Возле Собственного сада

Вид, который открывается отсюда, опровергает привычное представление об унылой плоской местности под Петербургом. Слева, почти на одной высоте с нашей обзорной точкой, примыкает к дворцовому крылу небольшой сад, приподнятый подпорной стеной и обнесенный решеткой. Отсюда видно одновременно 3 водоема - впереди справа от высокого каменного мостика - продолговатый пруд, слева - часть большого озера. А внизу слева сквозь ветви деревьев проглядывает Серебряное озеро, самый таинственный гатчинский водоем.
Нижний Голландский сад, на краю которого мы остановились, сейчас, к сожалению, выглядит наименее выразительно. Газоны и дорожки должны складываться в сложный симметричный рисунок, подчеркнутый двумя мраморными статуями на высоких постаментах. Подобные участки с регулярной планировкой особенно нуждаются в постоянном уходе и бережном отношении. Геометрически правильные, подчеркнуто искусственные, похожие на залы под открытым небом, они рассчитаны на идеальный порядок и непременное дополнение в виде скульптур, ваз и цветочных клумб. В Павловское время в цветниках Нижнего голландского сада высаживались тюльпаны, по границе со стороны Карпина пруда выставлялись кадки с цитрусовыми и лавровыми деревьями. Три семиступенчатые лестницы приглашают подняться в Верхний Голландский сад, осененный старыми деревьями, сейчас также довольно запущенный. Но слева за оградой можно разглядеть третий сад этого когда-то единого комплекса - Собственный сад на дворцовой террасе, восстановленный по подлинным чертежам. В настоящее время попасть в Собственный сад из парка нельзя, его посещение входит в экскурсию по дворцу. Что вполне соответствует его назначению - это сад только для узкого круга гостей, куда выходили из личных покоев хозяина. В конце 18 века, с приходом моды на пейзажные парки, имитирующие нетронутую природу, вблизи дворцов по-прежнему создавали такие небольшие, четко отграниченные от окружающего пространства участки с регулярной планировкой, с подстриженными кустами, симметрично расставленной мраморной скульптурой, симметричными пышными клумбами цветов.
Пейзажные парки называли английскими в противовес регулярным французским, голландским или итальянским. Их создание в России началось именно с Гатчины. Здесь от архитектора и садового мастера требовалось тонко чувствовать красоту природного ландшафта, подмечать его местные особенности и при этом вносить изменения, как говорили тогда - "улучшая природу". Масштабы мероприятий по улучшению природной картины зачастую очень велики. В гатчинских парках это, конечно, в первую очередь земляные работы. Архивные документы сообщают, например, что в 1795 году "в прибавку озера" было выкопано "семьсот три сажени кубических земли", или что "в Английском саду возле каменного мосту... вынут берег по показанию мастерскому".
Около четверти окружающей дворец территории занимает водная система. Такого водного богатства нет больше ни в одном пригороде Петербурга. Но нетрудно догадаться, что природа подарила Гатчине, в дополнение к живописным видам, болотистые низины и топкие берега. А восхищаясь с весны до поздней осени разнообразием оттенков древесных крон, стоит вспомнить, что диких широколиственных лесов в Ленинградской области нет. Берега гатчинских озер покрывал хвойный лес, в основном еловый, темный, либо влаголюбивый кустарник. Чтобы превратить охотничьи угодья в парк в пейзажном вкусе, на огромной площади осушали болотистые земли и высаживали тысячи взрослых деревьев. Липы, дубы, вязы, ясени, клены, тополя, пихты и могучие ивы - все это искусственные посадки, хотя свободно растущие пышные кроны и отсутствие прямых аллей прославляют естественную красоту природы. Даже в конце 18 века посадки ежегодно исчислялись десятками тысяч деревьев, правда, уже в более удаленных от дворца частях парковой системы.
Начались работы по обустройству парка в 1760-х годах, одновременно со строительством дворца. Ими руководил тот же архитектор - Антонио Ринальди, и знаменитый садовый мастер Джон Буш. В последнее десятилетие 18 века, при Павле, парк уже практически получил свою сегодняшнюю планировку. Здесь работали замечательные русские архитекторы Андреян Захаров и Николай Львов, трудились опытные садовые мастера, но большинство планировочных решений принадлежит архитектору Винченцо Бренне. Бренна хорошо знал античные памятники Рима, а кроме того, вдохновлялся архитектурой римского барокко. Он умел улавливать эстетические влечения Павла Петровича и был действительно прекрасным декоратором, касалась ли работа интерьеров дворца или больших территорий парка. Связанные между собой озера и речки дополнились прудами и каналами, плотинами и мостами. Очертания берегов стали более извилистыми, появились новые бухты и островки. А насыпные террасы и горки еще более оживили гатчинские виды и сами стали обзорными площадками. В Гатчине гуляющие по парку любуются видами не только из разных точек, но и с разной высоты. Это здешняя особенность и гордость, может быть, не меньшая, чем для Петергофа - его фонтаны.
Спустимся по двум маршам каменной лестницы на широкую дорожку, идущую вниз, и пройдем между прудом - справа и небольшим Серебряным озером - слева.
Дорожка ведет к высокому каменному мостику, но прежде чем подняться на него, обратите внимание на берег Серебряного озера, огороженный металлической сеткой. В отличие от просторного Белого озера, которое уже видно впереди, Серебряное имеет всего 250 метров в длину и около 60 в ширину, оно протянулось между берегом Белого озера и дворцом. Озеро отличается очень прозрачной водой. При значительной для такого небольшого водоема глубине - до 14 метров, пласты глины на дне просвечивают серо-сереристым цветом, отсюда его название. Сейчас эта природная драгоценность защищена от посетителей парка, и за сеткой, к сожалению, оказался также декоративный колодец, расположенный у самого берега. Это родник, в 1770-х годах заключенный архитектором Ринальди в прихотливую раму серого гранита. Колодец называют Восьмигранным, но также сравнивают с изящным каменным цветком - его очертания от простого восьмиугольника далеки. Сегодня можно только разглядеть фигурную оправу родника, насколько позволяет высокая трава и ветви деревьев. При первом владельце парка, Григории Орлове, вокруг колодца была ровная площадка, обсаженная кустарником. В зарослях травы видно начало замшелой каменной лестницы, спускающейся к колодцу со стороны нашей аллеи.
Широкая каменная лестница спускается и к пруду по другую сторону от дорожки. С нее хорошо виден изящный трехарочный мост в конце пруда, находящийся уже не на территории парка, а на городском проспекте. Его автор - Андреян Захаров, прославленный автор Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. От затененного берега Серебряного озера дорожка ведет на высокий каменный мостик, спроектированный Винченцо Бренной вместе с маленьким каскадом под ним. Небольшой продолговатый пруд, который мы оставляем справа, носит почти обязательное для старинных парков название - Карпин. В нем действительно разводили карпов. Карпиным назван и мост, облицованный, плитами местного известняка. Четыре скамьи из того же камня приглашают задержаться здесь и полюбоваться видами. Справа, за прудом, хорошо читаются все три яруса искусственных террас Голландских садов и Липового сада. На их устройство пошла земля, вынутая на месте пруда.
Остановимся на берегу пруда, возле гранитного колодца, который называют Иордань.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Гатчина"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

