Большие круги и Каменная лестница

Перед нами ансамбль Больших кругов, удачно расположившийся недалеко от Большого Павловского дворца между ведущей от него Тройной Липовой аллеей и берегом реки Славянки. Большие круги представляют собой две круглые площадки с цветниками, посреди которых чуть приподняты восьмигранные террасы из туфа. С четырех сторон к ним ведут лестницы из нескольких ступенек. В центре террас поставлены мраморные статуи "Мир" и "Правосудие", выполненные в начале XVIII века известным венецианским скульптором Бараттой.
Кстати, статуи эти более чем на полвека старше Павловска. Первоначально их еще при Петре Великом поставили в петербургском Летнем саду, откуда убрали после наводнения 1777 года, а в 1798 году с постройкой Больших кругов перенесли сюда.
Тут надо вернуться в историю. Когда Софии Доротее Фридерике, будущей императрице Марии Федоровне, исполнилось 10 лет, ее отец, герцог Вюртембергский, был направлен на государственную службу в Монбельяр, эльзасский городок, находящийся сегодня на территории Франции. Там, в поместье Этюп, в 5 км от Монбельяра, практически на пустом месте по его повелению был воздвигнут прекрасный дворцово-парковый ансамбль, во многом сформировавший вкусы Марии Федоровны.
Как и будущий Павловск, Этюпский парк был исполнен в английском стиле. Поклонник трудов просветителя Жан-Жака Русо, отец Марии Федоровны в духе идей Просвещения обустроил парк уютными павильонами, многие из которых имитировали загородные хижины. В то время единение с природой было модно.
Была в этюпском парке «Хижина Отшельника», где одетый смиренным старцем герцог Вюртембергский в шутку предсказал юной Марии Федоровне и ее подруге Ланнель судьбу. А на месте, где позже появится ансамбль Больших кругов, был установлен аналогичный этюпскому деревянный шалаш, также названный Хижиной угольщика, или на немецкий манер Шарбоньер. Это был простой шалаш, искусно выполненный из веток. В этом шалаше Мария Федоровна как-то даже провела ночь – настолько он ей понравился. Этюпские воспоминания не оставляли великую княгиню, и в Павловске она задумала много затей, основой которых служили юношеские впечатления.
Первое упоминание о Хижине Угольщика относится к 1784 году, однако считается, что постройка могла появиться на год-два раньше, когда были заложены Большой дворец, Молочня, Храм дружбы и другие постройки Камерона, созданные по этюпским прообразам.
Шалаш был собран из бревен, имел четырехугольную форму размером примерно 8 на 8 метров. Внутри Хижина Угольщика имела вторые кирпичные стены и комнату площадью почти 25 кв.м. В торцевой стене находилась дверь, снаружи, как и стены, облицованная бревнами. В боковых стенах было прорезано по два окна. Стены комнаты были обиты фламандским полотном подстать роскошной обстановке: мебель была исполнена из разных пород дерева и украшена золотом. Вообще надо сказать, в то время в России и Европе было модно создавать контраст между скромным и строгим внешним видом и роскошным убранством внутренних помещений.
В 1798 году на этом участке по проекту архитектора Винченцо Бренны были устроены Большие Круги, дошедшие до нашего времени. Хижина Угольщика была перенесена, предположительно, в район Большой Звезды. В XIX веке она была разобрана.
В 1799 году Большие круги были закончены. Присущие регулярным паркам подобные сооружения дольше всего сохранялись в Пруссии. Вполне возможно, что любивший все немецкое Павел I позаимствовал их оттуда. Отдавая дань моде на английские парки, император, и это особенно видно на примере Гатчины, очень любил и регулярные парки.
Павловские Большие круги дошли в своем первоначальном виде до наших дней. Во время Великой отечественной войны они не пострадали, а статуи вовремя удалось надежно спрятать в земле от фашистского вандализма. Лучше всего Павловские Большие круги-цветники смотрятся летом, когда цветы распускаются, а со статуй снимают футляры, укрывающие их зимой.
Возле Больших кругов находится Большая Каменная лестница, ведущая в долину Славянки.
