Павильон Катальная горка

Павильон Катальная горка — одно из самых своеобразных и эффектных сооружений, построенных в российских парках за всё XVIII-е столетие. Возведенный в 1762—1774 годах в характерном для Ринальди промежуточном стиле между барокко и строгим классицизмом, павильон кажется громадным и затейливым, и в то же время легким, почти воздушным. Эффектно расположенный на краю литоринового уступа, он доминирует над окрестностями и по своим размерам больше напоминает дворец.
Сохранявшаяся до XIX века двухскатная лестница, спускавшаяся с высокого уступа, зрительно делала павильон еще больше. Фрагмент ее мы можем видеть и сейчас — перед западным фасадом павильона в земле сделано углубление, позволяющее осмотреть основание ныне засыпанной лестницы. И все же павильон играл лишь второстепенную роль по сравнению с ныне не сохранившейся, некогда приставленной к нему катальной горкой протяженностью в 532 м, давшей название всей постройке. С XIX века на месте горки устроен длинный луг.
Горка, как ни странно, была предназначена для катания только в летнее время, на специальных тележках. Она имела свои отечественные прообразы – горки в Царском селе и в подмосковном селе Покровском. Обе построены по проекту Франческо Бартоломео Растрелли с участием механика Константина Нартова. Эти горки не сохранились. В XIX веке разобрали и Ораниенбаумскую катальную горку, а ведущую вниз с естественной гряды лестницу засыпали. Но она всегда была самой большой горкой в России.
Во время Великой Отечественной войны павильон пострадал от снарядов. В результате из его некогда многочисленных интерьеров сохранились лишь отделанные по проекту Антонио Ринальди Западный Охотничий кабинет и Центральный зал.
Напротив павильона Катальной Горки внизу, за шоссе виднеются полуразрушенные каменные одноэтажные дома. Эти дома были возведены в 1821—1822 годах по проекту русского архитектора В.П. Стасова в качестве казарменного комплекса для солдат 6-й гвардейской инвалидной роты – ветеранов войн с Наполеоном Бонапартом, затем приставленных для охраны парка и города.
Однако поселение на этом месте сформировалось еще в 1750-х годах. В 1756 году с постройкой церкви Святой Троицы (перестроена в 1903 году по проекту Игнатия Платоновича Горленского) поселение получило сохранившееся до наших дней название – Троицкая слобода. С той же поры при церкви было учреждено и дошедшее до наших дней городское кладбище. Первоначально жителями Троицкой слободы были дворцовые крестьяне – строители Ораниенбаума, с XIX века здесь появилась та самая 6-я рота. В 1861 году по указу Елены Павловны возле кладбища построили сохранившуюся до наших дней женскую богадельню.
Во время Великой Отечественной войны долетающими с оккупированной территории осколками снарядов был нанесен большой урон и слободе, и кладбищу. До сих пор большинство зданий в слободе находится в руинах, а на запущенном кладбище почти не осталось дореволюционных захоронений.
К западу от павильона Катальной горки простирается дикая часть парка, единственная достопримечательность которой – извилистая Английская аллея, украшенная нарочито грубыми каменными скамьями. Трудно поверить, но это не слегка подправленная рукой человека древняя природа, а результат деятельности садовых мастеров XIX столетия. До этого западная окраина парка представляла собой серию разрозненных регулярных ансамблей, об облике которых дает представление сохранившийся генеральный план Собственной дачи, выполненный Ринальди и опубликованный после смерти его племянником.
Согласно этому плану, в северной части западной окраины Собственной дачи было несколько разрозненных регулярных парков, а в южной части располагалось озеро, большая часть которого была, по-видимому, вне Ораниенбаума. В парковой части озеру оставили естественные изрезанные береговые очертания, однако с севера сделали искусственный мыс в виде геометрически четкой спирали. То, что весь этот грандиозный архитектурный проект был реально воплощен в жизнь, подтверждают слова самого Ринальди о том, что все было в Ораниенбауме выполнено по его замыслу.
Но в XIX веке, по воле великой княгини Елены Павловны была осуществлена коренная реконструкция Собственной дачи, и в частности, ее западной окраины. Пруд засыпали, причем полностью, включая и ту его часть, которая была за пределами парка. Регулярные ансамбли подверглись демонтажу, вместо прежних прямых, как стрелы, аллей, были проложены отвечающие пейзажному стилю кривые дороги, в частности – в западной части бывшей Собственной дачи – извилистая Английская аллея. Современники восторженно приветствовали устройство в Ораниенбауме единого паркового пейзажного массива. Петр Андреевич Вяземский, перефразируя «Песню Миньоны» немецкого поэта В.А. Гете, даже написал целое стихотворение:

Ты знаешь край, где фимиамом чистым
Упоены воздушные струи,
Где по холмам прохладным и тенистым
Весна хранит сокровища свои?

Где негой роз и блеском их румянца
Ковры лугов пестреют и цветут,
И где срослись и злато померанца,
И зелени душистый изумруд?


Теперь обратимся к главному сооружению Собственной дачи – Китайскому дворцу с прилегающими к нему микроансаблями.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Ораниенбаум"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3,5 км
Автор: М. Несин
Читает: О. Кравчук

Ораниенбаум – всемирно известный исторический комплекс, включающий в себя дворцово-парковый и городской ансамбли. Из петербургских пригородов по возрасту он уступает лишь Петергофу, но всего на несколько лет. Его первым владельцем был светлейший князь А. Д. Меншиков. Особую роль в становлении Ораниенбаума сыграли Екатерина Великая и незаслужено забытый Петр III. В отличие от других пригородов Санкт-Петербурга в годы войны Ораниенбаум пострадал значительно меньше, хотя реставрационные работы идут до сих пор. Потратив всего час на дорогу, Вы попадете в мир гармонии природы и рукотворной красоты.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.