Покровский собор

Над спуском к Москве-реке, по которому мы сейчас поднялись на площадь, высится храм-картинка, похожий на праздничный торт. Его название – собор Покрова Богородицы, что на Рву (вспомним, что с этой стороны Кремль раньше был защищен рвом). Но в народе он известен прежде всего как собор Василия Блаженного. История его такова: в середине XVI века Иван Грозный вел войну с Казанским и Астраханским ханствами, и по мере каждой одержанной победы на этом месте возводили деревянную церковь в честь того святого, в день которого брали город. Всего церквей соорудили восемь, и по окончании войны русский самодержец пожелал их видеть каменными. Тогда русские мастера-умельцы, Барма и Постник (по некоторым данным, это был один мастер, Иван Барма) совершили уникальное в истории архитектуры – они объединили 8 церквей в монолитный ансамбль, сгруппировав их вокруг одной главной – Покровской церкви Богоматери. Через три десятка лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм – св. Василия, который и дал название всему собору. Откровенно говоря, храм был построен в честь отца Ивана Грозного, Василия III, но романтические легенды обрастают вокруг этого места со дня основания собора.
Рассказывают, что в Москве в XVI веке жил юродивый Василий, обладавший редким даром исцелителя и ясновидца. Блаженных на Руси любили всегда, но того Василия почитал даже сам Иван Грозный. Казнивший приближенных за малейшие оплошности, царь позволял ему неслыханные дерзости. Например, однажды Грозный пригласил юродивого во дворец, желая услышать от него какое-нибудь предсказание, и велел подать ему чарку вина. Несколько раз Василий опрокидывал в окно наполненную чарку, а когда царь с гневом спросил, что это делает юродивый, тот отвечал, что тушит пожар в Новгороде. Этот диалог так и остался бы незамеченным, если бы не одно но: вскоре в Москву действительно прибыли вести о пожаре. Вообще юродивых на Руси считали святыми и верили, что они брали на себя подвиг болезни для искупления человеческих грехов. Поэтому когда через четверть века к собору Покрова на Рву по указанию Ивана Грозного пристроили небольшую церквушку в честь святого Василия, народ сразу же прозвал его «Блаженным», хотя именно Блаженный Василий святым не был, по крайней мере, официально признанным.
Безоговорочный символ Москвы, Покровский собор все же был единичным в своем роде сооружением и совсем не характерен для русского зодчества. Церкви сооружены из кирпича, еще непривычного для того времени материала, и были расписаны специально «под кирпич», что придало собору такой «пряничный» характер. Считается, однако, что первоначально собор вовсе не был таким полихромным, как сейчас, его палитра ограничивалась только белым и кирпичным цветами. Точно мы знаем одно – он был чрезвычайно красив и наряден, настолько, что только его и запоминали иностранные гости. Говорят даже, что Иван Грозный, по свойственной ему жестокости, велел ослепить мастеров Барму и Постника, чтобы никогда они больше не создали подобного чуда.
Перед собором находится памятник Козьме Минину и князю Пожарскому. Первоначально памятник стоял не перед храмом, где вы видите его сейчас, а перед фасадом ГУМа, на поперечной оси площади и на самой высокой ее точке. К собору же его перенесли в 1930 году, чтобы он не мешал проведению торжественных парадов и демонстраций.
Обычно считают, что Минина и Пожарского вспомнили в XIX веке только для того, чтобы провести аналогии с 1812 годом. Но хотя памятник установили в 1818 году, задуман он был еще в 1804-м, следовательно, аллюзии на тему наполеоновских войн он приобрел уже в процессе создания. Автор скульптурной группы – Иван Петрович Мартос, крупнейший мастер русского классицизма. По первому проекту Мартоса оба героя должны были стоять на постаменте во весь рост. Это вызвало негодование государственных лиц: как можно, чтобы мужик стоял радом с князем! Пришлось Мартосу князя усадить, но при этом скульптор не погрешил исторической правдой: князь Пожарский действительно получил в боях тяжелые раны, а потому на памятнике он сидит, осторожно вытянув больную ногу и слушая при этом призыв Минина на ополчение.
Отливали скульптуру по частям, в Петербурге. Затем эти части три с половиной месяца путешествовали по воде в Москву, причем всюду толпы народа выходили встречать их. Последний факт – не театральное преувеличение, а историческая достоверность – ведь памятник Минину и Пожарскому был первым монументом, созданным на народные пожертвования и, следовательно, пользовался искренней народной любовью.
