Дворец-призрак («Кропоткинская»)

Еще одна станция первой очереди – «Кропоткинская» – восхищает своей строгостью и изяществом. Подземное пространство станции по замыслу архитектора Алексея Душкина напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса. Существует легенда, что когда Каганович, отвечавший за строительство метро, узнал об этом сходстве, его возмущению не было предела. Однако зодчий Душкин успокоил высокопоставленную персону: «У них дворцы для фараонов, а у нас – для народа!».
Душкин, главный архитектор Министерства путей сообщения, спроектировал еще 4 совсем не похожих друг на друга станции московского метро: «Площадь Революции», «Маяковская», «Автозаводская», «Новослободская». Когда открылась «Кропоткинская», ему было всего 32 года. После войны выросла спроектированная Душкиным вместе с Мезенцовым и уже знакомая нам высотка у Красных ворот.
Проект «Кропоткинской» был удостоен Государственной премии СССР в 1941 и «Гран-При» Брюссельской выставки в 1958 году. В настоящее время станция как памятник архитектуры мирового масштаба охраняется «ЮНЕСКО». Именно поэтому в 90-х годах ее так и не переименовали.
Оформление «Кропоткинской» выдержано в строгих тонах: в отделке использован серый и черный мрамор, гранит серого и красного цветов. Необычен черный мрамор, которым отделана нижняя часть путевых стен. Освещаемый светом фар поездов, он переливается цветами синей части спектра. Существует легенда, что станция украшена мрамором с уничтоженного храма Христа Спасителя. Конечно, это не так: изначально ее путевые стены были покрыты метлахской плиткой, которая впоследствии была заменена мрамором коелга уральских месторождений. Пол устлан плитами гранита, создающими рисунок шахматной доски, типичный для многих станций. Различаются лишь породы камня, которым он выложен. Основное украшение зала – расширяющиеся кверху колоны – плавно сливаются с потолком в единое целое, образуя на нем пятиконечные звезды. Колонны имеют различную форму: в центре – четырехгранные, ближе к выходам – восьмигранные.
Летом 2005 года на «Кропоткинской» была проведена замена маломощных светильников на более сильные. К сожалению, в итоге станция потеряла свою главную «изюминку» – тонкую игру света, медленно вытекавшего из капителей колонн и спокойно разливавшегося по потолку. Более мощный свет «съел» эти мягкие световые потоки, и станция утратила свою таинственность. Зато ее величественность и монументальность теперь еще более ощутимы.
Стоит отметить, что подземный зал достаточно немноголюдной «Кропоткинской», – наиболее объёмный из залов станций первой очереди. Дело в том, что «Кропоткинская» должна была стать частью Дворца Советов, грандиозного городского объекта, который планировалось воздвигнуть на месте снесённого храма Христа Спасителя. Эта идея возникла в 1922 году на I съезде Советов СССР. Был объявлен открытый конкурс; в нем, к слову, участвовал и Алексей Душкин. Но победил амбициозный проект Бориса Иофана, архитектора известного Дома на Набережной. Здание Дворца должно было представлять собой многоярусную башню высотой 420 метров, заканчивающуюся гигантской скульптурой В. И. Ленина. Поскольку «Кропоткинскую» предполагалось построить в самом основании Дворца, ее размеры кажутся просто фантастическими, особенно по сравнению с другими станциями первой очереди. Кстати, некоторое время станция даже носила название «Дворец Советов». Возведение Дворца началось в 1939 году, но было прервано войной. Заброшенный котлован, вырытый для этого здания, был переделан под открытый бассейн «Москва» и в 1960 году принял первых посетителей. В 1994 году бассейн, который, надо сказать, москвичи полюбили, был закрыт, и на его месте снова возрождён храм Христа Спасителя.
Сначала на станции планировалось сооружение двух выходов. Один – на площадь Кропоткинских ворот и Гоголевский бульвар, второй, парадный, в грандиозное здание Дворца Советов. При открытии станции двери распахнул только один выход. Второй, который должен был вести к Дворцу, был закрыт до окончания строительства. Когда стало ясно, что дворца не будет, «парадный» выход вывели в невыразительный подземный переход. Станция долго работала с одним выходом в наземный вестибюль, расположенный на Гоголевском бульваре и сооруженный по проекту архитектора Кравца. Изящные арочные ворота, в основании которых сооружены небольшие галереи (одна для входа, другая для выхода пассажиров), открывают выход на Гоголевский бульвар.
Любопытно, что «Кропоткинской» не было в проекте станций первой очереди: окончательный проект Дворца Советов, парадными подземными воротами которого она должна была стать, долгое время не утверждали. На ее месте планировали проложить два абсолютно прямых тоннеля – чтобы в будущем здесь можно было построить станцию. Подобная практика существует во многих метрополитенах мира, в том числе и в Москве. В Московском метро достаточно много «зарезервированных» под будущие станции мест, однако только однажды такой резерв был использован – в 1979 году при открытии станции «Тверская» на действующей линии. Тогда строительство станции велось без остановки регулярного движения поездов. Вокруг перегонных тоннелей, без нарушения их целостности, сооружались станционные тоннели бОльшего диаметра. Пассажиры даже не догадывались, что за тюбинговой скорлупой тоннеля, по которому они ежедневно мчались в поездах, появляется новая станция. И вот, когда строительные работы на «Тверской» подходили к концу, часть отделки тоннеля начали разбирать. Каково же было удивление пассажиров, когда на следующий день за окнами поезда на перегоне внезапно появилась новая станция. «Вчера ехали – ничего не было, сегодня уже целая станция» – недоумевали москвичи.
