Напротив Павильона Орла

Павильон Орла получил свое название по мраморному изваянию птицы, которое размещалось в центре над колоннадой. При Павле павильон именовался Темпль, что по-французски означает просто "храм", но, возможно, должно было напоминать о легендарном храме, который дал имя ордену Тамплиеров. Известно, как глубоко Павел увлекался историей этого рыцарского ордена, прославленного во времена Крестовых походов позднего средневековья. И всерьез пытался установить взаимовыгодные политические связи с его преемниками - мальтийскими рыцарями конца 18 века. Однако мы види м, что в гатчинском павильоне все пропорции, все декоративные элементы и символы взяты из арсенала не средневекового, а античного, традиционного для творчества Винченцо Бренны.
Круглый в плане открытый павильон подчеркнуто оторван от земли, приподнят полуметровым каменным основанием-стилобатом. Половина его окружена глухой стеной и перекрыта высоким полукуполом. При высоте 9.5 м и диаметре 8 м павильон выглядит легким и устремленным вверх, благодаря точно найденным пропорциям его частей и открытой колоннаде, над которой почти на метр поднят карниз. Колонны из светло-серого карельского мрамора на высоких каменных постаментах создают игру света и тени, не скрывая трех ниш в задней стене.
В нишах предполагалось разместить статуи Аполлона, Дианы и Венеры, с которыми павильон еще больше походил бы на древнее святилище. Персонажи античной мифологии, высеченные из мрамора или отлитые из бронзы, во множестве населяли парки 18 века. Среди них преобладали не верховные боги, а низшие божества из числа их помощников и спутников. Чаще всего это воплощения стихий, покровители различных сил природы, периодов годового или суточного цикла. Из значительных богов античного пантеона в парковой скульптуре предпочитали именно Аполлона, Диану и Венеру, олицетворявших искусства, охоту и чувственную любовь.
Подобие античного храма среди лесов и вод смотрится благородно и романтично, наводит на мысли о богах и героях, подходит для оформления практически любого памятника. Оно было обязательным элементом пейзажного парка. Но в отличие от бесчисленных построек в этом стиле, наполнявших старинные усадьбы, гатчинский павильон должен был, видимо, еще и целенаправленно изменить восприятие всей "орлиной" темы.
Статуи античных богов, оставшиеся только в проекте, планировались здесь скорее как декоративное украшение. Главным смысловым акцентом был высеченный из мрамора орел с развернутыми крыльями, который восседал над колоннадой и держал щит с вензелем Павла I. В греческой и римской мифологии орел - птица Зевса, или же Юпитера, верховного бога и повелителя небесного грома. Орел изображается обычно у ног своего господина, с зажатыми в когтях стрелами молний. По-видимому, павильон имел серьезный и торжественный смысл - прославление императора Павла, где сам он приравнивается к Зевсу, а его имя - к разящим непокорных громовым стрелам. Уподобление российских царей античным богам ввел в обычай в самом начале 18 века Петр Первый. Причем представал и морским владыкой Нептуном, и воином-Марсом, и, конечно, Юпитером. Екатерине Второй из всех богинь пантеона подошел образ Афины-Минервы, сочетавшей независимость, ученость и воинскую силу. Начиная с павловского царствования, античная символика уходит из официозного словаря, но остается понятной каждому, а в архитектуре господствует еще по крайней мере полвека.
Капители колонн самого простого рисунка, тосканского ордера, и выбор его продиктован не только художественными соображениями. Он такой же, как у Колонны Орла, находящейся неподалеку и возведенной при Григории Орлове. Первоначально связь этих двух сооружений выражалась гораздо отчетливее, чем сейчас, и не только благодаря мраморным птицам. Высокая кровля павильона видна с разных точек Белого озера, но колоннада развернута к нашему берегу, а место, где мы остановились, оформляла каменная пристань. От нее к Колонне Орла вела прямая широкая просека, открывавшая вид в обе стороны.
Возможно, именно просека породила позднейшую гатчинскую легенду, пересказанную всеми описаниями и путеводителями, хотя бы в виде традиционной ошибки. Якобы павильон возведен на месте, откуда император Павел метким выстрелом убил большого орла, а колонна - там, где птица упала на землю. В каждой местности существуют собственные легенды, наивные и при всей своей фантастичности ценные, потому что они четко фиксируют представление людей о выдающихся личностях или временах. Гатчинская история про царскую охоту, в память о которой возвели две постройки, проигрывает многим подобным легендам в выразительности. Но она оказалась столь устойчива, что можно считать состоявшейся ту символическую расправу Павла над памятью Орловых, к которой он, по-видимому, стремился. В каком-то смысле Павильон Орла, даже без самого изваяния птицы и без всех мифологических намеков, действительно уничтожил на гатчинской территории гордого геральдического покровителя графов Орловых.
Несомненно, символическая и образная нагруженность была важной чертой парков 18 века, в том числе - парков пейзажных. Несомненно, Гатчина приобретала особенную многозначительность и внутреннее напряжение, как резиденция нежеланного наследника Екатерины II и тем более - как резиденция российского императора. Скорее всего, и личному характеру Павла отвечала сложная игра эмоций при чтении перекликающихся намеков и напоминаний. Тем не менее, как мы уже замечали, парк должен оставаться парком - местом для приятных прогулок, где можно с приятностию выбирать маршруты и любоваться видами. Остров, отмеченный Павильоном Орла, входил в один из красивейших прогулочных маршрутов Придворцового парка. Это так называемый Длинный остров - на самом деле цепь из двух островов, трех мостов и протяженного полуострова, вдоль большей части Белого озера. На него можно было выйти, свернув с Круговой дороги через Захаров остров. В настоящее время сквозного прохода нет, попасть на эту аллею возможно только со стороны дворца, по живописному узкому перешейку между Белым и Серебряным озерами.
