Парковый фасад дворца

Перед нами не только фасад дворца, но и самое сокровенное место гатчинского парка - Серебряное озеро. Мы уже говорили о многочисленных бьющих на дне ключах, которые придают воде серебристый оттенок. Самое время раскрыть секрет ограды, со всех сторон окружившей Серебряное озеро. Многие десятилетия оно снабжает жителей Гатчины ключевой водой. В крутой склон берега со стороны дворца встроена городская насосная станция, которая видна, только если обойти водоем, и потому практически не нарушает очарование парка. Для посетителей парка есть возможность насладиться природной водой в роднике, расположенном у пристани Большого озера.
Благодаря необыкновенной прозрачности воды и глубине до 14 м, озеро в самом начале царствования Александра III послужило прогрессу военной техники. Это несколько неожиданный для дворцового парка эпизод - показательные испытания первой российской подводной лодки. Одну из ее модификаций можно теперь увидеть в Музее Военно-Морского флота в Санкт-Петербурге, и сегодня она производит курьезное впечатление. Сильно вздутый в средней части металлический снаряд, с маленьким винтом сзади и окошком спереди, над острым носом, предназначался для одного человека. Им был сам изобретатель - инженер Степан Карлович Джевецкий. Настоящие испытания он проводил в Одесском порту, а в Гатчине продемонстрировал лодку императору. Нужно заметить, что Александр III, в юности получив преимущественно военное образование, в своей внешней политике прославился как миротворец. Политическое влияние России в славянских государствах это время сократилось, в то же время владения в Средней Азии расширились при весьма ограниченном применении военной силы. Император успешно избегал серьезных военных конфликтов, и в то же время ему принадлежит афоризм: "У России только два союзника - армия и флот". Видимо, так в военной сфере проявился присущий ему консерватизм и то, что называют его "охранительной политикой". В один из летних дней 1881 года Александр III и императрица Мария Федоровна, с которой он не расставался, вышли на шлюпке на середину озера и наблюдали маневры подводного аппарата на разной глубине, иногда прямо под днищем шлюпки. После того, как царская чета вернулась на пристань напротив дворца, Джевецкий также причалил, вышел, и преклонив колено перед царицей, поднес ей роскошный букет орхидей. Любимые цветы Марии Федоровны были заблаговременно заказаны и спрятаны в подводном аппарате, а галантный изобретатель сопроводил их фразой на французском: "Это дань Нептуна Вашему Величеству".
Возможно, продуманность и элегантность этих полевых испытаний, восхитившая императрицу, повлияла на высочайшее решение. Уже через год было построено и принято Инженерным ведомством 50 миниатюрных подводных лодок. Предполагалось использовать их для обороны приморских крепостей. Аппарат Джевецкого мог погружаться только на небольшую глубину, запаса воздуха не хватало и на час, а винт единственный член экипажа приводил в движение сам, с помощью велосипедоподобного механизма. Степан Карлович, по воспоминаниям современников, был человеком обаятельным и интересным. И несомненно - талантливым и неутомимым изобретателем, организатором и к тому же коммерсантом. Впоследствие другие разработки Джевецкого нашли применение, например, минные аппараты и даже пропеллеры для самолетов. Но военные подводные лодки появились только с разработкой достаточно совершенных двигателей внутреннего сгорания.
Что касается каменной пристани на Серебряном озере, то ее выстроили в 1770-е годы, как часть исключительно романтичного комплекса. В него входят потайная лестница, подземный ход, грот и пристань. Тесная связь "увеселительного замка" с парком в первоначальном проекте Ринальди создавалась всеми архитектурными средствами. Обратимся к парковому фасаду дворца. Отделка природным камнем, мотивы европейского Ренессанса и готики - все это не имеет аналогов в России 18 века, зато напоминает старинные английские усадьбы, прекрасно вписанные в природный ландшафт. Возможно, это соответствовало мысли Екатерины II, истинной заказчицы дворца для графа Орлова - подобный замок подарила полководцу герцогу Мальборо английская королева Анна I.
Визуально связывает дворец с парком и мраморная скульптура на низком крыльце. Это аллегорические изображения Войны и Мира работы итальянских скульпторов 18 века. В это время в Россию приходит вместе с европейской античностью и европейский язык аллегорий - изображение отвлеченных понятий в виде человеческих фигур с определенными атрибутами. Обе фигуры изящны и декоративны. Но Войну сопровождает лев - символ мужества и ярости, а Мир, попирающий военные доспехи, держит в руках чертеж - по-видимому, архитектурный.
По замыслу Ринальди, связь дворца с парком - это не только зрительный образ замка среди деревьев. И не только низкие широкие ступени, ведущие от центральной части дворца прямо к лугу.
С парадного 2-го этажа в главном корпусе можно по специальной лестнице попасть в подвал, к началу подземного хода, который оканчивается у самого озера, напротив пристани. Если бы сейчас была возможность подойти к берегу, мы увидели бы вход в каменный грот, оформленный известняковыми глыбами разного размера. Они тщательно подогнаны друг к другу и закреплены металлическими полосами, но вид всему сооружению придан романтически-дикий. Искусственная скальная пещера, даже вблизи полускрытая кустарником, получила название Грот "Эхо". На самом деле эхо обитает в подземном ходе. Это полностью облицованный плитами известняка коридор протяженность 120 м, сухой и достаточно просторный - с высоким сводчатым потолком, шириной 3,6 м. Сейчас он отреставрирован, снабжен электрическим освещением и открыт для посетителей дворца, которым, правда, нельзя выйти в грот, зато можно "поговорить" с гатчинским эхом.
Конечно, подземный ход в имении Павла I получил несколько мрачную трактовку, подобно потайным ходам в Михайловском замке в Петербурге. Считается, что и первый владелец дворца, граф Григорий Орлов, мог рассчитывать на скрытый выход к пристани как на меру предосторожности. Вся история дворцовых переворотов в России 18 века подтверждает, как ненадежна судьба человека на самом верху - будь то дерзкий временщик или миропомазанный монарх. Но стоит посетить подземный ход к гроту "Эхо", чтобы убедиться - он мало похож на тайное убежище. А замечательно рассчитанный акустический эффект, где эхо четко повторяет слова, еще больше приближает его к аттракциону для гостей. Наконец, пристань на Серебряном озере годится для катания на лодке и не имеет никакого смысла для бегства, ведь отсюда не выйти в общую водную систему. Особенно пытливый взгляд может различить в противоположном от дворца склоне берега облицованную камнем арку. Это, действительно, короткий тоннель, ведущий в Белое озеро, в настоящее время закрытый. Но с другой стороны перешейка видно, что по нему только просачивается мелкий ручеек ключевой воды из Серебряного озера в Белое, расположенное ниже.
Само создание искусственной пещеры-грота в 18 веке никак не походило на попытку что-то серьезное спрятать. Это очень популярная форма парковых беседок, призванных скорее привлечь внимание гуляющих. В нем, конечно, можно скрыться - например, для галантного свидания. Причем гротами в регулярных парках назывались замысловатые архитектурные сооружения с большими окнами, с симметричной композицией фасадов, изобильно украшенные лепкой и скульптурой. О природных стихиях напоминала только отделка туфом и морскими раковинами, да еще, конечно, мифологическое и символическое содержание скульптурного декора. А в пейзажных парках, появившихся при Екатерине, искусственные гроты, скалы или водопады имитировали нетронутые природные объекты, порой очень достоверно.
Не менее желанным элементом пейзажного парка были мощные старые деревья. В отличие от каменного грота или водопада, они не возникают за месяц работы, даже очень искусной, и, конечно, их невозможно пересадить. Но свои секреты у садовников имелись. Приглядитесь к обнесенному сеткой большому дуплистому дубу на лугу напротив дворца. Несколько саженцев помещали вплотную друг к другу и сращивали, получая дерево, которое толщиной ствола выдает себя за четырехсотлетнее. Еще один важный момент - у нормального дерева здоровая вершина подавляет рост боковых побегов, они всегда меньше. А в романтическом парке нужны дубы с раскидистыми мощными ветвями. В срощенном дереве верхушек несколько, и каждая стремится разрастись в свою сторону. Правда, такой конгломерат менее жизнестоек, чем настоящий дуб, который вырос на просторе и медленно набирал свой внушительный объем. Не известно точно, в какие годы 19 века на лугу появились срощенные дубы, но их было несколько, и некоторые сохранились.
Мы практически замкнули круг, обойдя Белое озеро и вернувшись к дворцу. Пройдя еще немного вдоль его северного фасада, выйдем ненадолго на городские магистрали. Мы снова пройдем мимо Собственного сада и выйдем из парка в город, чтобы познакомиться с причудливым ансамблем павловского времени площади Коннетабля, от которой берет начало Красноармейский проспект. Предстоящий переход - подходящий повод прикоснуться к гатчинской истории на протяжении двух веков, от павловского времени до наших дней.
-----
Справа поднимается подпорная стена Собственного сада, уже виденного нами в начале прогулки. Как правило, Собственный сад, примыкающий к покоям хозяина дворца, от остального парка отделен. Здесь расположение сада на искусственной земляной террасе прекрасно подчеркивает его роль - это продолжение личных комнат под открытым небом. Он появился в 1794-95 годах, под окнами личных покоев Павла в бельэтаже Арсенального каре, в него ведет дверь из кабинета. Попасть в сад можно было и по лестнице со стороны Голландских садов, либо через ворота возле Часовой башни дворца. Создавая в гатчинском парке небольшие участки с регулярной планировкой, архитектор Бренна украшает их мраморной скульптурой. Но особенно насыщен ею был как раз Собственный сад, облик которого в настоящее время приближен к первоначальному. Его украшает подлинная скульптура, сохраненная во время Великой Отечественной войны. Огромная голова изваяния богини Геры, жены самого Зевса, покровительницы брака и семьи, была привезена Павлом и его супругой из Италии. Ее установили в окружении кустов жасмина. Начало и пересечения дорожек отмечены статуями богини весны Флоры, Сатира и Вакханки и 10-ю гермами. Гермы - четырехгранные столбы, завершающиеся погрудными изображениями мифологических существ. Здесь с молодыми и старыми вакханками соседствуют 2 римских императора - императоры после смерти обожествлялись. Все это копии с античных оригиналов, изваянные из белого каррарского мрамора. На очень ограниченной территории архитектору удалось разместить целую сеть дорожек, цветочные клумбы, а так же аллею-берсо, прекрасно видимую с нашей аллеи, сквозь решетку из металлических копий. Название "берсо" происходит от французского "арка, беседка" - побеги растений оплетают деревянный каркас, образуя живой зеленый тоннель. В России такие аллеи называли также "огибными дорогами". Правда, здесь объяснения в популярной литературе расходятся - не ясно, имелись ли в виду растения, оплетаюшие каркас, или же характер планировки таких дорожек. Они, как правило, шли по периметру сада, огибали его, как, например, в Верхнем саду в Петергофе.
Мы же, обогнув парковый фасад дворца, снова выйдем к невысокой стене из ротковской плиты, которая ограничивает плац.
Сразу за мостиком через ров стена имеет пятигранный выступ, прорезанный бойницами - бастион, впрочем, сугубо декоративный. На ней мемориальная доска, на которой не стоило заострять внимание в начале пути, при самом первом знакомстве с Гатчиной. Она напоминает о том, что город сразу после октябрьской революции оказался важным железнодорожным узлом на подступах к Петрограду, который еще оставался столицей и уже стал столицей Советской Республики.
Сюда 27 октября 1918 года прибыли три поезда с казачьими воинскими частями под командованием генерала Краснова. Это была попытка белой армии захватить Петроград, быстро подавленная полками, верными революционному правительству. Казачьи войска встречал скрывавшийся в Гатчине Александр Федорович Керенский, глава павшего Временного правительства. Генерал Краснов был арестован, Керенскому удалось выехать за границу. Многие поколения советских школьников, наверное, запомнили в ущерб более важным фактам, что в ночь штурма Зимнего дворца Керенский бежал из Петрограда, переодевшись в женское платье. Очень вероятно, что это пропагандисткий анекдот, впрочем, его опровержение исходит от заинтересованного лица. В своих воспоминаниях Керенский писал, что выехал в военном френче, который носил постоянно. А легенда о переодевании в платье и косынку сестры милосердия возникла из-за того, что Зимний в этот момент охранялся женским батальоном. Важнее, наверное, другое. Гатчинский мятеж Краснова-Керенского - эпизод из тех, что хранит практический каждый город бывшей Российской империи, даже едва удаленная от ее столицы Гатчина. Это истории кровавого противостояния. Они различаются масштабами и длительностью, но свидетельствуют об одном: между установлением советской власти и чудовищной гражданской войной невозможно провести границу, несмотря на все усилия официальной советской историографии.
После выхода из парка маршрут проходит мимо фасада двухэтажного здания, отделанный, в отличие от многих старинных построек в Гатчине, не природным камнем, а рустом. Руст - это условная имитация кладки из крупных одинаковых блоков камня, выполненная в штукатурке. Он очень широко применялся в архитектуре классицизма, а значит - в зданиях Петербурга и его пригородов конца 18 и первой половины 19 века. Само слово происходит от латинского "деревенский", ведь в классической Италии из грубо отесанных каменных блоков возводили сельские хозяйственные постройки. Рустовка, создающая впечатление особой мощи стен, применялась обычно для цокольного этажа, либо, как здесь, для зданий служб. Это - спроектированные Бренной дворцовые конюшни павловского времени. Они потребовались уже после вступления Павла на престол, так как дворец стал императорской резиденцией, и его конюшенный корпус сразу же начали перестраивать под дополнительные жилые апартаменты. Дворцовые конюшни, как и многие увиденные нами сегодня постройки, имели прототип в имении Шантийи, где именно конюшенная часть отличалась королевской роскошью. В 1830-е годы здание перестроили под казармы лейб-гвардии Кирасирского полка, а в советское время здесь разместился Военно-морской архив. Мемориальная доска в центральной части фасада повествует об установлении советской власти в Гатчине. И здесь время вспомнить о смене не только функций здания, но и топографических названий.
Здание конюшен возводилось, конечно, не на Красноармейском проспекте, а на Дворцовой аллее, которая была частью Динабургской, или Красносельской дороги. С 1820 года магистраль стала называться Екатеринвердерским проспектом - по Екатеринвердерской башне близ дворца, напоминавшей о замысле еще одной маленькой крепости. В 1922 году Екатеринвердерский проспект и его продолжение - Пильная дорога (ведущая к Пильной мельнице на речке Колпанке) объединили в Красноармейский проспект, и название сохраняется до сего дня. В целом Гатчина оказалась гораздо консервативнее Санкт-Петербурга в том, что касается советских названий. Трудно сказать, консерватизм ли это населения или администрации. Ведь общая тенденция теперь - стремление подчеркнуть неповторимость и ценность своей истории во все ее периоды. Однако в Гатчине даже официально возвращенное в последние годы название "Проспект Павла I" сосуществует в обиходе и в краеведческой литературе с названием "Проспект 25 Октября", совершенно безликим, но привычным. Речь идет о главной магистрали и, наверное, главном историческом персонаже города, но есть еще целый ряд выразительных примеров. Среди них - улица, в 19 веке наименованная Багговутовской в память градоначальника, который много сделал для развития и благоустройства Гатчины. Сегодня она носит универсальное название "улица Карла Маркса", полученное в 1922 году.
Удивить кого-то идеологическими переименованиями 1920-х годов сложно, но Гатчина и здесь на особом счету. Это первый среди городов советской России, переименованных в честь лидеров коммунистического движения. Переименование вышло не очень удачным. У вождей мирового пролетариата судьба могла сложиться не менее драматично, чем у царей и фаворитов, а Гатчина в 1922 году получила имя Троцк. Лев Троцкий в этот момент был вторым человеком в Кремле, но всего через пять лет оказался изгнанником и первейшим врагом советской страны. Город не сразу, но переименовали в нейтральный Красногвардейск. Только в 1944 году, после освобождения Гатчины от фашистской оккупации, вернули историческое имя.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Гатчина"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

