Связь поколений («Комсомольская» – кольцевая)

«Комсомольская»-кольцевая, на которой мы заканчиваем нашу экскурсию, так же как и «Маяковская» – признанный шедевр мирового метростроения. Это лишний раз доказывают высшие архитектурные премии Гран-при, врученные авторам обеих станций.
Главным архитектором «Кольцевой» был академик архитектуры Алексей Викторович Щусев, автор таких разных сооружений как Мавзолей Ленина, Большой Москворецкий мост, Казанский вокзал и десятки других узнаваемых архитектурных памятников. К сожалению, зодчий так и не увидел «Комсомольскую»-кольцевую во всей красе: он скончался, когда проект станции был еще в разработке. После его смерти для «корректировки» проекта в процессе строительства была созвана целая комиссия, которую возглавляли архитекторы Кокорин и Заболотная.
Щусев по праву считается как русским, так и советским архитектором, во многом обеспечившим преемственность отечественного зодчества. Он родился в Кишеневе, затем учился в петербургской Академии художеств у Бенуа и Репина. Уже в 1910 году, в возрасте 37 лет, Щусев стал академиком Академии художеств, а в 1914 году начал работу над комплексом Казанского вокзала, где использовал мотивы русского барокко XVII века.
После Великой Октябрьской революции, в 1918—1925 гг., Щусев вместе с Жолтовским руководил проектом реконструкции Москвы. В своём плане он предугадал современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями.
Станция «Комсомольская»-кольцевая задумывалась архитектором как органическая часть Казанского вокзала. Кольцевую линию столичной подземки отличают парадность, красота, строгость, богатое убранство станций. В каждой из них есть своя «изюминка» – уникальная запоминающаяся деталь интерьера. На «Новослободской» это – витражи в золоченых рамах, на «Октябрьской» – светильники, на «Киевской» и «Комсомольской» – огромные мозаичные панно из смальты. На «Комсомольской» поражает не только их гигантский размер, но и расположение в станционных залах. Панно здесь, как в храме, находятся на своде, а не на пилонах, как было на «Киевской». Кстати, Щусев является автором нескольких храмов, и в оформлении этой станции использовал элементы православной архитектуры. Возможно, именно поэтому, несмотря на неизбежную для подземных ворот вокзальной площади торжественность, «Комсомольская» все-таки кажется уютной. Белые своды путевых тоннелей станции украшены лепниной без каких-либо цветовых «излишеств». Это сделано для того, чтобы внимание пассажиров сосредоточилось на центральном своде. По его продольной оси расположены 8 мозаичных панно. Ещё 16 окаймлённых лепниной мозаик находятся в псевдопарусах. Именно на «Комсомольской» впервые в Москве была использована техника античной и византийской мозаики: панно составлялись не только из кусочков разноцветного стекла – смальты, но и из гранитных и мраморных камешков. Все панно обрамлены лепными орнаментами, стилизованными в духе русской православной архитектуры.
Мозаичные картины объединены темой «Славные победы русского народа». Панно размещены по хронологии своих сюжетов, начиная от торцевой стены, перед которой стоит бюст Ленина. На стене прямо за ним выложен мозаичный герб СССР. На любой другой станции подобный бюст показался бы слишком большим, но на «Комсомольской» из-за колоссальных размеров центрального зала Ильич кажется обычным пассажиром метро.
Первая мозаика изображает Александра Невского со знаменем, на котором виден наполовину скрытый складками лик Спасителя. После войны в атеистическом СССР с негласного одобрения высшего руководства произошел настоящий церковный ренессанс. Поэтому и стало возможным то, что исключалось в годы первых пятилеток: архитекторы и художники начали осторожно включать в свои работы религиозные мотивы, подчеркивая неразрывную историческую связь церкви и русской государственности. Вот и на втором панно мы видим Дмитрия Донского перед Куликовской битвой; в его руках – все то же знамя с ликом Спаса. На переднем плане, рядом с князем, верхом на конях – богатыри Ослябя и Пересвет. Третье полотно изображает князя Пожарского с гражданином Мининым, собирающих народное ополчение на Красной площади. На четвёртом панно перед нами предстает Суворов на белом коне во время перехода через Альпы. Пятое панно показывает Бородинское сражение и Кутузова на переднем плане. На шестом панно изображён Ленин, выступающий на параде перед солдатами Красной Армии. Раньше, вместо этой мозаики здесь находилось панно «Вручение гвардейского знамени": Сталин держит знамя, а коленопреклоненный офицер целует стяг. После XX съезда партии вместо него появилось «Выступление Ленина перед красноармейцами, отправляющимися на фронт». Седьмое панно изображает падение Берлина; в руках воинов – красное знамя с изображением Ленина. На восьмом панно увековечен Парад Победы в Москве. Таким образом, ряд мозаик, созданных знаменитым к тому времени художником Павлом Дмитриевичем Кориным, символизирует связь победы в только что закончившейся Великой Отечественной войне со славным прошлым русского воинства.
Когда строительство станции подходило к концу и заканчивалась укладка мозаик, бдительная уборщица сообщила «куда следует», что художники делают «иконы» для метро – она имела в виду изображения древнерусских стягов с ликом Христа. Художника Корина вызвали в горком партии, и неизвестно, чем это могло бы для него обернуться, если бы его панно не привели в восхищение Фурцеву – будущего министра культуры СССР. Она вступилась за художника, и мозаики показали Хрущеву, на тот момент первому секретарю московского областного горкома партии. Хрущев посоветовал изобразить на стяге небольшие складки, чтобы сразу было видно, что это не иконы.
В июне 1952 года станцию посетили Сталин, Каганович и Берия. Сталин, рассматривая ближайшую из мозаик – «Парад Победы», – выразил недовольство тем, что мавзолей с вождями на трибуне находится в центре станции, а Александр Невский – в конце. «Мы же ждали этой победы четыре года!» – воскликнул архитектор Великорецкий. Сталин едва заметно улыбнулся в усы, чем выразил свое одобрение.
Несмотря на общую тематику оформления парадной Кольцевой линии, «Комсомольская» заметно отличается от остальных станций. Ведь именно она представляет собой апогей сталинского имперского стиля в московской подземке. Из 12 станций Кольцевой линии только «Курская» и «Комсомольская» – колонные. Аркады колонн, соединённые арками, держат на себе карниз, на который опирается тяжёлый свод станции. Необычна и ее геометрия. Несмотря на то, что диаметр путевых тоннелей в несколько раз меньше свода центрального зала, благодаря изящным колоннам, 7-метровой высоте свода и внушительной длине зала создаётся ощущение безграничного пространства, лёгкости, свободы. Такие параметры заданы для станции не случайно: она с самого начала рассчитывалась на большой пассажиропоток.
У станций Кольцевой линии есть еще одна общая черта: все они изначально имели один выход, а там где сейчас есть второй (например, на «Белорусской» и «Курской»), он появился совсем недавно. Станция «Комсомольская» выходит на Площадь трех вокзалов – Ленинградского, Ярославского и Казанского. В ее вестибюле сходятся два эскалатора – один с Кольцевой, другой с Сокольнической линии, здесь можно совершить пересадку. Перейти на станцию «Комсомольская» первой линии метро можно и при помощи короткого эскалатора, расположенного в центре зала. Пользуясь этим переходом, стоит обратить внимание на огромное панно с Орденом Победы в центре, кроме того, бросаются в глаза необычные люстры, висящие под сводом перехода.
Наземный вестибюль станции, также возведённый по чертежам архитектора Щусева, очень гармонично вписался в архитектурный ансамбль площади. Он расположен между первыми вокзалами российских железных дорог – Ленинградским и Ярославским. Лучше всего оценить внешнюю красоту павильона самой необычной станции московского метро можно со стороны Казанского вокзала. Отсюда сооружение Щусева походит на квадрат, увенчанный шлемом древнерусского воина со звездой на вершине. Это еще один символ преемственности традиций славной русской военной истории.
Вот и закончилось наше знакомство с удивительным миром московской подземки. Здесь все совсем иначе, чем на поверхности земли: по- другому течет время, даже самые капризные дети почти никогда не плачут, а сны вечно усталых взрослых скоротечны и фантастичны. На станциях назначают свидания и деловые встречи, от станций ведут отсчет, объясняя дорогу, а фраза «5 минут ходьбы до метро» в объявлении подразумевает особую ценность продаваемой квартиры. Значит, ничуть не преувеличивая, можно сказать, что без метро нет и современной Москвы.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Московское метро"