Но сохранился входивший в систему Длинного острова мост, облицованный черницкой плитой, который хорошо виден с нашего берега. За свой силуэт он получил название Горбатый мост - центральная часть поднимается над водой более чем на 3 м при ширине пролета 9 м. Его сравнивают с архитектурным шедевром 16 века - мостом Риальто в Венеции. Действительно, подобно знаменитому итальянскому собрату, Горбатый мост выполнял одновременно три функции. Он соединил берега, он пластически обогащает виды Белого озера и он служил бельведером - приподнятой нам местностью обзорной площадкой. Собственно, обзорных площадок было три - над аркой пролета и на мощных береговых устоях, три небольших каменных террасы, с каменными скамьями и балюстрадами ограждения. К сожалению, в настоящее время балюстрады и разрушены, а скамьи сохранились только на верхней площадке. Нижние площадки связаны с берегами широкими трехступенчатыми лестницами, к верхней сходятся достаточно крутые лестницы в 10 ступеней. Как и многие парковые сооружения в Гатчине, Горбатый мост по проекту должен был нести скульптурные украшения - 4 аллегорических барельефа в античном духе, как сказано в смете, "означающие славу", и вензель Павла I, видимо, также барельефный.
Нужно заметить, что мост сам по себе поразительно живописен благодаря изысканному силуэту и пластической проработке поверхностей. Многочисленные декоративные элементы - полукруглые ниши, выступы-раскреповки, профилированные карнизы не бросаются в глаза, но именно они создают игру света и тени, меняющуюся при смене освещения или точки обзора. Мост-бельведер не нуждается в дополнительных украшениях, но нуждается в реставрации. Поднявшись на него, мы увидели бы внизу, в неглубокой воде, целые и расколотые каменные плиты, выломанные из облицовки и даже из лестничных ступеней. Как и Павильон Орла, Горбатый мост во время Второй Мировой войны избежал полного разрушения, но пострадал от взрывной волны упавших рядом бомб. Павильон был серьезно отреставрирован - возвращены на места две сброшенные в озеро колонны, восстановлен поврежденный купол и карниз. Но комплексной реставрации этот удивительный уголок парка пока не дождался, и к сожалению, к военным разрушениям прибавились подвиги современных вандалов.
Мы не сказали еще ни слова об авторе Горбатого моста. Это прославленный русский архитектор Андреян Захаров, и его работа в Гатчине заслуживает отдельного небольшого рассказа. Теперь по аллее мимо Чесменского обелиска мы выйдем ко дворцу, со стороны его Кухонного каре. Переход достаточно длинен, чтобы поговорить и об архитекторах, и об императоре Александре III, который провел в гатчинском дворце многие месяцы.
-----
Имя Андреяна Захарова привычно связывается с санкт-петербургским Адмиралтейством, строительство которого, действительно, стало делом его жизни и вершиной творчества. Видимо, таланту Захарова отвечали именно масштабные сооружения, призванные играть роль представительскую, торжественную, при строгости и ясности архитектурного языка. Он разрабатывал проект единого грандиозного здания для Академии Наук на набережной Невы, который осуществлен не был. Он возвел Андреевский собор в Кронштадте, снесенный в 1930-е годы, но сохранившийся на рисунках и фотографиях. Он же спроектировал десятки утилитарных построек для портовых городов России, будучи главным архитектором Адмиралтейского департамента, ведшего все строительные работы по морскому ведомству. На этом фоне, официальном и достаточно военизированном, удивительно смотрятся работы Андреяна Захарова в Гатчине. Горбатый и Львиный мосты, Холодная ванна, павильоны Ферма и Фазанерия возле речки Колпанки - постройки камерные, продуманно-изящные и достаточно разнообразные. Захаров в 1799 году повелением Павла I назначается главным архитектором Гатчины - Винченцо Бренна был занят строительством Михайловского дворца, новой столичной резиденции императора, а также расширением дворца в Павловске.
После смерти Павла в Гатчине продолжились только те работы, которые были уже близки к завершению. Многие начатые комплексы построек Андреяна Захарова оказались не нужны - и чисто утилитарные казармы вблизи дворца, и таинственный монастырь Св.Харлампия в удаленной части парка. Те, что были возведены и сохранились до наших дней, неожиданно дополняют хрестоматийный образ архитектора, создавшего главный символ Петербурга - Адмиралтейство.
Немногие знают, что с Гатчиной связано и имя русского зодчего Василия Баженова, хотя здесь нет ни одной его постройки. Павлу в юности именно Баженов преподавал архитектуру, и император выказывал к нему уважение до самой смерти мастера. Но грандиозные замыслы Василия Баженова оказывались нереально сложными и дорогостоящими. В начале 1790-х годов составлялись чертежи и даже сметы для перестройки гатчинского дворца в духе неосуществленного Баженовым Кремлевского дворца в Москве. Рассматривался и вариант строительства замка перед бывшим дворцом Орлова, по другую сторону от парка. По воцарении Павла многие идеи отсюда были воплощены в Михайловском замке в Санкт-Петербурге, и сегодня искусствоведы указывают двух авторов этой уникальной постройки - Баженова и Бренну.
