Пушкинская площадь

Сегодня Пушкинская площадь является одним из символов Москвы. Здесь назначают встречи и свидания, устраивают праздничные концерты и митинги, просто гуляют. Кажется, что так было всегда. Однако знакомый нам облик площадь приобрела совсем недавно по историческим меркам, около 70 лет назад.
В первой половине ХХ в. здесь ещё красовался печально известный Страстной монастырь, о чём напоминает теперь только название бульвара – Страстной. Монастырь был освящён во имя Страстной иконы Божией матери, которая называется так потому, что на ней рядом с Богородицей изображены два ангела с орудиями страданий (страстей) Христовых – копьями и крестом.
Старинная легенда рассказывает о появлении этой иконы. Давным-давно в селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, одержимая беснованием. Она бегала от людей, скиталась по лесам и не раз пыталась наложить на себя руки. Однажды, придя ненадолго в чувство, она стала проникновенно молиться Божией Матери, прося избавить её от этого бедствия, и дала обет уйти в монастырь в том случае, если выздоровеет. И Екатерина действительно исцелилась, однако совсем забыла о данном слове и стала жить обычной мирской жизнью. Однажды во время молитвы она вдруг вспомнила о своём обещании и ужасно испугалась, что Богородица покарает её за нарушение клятвы. От душевного потрясения Екатерина слегла в постель. Ночью она услышала, как кто-то у дверей её комнаты тихо читает молитву, а потом дверь открылась, и к ней вошла Пресвятая Богородица в багряном одеянии, вытканном золотыми крестами. Она обратилась к больной: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Сыну Моему и Богу? Иди же теперь, возвести всем о Моем явлении тебе и скажи, чтобы живущие в мире воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты, пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитали бы воскресные и праздничные дни, посвящённые имени Господню и Моему».
Но Екатерина побоялась, что ей не поверят и снова объявят её сумасшедшей и никому ничего не рассказала. Видение повторилось ещё дважды, а потом женщина была сильно наказана за свое малодушие: ее парализовало, рот и шея искривились. Вскоре Екатерина снова услышала во сне таинственный голос. Он повелевал ей немедленно идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им образ Божией Матери, рассказать ему о чудесных явлениях и, собрав именем Пресвятой Богородицы семь серебряных монет, отдать их Григорию для украшения иконы. «Когда ты помолишься перед этим образом с верою, то получишь исцеление сама и многие другие», – добавил голос. Екатерина исполнила этот наказ, и, помолившись перед иконой, действительно получила исцеление. С тех пор у образа Божией Матери начали совершаться многие чудеса. Местный землевладелец, боярин Лыков, прослышав об иконе, перевёл её в церковь своей вотчины в Палицах.
13 августа 1641 г. (по старому стилю) Страстную икону решили перенести в Москву. У Тверских ворот Белого города, т. е. именно там, где сейчас находимся мы с вами, её встречал сам царь Михаил Федорович, повелевший воздвигнуть на этом месте каменную церковь во имя Страстной иконы, и определил её праздник в тот день, когда она была доставлена в Москву. Вскоре под крепостной стеной был возведен пятиглавый собор, чуть позже при нём возник Страстной девичий монастырь. Последний элемент ансамбля – надвратная церковь-колокольня – появился в 1692 г. А площадь Тверских ворот была переименована в Страстную.
В 1875 г. Страстной монастырь посетил король Шведский и Норвежский Оскар II. Он любовался Москвой с высокой монастырской колокольни и впоследствии сказал: «Вид изумительный: почти все иностранцы желают видеть эту дивную панораму».
На монастырь неоднократно сваливались беды. В середине 1770-х гг. обитель сгорела в пожаре, но была восстановлена по приказу Екатерины II. В 1812 г. здесь расположились на постой наполеоновские полчища. Интервенты разворовали и осквернили монастырь – не только святотатством, но и расстрелами, казнями, допросами сопротивлявшихся москвичей, а один храм и вовсе был обращен в магазин. Монастырь закрыли и заперли, хотя, по историческим свидетельствам, захватчики раз позволили монахиням совершить службу и дали им всё необходимое для этого. В октябре, когда армия Наполеона спешно покинула Москву, именно в стенах Страстного монастыря был отслужен первый в городе благодарственный молебен Христу Спасителю о чудесном спасении города и об избавлении от нашествия иноплеменных.
После пожара 1812 г. монастырь был роскошно отстроен заново. Достойный ученик Доменико Жилярди, русский архитектор Михаил Быковский построил замечательную надвратную колокольню с шатром и с часами — тогда это было новшеством. Церковь в ней освятили во имя св. Алексия Человека Божия, по именинам основателя Страстного монастыря, царя Алексея Михайловича, а иконы нового храма написал художник Василий Пукирев (самая известная его картина – «Неравный брак»).
Но страшные пожары и вторжение наполеоновской армии оказались детскими шалостями по сравнению с тем, что произошло с монастырём после революции. Всё началось в 1919 г., когда на стенах обители появились кощунственные надписи за подписью группы имажинистов. Был среди них и столь любимый нами сегодня Сергей Есенин. Последнему разгневанная монашка попала камнем прямо в глаз, за что была нещадно бита. Пострадавший грозился пристрелить её как собаку, но, к счастью, своего обещания не сдержал. Газета «Известия» писала по поводу этой выходки: «Подобной стенной поэзии допускать нельзя. Придётся серьёзными мерами охранять Москву от уличного озорства этого нового типа весёлой молодежи».
Неизвестно, что именно в Москве собиралась спасать новая власть, но Страстного монастыря это явно не касалось. В том же году он был «упразднен», и его помещения занял Военный Комиссариат. Одно время общежитие студентов «Коммунистического университета трудящихся Востока» сосуществовало там с последними монахинями, ещё ютившимися в своих кельях, затем обитель передали Центральному Архиву. В 1928 г. её окончательно ликвидировали, и с 1929 г. в стенах бывшего монастыря открылся Центральный антирелигиозный музей – преобразование вполне в духе советской власти. Страстную же площадь переименовали в Пушкинскую.
В 1928 г. Владимир Маяковский выступил с такими строками в адрес Страстного монастыря:

Скушно Пушкину.
Чугунному ропщется.
Бульвар
хорош
пижонам холостым.
Пушкину
требуется
культурное общество,
А ему
подсунули
Страстной монастырь.
От Пушкина
до «Известий»
шагов двести.
Как раз
ему б
компания была,
но Пушкину
почти
не видать «Известий»,
мешают
писателю
чортовы купола.