Информация по экскурсии

Длительность: 3,5 ч
Автор: А. Аксенов, С.Баричев
Читает: В. Стекунов

Столичное метро – не только быстрый и удобный транспорт, но и туристический объект, познакомиться с которым стремится каждый, кто приезжает в Москву. Московское метро по праву считается самым красивым в мире, такие станции как «Маяковская», «Кропоткинская», «Красные ворота» в разное время были удостоены международными премиями «Гран-при» и вошли в учебники мировой архитектуры. Цель экскурсии – познакомить всех желающих с историей Московского метро от станций «первой очереди» и высокого сталинского ампира до последних советских станций и ультрасовременных сооружений. Прогулка наглядно показывает, что история московского метро неотделима от истории страны, так же как подземная Москва от Москвы наземной.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

Классическая обзорная экскурсия по Москве на автобусе

Приглашаем познакомиться с одной из древнейших и красивейших столиц мира. На два часа вы окунетесь в многовековую историю города и

Автор: Алексей

Классическая обзорная вечерняя экскурсия по Москве

Москва — город, которому невероятно идёт вечерний облик: здесь всегда бурлит жизнь. На этой экскурсии вас ждут главные визитные карточки

Автор: Ольга

Глухово — времён связующая нить

Ногинск — небольшой городок в Подмосковье. Даже коренные жители со временем забывают его историю. Но — поверьте — она достойна быть увековеченной! Вы исследуете старинный микрорайон

Автор: Евгения

Столичные маршруты: Чистые пруды и окрестности

Чистопрудный бульвар — любимое место для прогулок у москвичей: бродить по дорожкам, рассматривать по обе стороны от аллей фасады доходных домов, а по пути встречать актуальные городские

Автор: Марина

Ростокино: путевые дворцы, Смутное время и Выставка достижений

Вы узнаете о любимом путевом дворце Алексея Михайловича, Московской битве 1612 года, древнем Ярославском тракте и молельных походах в Лавру.

Автор: Ирина

Из Москвы — в Звенигород!

Вы узнаете историю Звенигорода от основания до наших дней. А также услышите, кто такой Савва Сторожевский, почему Юрия Звенигородского называют

Автор: Дмитрий

Дмитров — младший брат Москвы

Куда съездить на день из Москвы? Самобытный Дмитров на реке Яхрома — один из лучших ответов на этот вопрос. Приглашаю

Автор: Дмитрий

Сокольники от давних времен до наших дней

Чистый воздух, лес и спокойствие Сокольников испокон веков привлекали сюда людей. Здесь охотились цари, здесь провел детство и отрочество Петр

Автор: Наталья

Красная площадь для взрослых и детей

Думаете, Красная площадь уже ничем не сможет вас удивить? Спорим, вы заблуждаетесь? Я расскажу, какие тайны хранит Никольская башня, сколько

Автор: Любовь