А гатчинский дворец, который с неожиданного ракурса раскрывается из этой части парка, претерпел последнюю серьезную перестройку в середине 19 века. При императоре Николае I его снова, после долгого перерыва, стали использовать как летнюю резиденцию - преимущественно охотничью. Работы, проведенные под руководством архитектора Кузьмина, существенно увеличили жилые площади дворца. Тогда же повысили на этаж все 10 башен дворца, чтобы при увеличении полезных площадей здание не теряло выразительности силуэта. Интерьерам 18 века оставили функцию торжественную и мемориальную, почти музейную, а Арсенальное каре превратилось в жилой дворец с двумя сотнями помещений - комнат, залов и галерей. Здесь располагались апартаменты Николая I и его семьи. Самостоятельный комплекс предназначался, как это было принято, для наследника престола, будущего императора Александра II с супругой. В третьем этаже Арсенального каре впоследствии были устроены и комнаты для Александра III, сделавшего Гатчину своей основной резиденцией.
Александра III называют иногда "гатчинским затворником", как и Павла I. Но разница слишком существенна, и ее нужно пояснить в коротком историческом отступлении. Павел Петрович создал здесь крошечное охраняемое государство, будучи великим князем. В течение 13 лет Гатчина была не просто резиденцией наследника престола. Здесь воплотилась и его страстная мечта об императорской власти, и обида на мать, Екатерину Великую, и неприятие порядков при екатерининском дворе. А также вполне обоснованные опасения за свои права и даже, возможно, жизнь. Для Александра III Гатчина также стала убежищем, и, по странному совпадению, также на 13 лет. Но это были годы его самодержавного царствования.
Правление его отца, Александра II, стало временем действительно противоречивым и трагическим. Необходимые реформы в экономике, некоторая либеральность в общественной жизни, оживление промышленности и предпринимательства - и одновременно дезориентированность целого дворянского сословия, которое по-прежнему считалось привилегированным и оставалось самым образованным. Александру II присвоили почетный титул Освободитель за отмену крепостного права, и в то же время у него было много противников и в правительстве, и в собственной семье, а революционные движения приобрели форму настоящей "охоты на царя", где покушения на его жизнь становились самоцелью. И после убийства Александра II перед его наследником, никогда не разделявшим, кстати, его взглядов, стояла задача действительно очень сложная.
Продолжать реформы или проводить политику "сильной власти" - на этот вопрос он ответил через неполных два месяца царствования. В манифесте, составленном обер-прокурором Синода Победоносцевым, было сказано внятно: "глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на божественный Промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений". Правда, даже по прославляющим царя описаниям его деятельности создается впечатление, что он проявил не столько силу неограниченной власти, сколько страх и пассивное сопротивление. Интересно, что ближайшие к императору государственные деятели, искренне расположенные к нему люди, в оценках сходятся с его оппонентами. Отмечают, что он не обладал ни живым умом, ни образованностью, ни интуицией и знанием людей, никакими качествами, необходимыми правителю в сложное для страны время.
Александр III выбрал для своего пребывания удаленный от столицы дворец под усиленной охраной, а для жизни в нем - небольшие помещения с низкими потолками. Конечно, использовались и залы, и галереи с художественными коллекциями, и приемный кабинет в бельэтаже одной из башен. Но личные покои императора и его достаточно многочисленной семьи обустроили в третьем, антресольном этаже Арсенального каре, который мог предназначаться для кратковременного пребывания гостей или даже для прислуги. Комнаты были тесно заставлены вещами, вперемешку антикварными, высокохудожественными и случайными. Гатчина, конечно, не стала единственным местопребыванием императорской семьи - Александр III подолгу жил в Царском Селе, любимым местом отдыха сделал Беловежскую пущу, в Санкт-Петербурге жил в Аничковом дворце, избегая Зимнего. Однако в Гатчине проводил большую часть года. У императора был многочасовой рабочий день, здесь же, в гатчинском дворце, происходили все необходимые встречи с иностранными послами и собственными министрами, изредка - балы и спектакли в дворцовом театре. Почитатели Александра III описывают его образцовую семейную жизнь, заботы о сохранении русских традиций, импозантность простоватой тяжеловесной фигуры царя, личную честность, добросовестность и великодушие. Но даже у апологетов не складывается образ величия и государственной мудрости. А ведь речь идет о самодержавной Российской империи, где от личности монарха зависело действительно очень многое.
Маршрут подходит к дворцу, но со стороны Кухонного каре, а не упомянутого уже не раз Арсенального, обжитого на протяжении 19 века. Залив Белого озера слева смотрится особенно хорошо при ярком солнце, когда лучи пронизывают воду, и она отливает изумрудными полосами. Отходящая влево дорога, которая в настоящее время перекрыта воротами, проходит по узкой перемычке между этим заливом и отдельным водоемом - Серебряным озером. Остановимся напротив озера и луга в окружении деревьев, возле возвышающегося справа паркового фасада дворца.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Гатчина"

Информация по экскурсии

Длительность: 2 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: М. Преснова
Читает: М. Берлина

В дворцово-парковом ожерелье Петербурга эта царская резиденция – самая загадочная жемчужина, особо любимая двумя «гатчинскими затворниками» Павлом I и Александром III. Здесь нет имперской роскоши Царского села или фонтанного буйства Петергофа, зато в любое время года можно прикоснуться к тонкой грани природной и рукотворной красоты, увидеть царский дворец в окружении великолепного и полного загадок парка.

Советы путешественникам:

Добраться до г. Гатчина, Гатчинского дворца и парка от С.-Петербурга можно на электропоезде от Балтийского вокзала (время в пути около часа) или маршрутным такси от ст. м. "Московская". Предпочтительно воспользоваться электропоездом до Гатчины-Балт. (а не Гатчина-Варш.!), эта станция находится рядом с дворцом. При следовании на маршрутном такси или другом автотранс-порте примите во внимание, что в пятницу и воскресение Пулковское шоссе пере-гружено.

Официальный сайт ГМЗ "Гатчина": http://gatchinapalace.ru/ Телефон: (271) 134-92

Придворцовый парк доступен для посетителей без выходных. В г. Гатчина можно посетить следующие музеи:

  • Музей "Гатчинский дворец" работает с 10 до 18 (касса до 17) Выходной - понедельник и 1-й вторник каждого месяца. Приоратский дво-рец работает в том же режиме, но закрыт по понедельникам и вторникам. Тел.: (8-81371) 9-34-92
  • Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Григорина, 7-а Открыт с 11 до 16. Выходные дни - понедельник, вторник. Тел.: (8-81371) 2-54-58; факс: 9-42-13
  • Историко-мемориальный музей-усадьба П.Е. Щербова 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Чехова, 4 Тел.: 2-08-64, 2-10-88


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.