Прежде у ее верхнего основания располагалась каменная Башня-Руина, построенная в первые годы существования Павловска в духе европейских «романтических» садовых построек. Тогда и в России, и в Европе было модно увлекаться историческими древностями и «старить» свои владения псевдо-архаичными развалинами.
Как ни странно это звучит, но в июне 1798 года в северной части Руины была обнаружена трещина. Каменных дел мастеру Пьетро Висконти было поручено устранить неполадку. Однако в рапорте от 19 июня Висконти доложил, что для этого нужно перекладывать заново большой кусок постройки. В ответ Павел I велел Руину сломать, что и было исполнено к августу 1798 года.
Что касается Большой Каменной лестницы, то она была сооружена в 1799 году по проекту Винченцо Бренны. Строительство шло под руководством подрядчика Сергеева. Лестница имеет шестьдесят четыре ступени, разделенные площадками на 4 марша. Скупой декор оживляют расположенные у ее основания 4 скульптуры львов – 2 каменных и 2 чугунных, а также верхняя балюстрада с вазами, в которых прежде были цветы. Лестница несколько сужается к верху, что зрительно удлиняет ее со стороны долины реки Славянки, куда мы и спустимся. Во время Великой Отечественной войны левая часть лестницы вместе со львами и верхней балюстрадой сильно пострадала от взрыва упавшей рядом авиабомбы. Однако впоследствии ее воссоздали.
----------
Так случилось, что Павловску суждено было запечатлеть и сложные внутрисемейные отношения между великокняжеской четой и Екатериной Великой. Известно, что императрица и ее сын Павел не любили друг друга. Не менее сложные отношения складывались у свекрови и невестки. Поначалу, до того, как Мария Федоровна приехала в Россию, Екатерина Великая благоволила к ней и собственно сама выбрала ее в качестве невесты для своего сына. В то время молодой Павел скорбел о своей первой жене, умершей, по одной из версий, не без содействия императрицы.
Правда, стоило Екатерине показать Павлу портрет немецкой принцессы, тот сразу живо ей заинтересовался, а далее, при первой встрече с ней в Пруссии, согласно письму Павла I, молодые полюбили друг друга с первого взгляда. А вскоре и «по рукам ударили». Однако уже через два года после приезда невесты Павла I в Россию ситуация в её отношениях со свекровью изменилась коренным образом. Слишком велика была несовместимость характеров двух женщин. Марию Фёдоровну, воспитанную в пуританских традициях, смущали бесконечные фавориты императрицы. Но, пожалуй, самым непереносимым стало то, что Екатерина отняла у нее двух первых детей – Александра и Константина, взялась их воспитывать самолично и почти не давала им видеться с родителями.
Понятно, что уже в первые годы после замужества Мария Федоровна хотела каким-то образом разрешить этот конфликт. И она нашла весьма оригинальный способ, который никак не облегчил внутрисемейных отношений, зато навсегда украсил Павловск еще одним выдающимся произведением Чарльза Камерона. Речь идет о Храме Дружбы, построенном в знак примирения с императрицей Екатериной. Вместе с ажурным чугунным мостом через Славянку Храм Дружбы образует целостный, завершенный ансамбль, признанный одним из лучших в Павловском парке. Нередко этот уголок выступает даже в качестве эмблемы всего дворцово-паркового ансамбля.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Павловск"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: М. Несин
Читает: О. Кравчук

Павловск - удивительный по красоте дворцово-парковый ансамбль Санкт-Петербурга, крупнейший в Европе по занимаемой территории. Он увековечил память своих первых владельцев - императора Павла I и его супруги Марии Федоровны. Величайшие архитекторы рубежа XVIII-XIX вв. Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго, К. Росси и многие другие на протяжении нескольких десятилетий деликатно преображали живописную долину реки Славянки, украсив ее изящными павильонами, скульптурами, мостиками. Появившийся впоследствии здесь "музыкальный" вокзал прославил парк на весь мир. Возрожденный после войны из руин, Павловск по-своему привлекателен в любое время года.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.