Еще в 1957 году из «Дворца Советов» станция была переименована в «Кропоткинскую» – по Кропоткинской улице (ныне Пречистенка) и площади Кропоткинские ворота (ныне Пречистенские ворота), рядом с которыми она находится. Пётр Алексеевич Кропоткин – географ и путешественник, исследователь Восточной Азии, революционер и теоретик анархизма, родился неподалёку от нынешней станции метро, в Штатном переулке, который с 1921 года называется Кропоткинским.
На «Кропоткинской» заканчивается наше путешествие по станциям первой очереди. В заключение стоит привести интересный факт. Ещё задолго до закладки первой линии метро в песчаном карьере был построен фрагмент метротрассы для определения защищенности от бомбардировок. Были сооружены макеты станции, наземного павильона, тоннелей. Их засыпали несколькими слоями грунта. Первая бомбардировка прошла без последствий, однако на следующий раз взрывная волна все же повредила тоннель. Начальник строительства метро Лазарь Каганович тогда не на шутку испугался за свое детище. По его приказу на всех станциях первой очереди от наземного входа к самой станции ведут длинные ленты извилистых переходов. Лабиринты сделаны, чтобы погасить ударную волну при попадании бомбы в наземный вестибюль, и, одновременно, запутать врага относительно месторасположения станции.
Сейчас мы можем сесть на поезд в сторону станции «Юго-западная», чтобы добраться до уникальной станции «Воробьёвы горы». По пути мы проедем несколько станций, о которых будет рассказано вкратце.
-----
Станция «Парк Культуры» получила своё название в честь расположенного неподалеку Центрального парка культуры имени Горького. На самом деле, от метро до входа в Парк расстояние приличное. На момент открытия станции, она, действительно, была ближайшей к Парку. Сейчас же до популярного места отдыха гораздо удобнее добираться от соседней «Октябрьской», так что название «Парк Культуры» несколько устарело.
За почти 70 лет, прошедших с момента открытия станции, она практически не подвергалась переделкам. Время коснулось лишь покрытия платформы и освещения. При открытии станция была украшена красивыми люстрами, расположенными в центральном зале, и полукруглыми светильниками из молочно-белого стекла над путевыми платформами. В середине 1980-х годов люстры были заменены световыми приборами с люминесцентным освещением; светильники над путевыми платформами были демонтированы. К счастью, новые светильники достаточно органично вписались в архитектурный облик станции и не вызывают «отторжения», как это произошло на некоторых других станциях при аналогичной замене.
Новый участок тогда «Кировско-Фрунзенской», а ныне Сокольнической, линии был открыт в 1957 году. В него вошли «Фрунзенская» и «Спортивная» станции.
Станция «Фрунзенская» носит имя крупного военачальника времен гражданской войны 1917-1922 годов Михаила Фрунзе. Проспекты и улицы многих городов также названы в его честь. Еще одна «Фрунзенская», аналогичная по своей конструкции столичной, есть в петербургском метро. По цветовой гамме она оформлена «зеркально» московской.
В отделке «Фрунзенской», интерьеры которой вы сейчас видите, чувствуется воинская «строгость» и лаконичность. Пилоны станционного зала облицованы красным и светлым мрамором и декорированы металлическими щитами. Путевые стены покрыты кремовой глазурованной плиткой, пол выложен красным и черным гранитом. В торце центрального зала установлен бюст Фрунзе. Весь прилегающий к станции район так или иначе связан с военным делом: это и Хамовнический плац, и Военная академия имени Фрунзе, и главные штабы Сухопутных войск и ВВС.
Станция «Спортивная» – это подземные ворота одного из самых больших стадионов Европы – «Лужники». На его территорию можно попасть и со станции «Воробьевы горы», но в дни проведения соревнований и концертов она обычно закрыта для входа и выхода пассажиров.
«Спортивная», как и соседняя станция «Университет», является пилонной. Изюминкой ее интерьера можно назвать потолок зала, выложенный из одинаковых квадратных кессонов. Очень строго и парадно выглядит сочетание тёмно-зелёного серпантенита уральского месторождения и белого мрамора «коелга». В южном наземном павильоне станции находится уникальный народный музей Московского метро; для посетителей он открыт по четвергам.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Московское метро"

Информация по экскурсии

Длительность: 3,5 ч
Автор: А. Аксенов, С.Баричев
Читает: В. Стекунов

Столичное метро – не только быстрый и удобный транспорт, но и туристический объект, познакомиться с которым стремится каждый, кто приезжает в Москву. Московское метро по праву считается самым красивым в мире, такие станции как «Маяковская», «Кропоткинская», «Красные ворота» в разное время были удостоены международными премиями «Гран-при» и вошли в учебники мировой архитектуры. Цель экскурсии – познакомить всех желающих с историей Московского метро от станций «первой очереди» и высокого сталинского ампира до последних советских станций и ультрасовременных сооружений. Прогулка наглядно показывает, что история московского метро неотделима от истории страны, так же как подземная Москва от Москвы наземной.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина