несмотря на то, что возле Пауллюста были специально созданы служебные постройки – корпус для служителей и конюшня- владелец рассматривал этот павильон как временное пристанище, лишь предваряющее будущий дворцовый ансамбль.
До сих пор неясно, кто был архитектором Пауллюста, а, значит, и первым архитектором Павловска. Возможно, Петр Юрьевич Потон, которому великий князь Павел Петрович в январе 1779 года передал, что приедет к нему 27 числа, и чтоб все переделки к тому времени Потон сделал. По крайней мере, достоверно известно, что до приезда Чарльза Камерона в Павловск осенью 1779 года в устройстве резиденции не принимал участие ни один из находившихся в России великих архитекторов того времени.
Отсутствие твердой руки мастера-архитектора сказалось на облике Пауллюста, который еще дореволюционные авторы считали «неважным», сопоставляя с «обычными помещичьими постройками». Очевидно, примерно так же думали первые владельцы Павловска – великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна. Тем более что сравнительно скромный Пауллюст действительно напоминал сохранившиеся изображения тогдашних загородных домов помещиков средней руки, но явно не соответствовал статусу великокняжеского дворца. Во всяком случае, при постройке на этом месте грандиозного Большого Павловского дворца маленький павильон был полностью уничтожен, не послужив даже основой будущему величественному строению.
Конечно, Павловск бы никогда не стал таким прекрасным дворцово-парковым ансамблем, каким мы его знаем, если б в его создании не приняли участие выдающиеся архитекторы того времени. Первым знаменитым павловским зодчим был уже известный нам Чарльз Камерон. Он прибыл в Павловск осенью 1779 года из императорского Царского Села, где прежде исполнял заказы Екатерины Великой. По одной версии, он был направлен в Павловск, в то время – село Павловское – самой императрицей. По другой, его активно приглашала великая княгиня Мария Федоровна. В любом случае, это был достойный выбор: несмотря на то, что в Павловске впоследствии трудился и ряд других зодчих, композиционную основу дворцово-пакового ансамбля заложил великий шотландец, и без его идей Павловск невозможно себе представить.
Чарльз Камерон возводил постройки в господствующем архитектурном стиле своего времени – утонченном классицизме. Интересу к античной архитектуре в XVIII веке немало способствовали раскопки города Помпеи, когда европейской публике предстал в практически первозданном виде древний римский город. Уже вскоре во многих ведущих европейских странах началось увлечение античными архитектурными формами. Уже с 1750-х годов новый архитектурный стиль «классицизм» проник и в Россию. До сих пор сохранились дворец в усадьбе Новознаменка в Сосновой поляне (1753-57 годы) и дворец Петра III в Ораниенбауме (1757 год), несмотря на свои барочные формы во многом созданные уже под влиянием новых, классических форм. С приходом к власти Екатерины II и ее сподвижников, переход от пышного барокко, к ясному и рациональному классицизму, примет революционный характер.
Несмотря на то, что своим названием классицизм претендовал на возрождение идеалов античности, первые европейские и русские постройки в новом стиле мало напоминали легкие и искусно декорированные античные здания. Напротив, они характеризовались сухими, тяжелыми формами. Отсюда и название раннего этапа классицизма – строгий. В этом плане Камерон, с творчеством которого мы уже знакомы на примерах Круглого зала и Холодной ванны, опередил свое время. Его постройки получались легкие и художественные, отвечающие скорее пришедшему только после Отечественной войны ампиру – высшей стадии классицизма. Таким образом, шотландский архитектор минимум на 20 лет обогнал эпоху. Это мы можем видеть на примере Большого Павловского дворца. Его старейшая центральная часть, прекрасно сохранившаяся до наших дней, была выполнена непосредственно по проекту Чарльза Камерона.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Павловск"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: М. Несин
Читает: О. Кравчук

Павловск - удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга, крупнейший в Европе по занимаемой территории. Он увековечил память своих первых владельцев - императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Величайшие архитекторы рубежа XVIII-XIX вв. Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго, К. Росси и многие другие на протяжении нескольких десятилетий деликатно преображали живописную долину реки Славянки, украсив ее изящными павильонами, скульптурами, мостиками. Появившийся впоследствии здесь "музыкальный" вокзал прославил парк на весь мир. Возрожденный после войны из руин, Павловск по-своему привлекателен в любое время года.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.