В дворцово-парковом ожерелье Петербурга эта царская резиденция – самая загадочная жемчужина, особо любимая двумя «гатчинскими затворниками» Павлом I и Александром III. Здесь нет имперской роскоши Царского села или фонтанного буйства Петергофа, зато в любое время года можно прикоснуться к тонкой грани природной и рукотворной красоты, увидеть царский дворец в окружении великолепного и полного загадок парка.

Советы путешественникам:

Добраться до г. Гатчина, Гатчинского дворца и парка от С.-Петербурга можно на электропоезде от Балтийского вокзала (время в пути около часа) или маршрутным такси от ст. м. "Московская". Предпочтительно воспользоваться электропоездом до Гатчины-Балт. (а не Гатчина-Варш.!), эта станция находится рядом с дворцом. При следовании на маршрутном такси или другом автотранс-порте примите во внимание, что в пятницу и воскресение Пулковское шоссе пере-гружено.

Официальный сайт ГМЗ "Гатчина": http://gatchinapalace.ru/ Телефон: (271) 134-92

Придворцовый парк доступен для посетителей без выходных. В г. Гатчина можно посетить следующие музеи:

  • Музей "Гатчинский дворец" работает с 10 до 18 (касса до 17) Выходной - понедельник и 1-й вторник каждого месяца. Приоратский дво-рец работает в том же режиме, но закрыт по понедельникам и вторникам. Тел.: (8-81371) 9-34-92
  • Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Григорина, 7-а Открыт с 11 до 16. Выходные дни - понедельник, вторник. Тел.: (8-81371) 2-54-58; факс: 9-42-13
  • Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербова 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Чехова, 4 Тел.: 2-08-64, 2-10-88


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.