Барельеф памятника изображает два сюжета: сбор денег на войну нижегородскими гражданами и изгнание поляков, которое вы можете увидеть с обратной стороны. Обратите внимание на лицевой барельеф: среди множества людей, участвующих в сборе средств, в крайнем слева безбородом мужчине скульптор Мартос изобразил самого себя, подобный автограф часто оставляют скульпторы, художники и архитекторы. Мужчина с обликом Мартоса жертвует ради Отечества самым дорогим отечеству самое дорогое – двух своих сыновей, которые, как известно, были участниками войны 1812 года. Рельеф и памятник выполнены в лучших традициях классического искусства, и, хотя все изображенные люди, за исключением князя Пожарского, имеют самое простое происхождение, пропорции тел у них не хуже, чем у олимпийских богов.
Кстати говоря, несмотря на свою «неотечественую» фамилию, Мартос был коренным гражданином России. Фамилия его происходит с Украины, откуда он и прибыл в Петербург, чтобы учиться ваянию. На Украину же фамилию «Мартос» занесли испанские эмигранты, и впоследствии она стала «коренной» фамилией юга России.
Вблизи памятника Минину и Пожарскому находится Лобное место – небольшая постройка, похожая на эшафот. Это один из наиболее таинственных памятников Красной площади. Его название и форма невольно навевают ужас и ассоциируются у горожан со страшными казнями, но на самом деле лишение жизни не было главным предназначением этого помоста. Лобное место было своеобразной «трибуной» кремлевского «форума», которая предназначалось в первую очередь для произнесения указов и оглашения решений суда, отсюда также выступали перед московским людом цари и патриархи. Названием своим это место обязано тому, что оно находилось на крутом берегу, т.е. на «взлобье». Форма трибуны оригинальная, в Европе такой мы не встретим. Считается, что она была заимствована от иерусалимского крестного жертвенника, который был одновременно и судейским местом, и царским троном.
Само Лобное место считалось священным и бескровным, но рядом с ним действительно могли совершаться казни. Так, здесь был лишен жизни предводитель восстания на Дону бесстрашный Степан Разин, которому отрубили сначала руку и ногу, но тот храбро не подал вида. Здесь казнили Никиту Пустосвята, одного из идеологов церковного раскола. На Лобном месте чуть было не умертвили Василия Шуйского во время восстания в Москве в период Смутного времени. Его затащили тогда на Лобное место, но либо не нашли топора, либо было тесно, словом, возникло короткое замешательство, а затем толпа уже поволокла его в темницу Чудова монастыря стричь в монахи. Здесь же, у Лобного места, произошла последняя кровавая драма нового времени – рубили головы взбунтовавшимся стрельцам Петра I. В тот день было казнено 200 человек под пронзительный плач их несчастных жен и матерей. По словам Карамзина, один из осужденных держал в руках горящую восковую свечу, - и как здесь не вспомнить картину Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни».
Вообще стоит сказать, что отсечение головы, хотя и было более жестоким и кровавым способом лишения жизни, считалось казнью более благородной, нежели повешение. Вешали в основном преступников низкого происхождения, а казнили «настоящими» казнями людей из высших сословий. На Руси, как и в странах Западной Европы, продолжало существовать множество видов унаследованных от средневековья видов казни. «Высшая мера наказания» делилась на «простые» способы и «изощренные», к первым относились отсечение головы и повешение, ко вторым – все остальные, т.е. четвертование, колесование и др. Одной из специфических была казнь фальшивомонетчиков – им заливали в горло расплавленный металл. Не мог не отличиться в области изобретения наказаний Иван Грозный – при нем преступников одевали в медвежьи шкуры и выпускали собак, устраивая кровавую охоту. Был и еще один вид казни, особый – это казни политические. К ним в первую очередь относилось шельмование – особый вид наказания для дворян, когда над головой преступника ломали шпагу, воплощение привилегий его сословия, били по щеке и объявляли вором, или шельмой. Этот процесс сопровождался церковной анафемой и лишением всех прав, но самым унизительным в этой процедуре для дворянина было, конечно, лишение его дворянской чести. Так, некто Истомин, которого шельмовали на лобном месте в екатерининские времена, не снес подобной процедуры и нанес палачу такой ответный удар, что тот слетел с эшафота.
Лобное место было реконструировано в конце XVIII века архитектором Матвеем Казаковым, а его решетчатые ворота были отлиты еще позже по мотивам Золотой решетки Теремного дворца. В 1919 году здесь был установлен памятник герою астраханской «революции» Степану Разину, но впоследствии его демонтировали.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Московский кремль"

Информация по экскурсии

Длительность: 1,5 ч
Длина маршрута: 2,5 км
Автор: Е.Усова
Читает: М. Берлина

Экскурсия рассказывает об истории и архитектуре Московского Кремля и его окружения — Красной площади, Александровского сада, Мавзолея, ГУМа, Казанского собора, Манежа и других достопримечательностях.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина