Владимирская церковь

100% Complete (success)
0% Complete (success)

Не ждите сильных архитектурных впечатлений от Кронштадта. Город невелик в размерах: всего 2 площади и 51 улица. Зато здесь есть свой Летний сад, Гостиный двор, Обводной канал. Словом – это маленькая копия большого Петербурга, но со своими особенностями островного положения и провинциальными нравами. Как не раз отмечали писавшие о Кронштадте в XIX в. быт и поведение его жителей во многом отличались от уклада жизни петербуржцев. «Приезжая в Кронштадт, вы прежде всего поражены порядком, чистотой, тишиной и подтянутостью во всем. Город – крепость и военный порт, вот что сразу дает себя почувствовать, …масса моряков и крепостных артиллеристов. … Кронштадте сады, парки и скверы содержались в идеальном состоянии – масса цветов, цветущих кустарников – сирени, жасмина. Если кирпичные стены и заборы придают унылый вид в столице, то здесь все пустые стены украшены диким виноградом или хмелем».
С самого начала планировка Кронштадта была близка петербургской и носила регулярный характер. Город застраивался ансамблями и комплексами, но прежде всего, учитывалась его роль крепости. Самый центр города, примерно на 20% был занят Адмиралтейством и его службами. В другой части расположилась морская слобода, а в части острова, где мы сейчас находимся, был торговый центр Кронштадта: биржи, торговая площадь и купеческие лавки. Историю города можно прочесть по названиям улиц – в этом районе располагались улицы Посадская, Купеческая, Соборная. Здесь находится один из храмов Кронштадта Владимирская церковь.
К церкви ведет одна из главных улиц города – бывшая Господская, с 1918 года получившей в советское время стандартное название – проспект Ленина. Широкая и прямая, улица соединила берега острова Котлин. Она полностью соответствовала своему названию – в XVIII в. здесь селились зажиточные горожане, позже, в XIX в. это буржуазный центр города, где строятся богатые доходные дома. В хорошую погоду по солнечной стороне Господской улицы прогуливались господа, эту сторону называли «бархатной». Матросы и нижние чины воздерживались по ней ходить, так как все время надо было быть начеку, чтобы отдавать честь офицерам. А вот противоположную сторону улицы, для простой публики, по контрасту называли «ситцевой».
В Кронштадте как в любом городе дореволюционной России важное место в городской застройке занимали культовые здания. Кронштадт – морской порт – всегда был городом интернациональным и, как следствие, многоконфессиональным. На острове существовали католическая церковь и часовня, две лютеранские церкви – латышско-немецкого и эстонско-шведско-финского приходов, англиканская церковь, мечеть и синагога. Несмотря на небольшой процент старообрядцев, у них тоже была своя церковь, также действовали несколько молитвенных домов различных сект. Как и в других российских городах в большинстве храмы были православными. Своеобразие Кронштадта в том, что основу его населения составляли военные моряки и военнослужащие сухопутного гарнизона крепости, поэтому большинство храмов принадлежало военным – Морскому и Военному ведомствам. Гражданское население было в меньшинстве.
Владимирский собор был главным храмом сухопутного гарнизона Кронштадтской крепости, поэтому часто именуется крепостным Владимирским собором. Это одна из старейших церквей города, первое упоминание о ней относится к 1728 году.
Первая церковь для Кронштадта была срублена по приказу Петра на Олонецкой верфи на Ладожском озере, в разобранном виде сплавлена по Неве к острову Котлин, где была снова собрана и освящена в 1706 году во имя Святой Троицы. Существовала эта церковь недолго, данные о ней скудны. Однако есть обоснованное предположение, что располагалась она примерно там, где сейчас возвышается Владимирский собор. Возможно, именно в ней первоначально находилась главная святыня Владимирского храма – Владимирская икона Божьей матери, написанная 29 мая 1703 года – спустя всего две недели после основания Санкт-Петербурга.
Кронштадтские церкви – небольшие, деревянные – часто горели, быстро ветшали, перестраивались и возобновлялись, часто на совершенно другом месте. Так и каменному Владимирскому собору предшествовали несколько деревянных церквей. Ныне существующее здание было освящено в феврале 1880 года. Проект храма по идее профессора Академии художеств Давида Ивановича Гримма разработал архитектор Главного инженерного управления академик Христофор Иванович Грейфен.
Благодаря своей 46-метровой шатровой колокольне и своеобразному пятиглавию собор является выразительной доминантой Кронштадта и, как утверждают специалисты, архитектурной жемчужиной Северо-Запада России. Три луковичные главки венчают алтарную часть, а две расположены по бокам шатровой колокольни с окошечками-слухами. Владимирский собор представляет редкий для наших мест тип храма – пятинефную базилику. Вытянутое от входа к алтарю прямоугольное здание разделено колоннами на пять проходов, или нефов. Причём три средние выше боковых, что позволяет устроить дополнительное освещение через боковые окна. Наружное убранство храма – луковичными главками, формой наличников, горкой кокошников на колокольне и шатровым её завершением заставляет вспомнить допетровскую архитектуру. А вот интерьер храма решён в византийском стиле.
Владимирский собор открыт ежедневно, вы можете пройти внутрь через арочный портик, продолжение нашего рассказа о внутреннем убранстве храма.
-----
Внутреннее пространство храма делится на пять проходов-нефов четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах с византийскими капителями. На внутренней поверхности арок – византийский орнамент из переплетающихся полос, такой же орнамент украшал мозаичный пол. Тонкие чугунные колонны не закрывали обзор. План храма в виде вытянутого прямоугольника, разделённого на нефы, был удобен для полкового храма, предназначенного для многих воинских частей. Во время богослужения воинские подразделения выстраивались в шеренги вдоль храма, что исключало споры о том, какое из подразделений имеет преимущество – стоять ближе к алтарю. Впоследствии именно такую структуру получил типовой проект полкового храма, созданный в 1901 году.
Живописное убранство церкви создавали художники общества «передвижников», запрестольный образ – огромная икона «Моление о чаше» написана академиком Таюрским.
Скульптурное убранство выполнил академик Опекушин. Резные иконостас, киоты, аналои были выполнены из чёрного американского ореха, иконы иконостаса написаны маслом на медных досках.
Архитектор Гримм настаивал на привлечении высококлассных художников для выполнения храмовых росписей, утверждая, что «одним из важнейших условий считается не богатство, а гармония декоративной внутренней окраски». Результат работ подтвердил его правоту. В день освящения церкви современник так описывает в газете «Кронштадтский вестник» свои впечатления: «Внутренняя отделка храма очень красива и обращает внимание как оригинальностью, так и безукоризненным техническим исполнением; все орнаменты в византийском стиле, расписаны эффектно; сочетание красок хотя пёстро, но сделано с большим вкусом».
Насладившись убранством собора Вы можете выйти в церковный садик. И продолжим разговор о Владимирской церкви.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Кронштадт"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4,5 км
Автор: Е. Калинина, О. Слепенкова
Читает: О. Кравчук

Кронштадт – база Балтийского флота, здесь у пирсов стоят совсем неигрушечные корабли, а вдоль рейда в безмолвном карауле замерли форты. Все 300 лет своей истории город-крепость надежно защищал Санкт-Петербург от неприятельской агрессии. В истории города переплелись яркие имена и незабываемые события. В Кронштадте начинались морские экспедиции и кругосветные путешествия. Кронштадт – это история строительства поразительных по масштабам и совершенству гидротехнических сооружений. Здесь осуществлялись на практике новаторские идеи в области фортификации, работали блистательные русские инженеры-ученые. Несмотря на свой военный характер, здесь немало архитектурных достопримечательностей: храмы, торговые здания, библиотеки и музеи.

СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ:

Добраться до г. Кронштадт можно на маршрутном такси или автобусе от метро "Старая Деревня" № 101. от метро "Черная Речка" № К-405. от метро "Проспект Просвещения" № К-407. либо паромом Ломоносов - Кронштадт (позволяет осмотреть южные форты) либо на теплоходе (от пристани "Тучков мост")

* Кронштадт находится на острове, даже летом здесь дуют нешуточные ветры, поэтому одеваться стоит "с запасом".

* Советуем по возможности посетить форты Кронштадта, прогулочные катера к ним уходят от пристани у Арсенала.

* В Кронштадте можно посетить следующие музеи:

Музей "Кронштадтская крепость" Телефон: (812) 236-4713, 236-4450
Адрес: 189620, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная пл., 1 (в здании Собора)
Открыт ежедневно с 11:00 до 17:15 кроме понедельника, вторника и последнего четверга месяца.

Исторический архитектурно-художественный музей г. Кронштадта Телефон: (812) 435-0873
Адрес: 197760, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Ленинградская д.2
Открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы

Мемориальный музей-квартира Святого Праведного Иоанна Кронштадтского Адрес: 197760, Санкт-Петербург, Кронштадт г., Посадская ул., 21, кв. 13
Телефон: (812) 311-7745
Открыт ежедневно с 12.00 до 17.00, кроме вторника (вход свободный)

Мемориальный кабинет-музей А.С. Попова
Адрес:197760, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Макаровская ул., 1
Телефон: (812) 2364309


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.