В дворцово-парковом ожерелье Петербурга эта царская резиденция – самая загадочная жемчужина, особо любимая двумя «гатчинскими затворниками» Павлом I и Александром III. Здесь нет имперской роскоши Царского села или фонтанного буйства Петергофа, зато в любое время года можно прикоснуться к тонкой грани природной и рукотворной красоты, увидеть царский дворец в окружении великолепного и полного загадок парка.

Советы путешественникам:

Добраться до г. Гатчина, Гатчинского дворца и парка от С.-Петербурга можно на электропоезде от Балтийского вокзала (время в пути около часа) или маршрутным такси от ст. м. "Московская". Предпочтительно воспользоваться электропоездом до Гатчины-Балт. (а не Гатчина-Варш.!), эта станция находится рядом с дворцом. При следовании на маршрутном такси или другом автотранс-порте примите во внимание, что в пятницу и воскресение Пулковское шоссе пере-гружено.

Официальный сайт ГМЗ "Гатчина": http://gatchinapalace.ru/ Телефон: (271) 134-92

Придворцовый парк доступен для посетителей без выходных. В г. Гатчина можно посетить следующие музеи:

  • Музей "Гатчинский дворец" работает с 10 до 18 (касса до 17) Выходной - понедельник и 1-й вторник каждого месяца. Приоратский дво-рец работает в том же режиме, но закрыт по понедельникам и вторникам. Тел.: (8-81371) 9-34-92
  • Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Григорина, 7-а Открыт с 11 до 16. Выходные дни - понедельник, вторник. Тел.: (8-81371) 2-54-58; факс: 9-42-13
  • Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербова 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Чехова, 4 Тел.: 2-08-64, 2-10-88


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.