А в 1937 г. «пожелание» Маяковского сбылось: Пушкину стало очень хорошо видно здание «Известий». Страстной монастырь полностью исчез с лица земли. Мало того, уничтожение монастыря, словно издевательство над памятью великого поэта, было приурочено в 100-летней годовщине гибели Пушкина. Да и само празднование 100-летия смерти поэта было довольно двусмысленным.
К счастью, Страстная икона, с которой началась невесёлая история обители, была спасена. Ныне она находится в церкви Воскресения в Сокольниках, на левой, северной стене Петропавловского придела. В советские годы эта окраинная, отдаленная от центра Москвы церковь стала приютом многих московских святынь, привозимых сюда из разрушенных храмов и монастырей.
В 1950 г. уже бывшую Страстную площадь ждало новое событие: сюда с Тверского бульвара перенесли памятник Пушкину и поставили точь-в-точь на то место, где находилась колокольня монастыря. Примерно в то же время разбили знакомый нам сквер, а в 1961 г. ансамбль дополнил киноконцертный зал «Россия» («Пушкинский»).
Памятник работы Александра Михайловича Опекушина, под которым сегодня назначается добрая половина всех встреч в центре Москвы, появился на Тверском бульваре в 1880 г. Деньги на его сооружение – 84 тысячи рублей – собрали по подписке. Современники отмечали, что в создании этого скульптурного изображения поэта приняло участие «всё просвещенное общество». В связи с открытием памятника в Москве состоялся грандиозный пушкинский праздник, устроителями которого выступили прежде всего Общество любителей российской словесности, Московский университет и городская дума. Пушкинские дни 1880 г. стали и большим праздником русской литературы, и важным этапом в становлении национального самосознания, во многом примирившим славянофилов и западников. 8 июня в зале Благородного собрания (известном ныне как Колонный зал Дома союзов) на заседании Общества любителей российской словесности со словом о Пушкине выступил Ф. М. Достоевский. Он назвал Пушкина народным поэтом, поэтом-пророком, указал на общечеловеческую ценность его гения.
Существует легенда, что когда постамент для памятника везли на площадь, при повороте на Тверскую улицу встретилась бедная похоронная процессия с гробом Анны Петровны Керн, которой Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И будто бы лошади, тащившие его, остановились, уступая дорогу возлюбленной поэта.
Памятник спокойно простоял 70 лет, пока не попался на глаза Тресту передвижки и разборки зданий. Вот ещё одна яркая деталь к образу советской эпохи. Существовало крупное учреждение, целиком и полностью занимавшееся только тем, что… уничтожало исторический облик Москвы.
В ночь с 13-го на 14-е августа 1950 г. Пушкин отправился в шестичасовой путь длиной в 118 м. Трудно не заметить параллель. Именно 13-го августа по старому стилю в Москву привезли Страстную икону. Ежегодно в этот день в её честь на площади устраивались гуляния. И именно этот день выбрали советские власти для переноса памятника на место, где раньше возвышалась колокольня погибшего монастыря.
Передвижка была осуществлена с использованием последних достижений техники. Четыре гидравлических домкрата приподняли постамент на 80 см и подвели под него специальные тележки, на которых памятник двинулся по специально проложенному через Тверскую помосту. По прибытию его развернули на 180°, так что Пушкин продолжает, как и раньше, смотреть на Тверскую. Так, да не совсем так.
В газетах того времени сообщалось, что за процедурой переноса памятника наблюдали сотни москвичей, которые приветствовали его на новом месте бурными аплодисментами. Однако в перестроечное время появились и другие голоса, вопрошающие: «А зачем всё это было нужно?» Этот вопрос, ответ на него и горечь по этому поводу очень ярко прозвучали в стихотворении Шенгели:

Вот взяли, Пушкин, вас и переставили…
В ночном дожде звенел металл, – не ямб ли
Скорбел, грозя? Нет! Попросту поправили
Одну деталь в строительном ансамбле.
Я встретил эти похороны времени:
Я мимо пролетал в автомобиле,
Я грустных видел в озаренной темени,
Где молотами по бетону били…
На прежнем месте в сторону Урала вы
Глядели – в те безвыходные дали,
Где пасынки одной зари коралловой
«Во глубине сибирских руд» молчали.
Вам не пришлось поехать к ним: подалее
Отправил вас блистательный убийца.
Теперь – глядеть вам в сторону Италии,
Где бог-насмешник не дал вам родиться.

Завершая рассказ о Пушкинской площади, коснёмся истории ещё двух построек, которых, к сожалению, уже нет. По левую руку от Пушкина, на месте нового корпуса редакции газеты «Известия» находился раньше трёхэтажный особняк середины XVIII в., с 1799 г. принадлежавший фавориту Екатерины Великой Ивану Николаевичу Римскому-Корсакову. Среди гостей этого дома было множество интересных людей, но сейчас мы расскажем только о двух, причем тёзках. Александр Сергеевич Пушкин часто бывал здесь в 30-е гг. и помимо общения с очаровательными дамами много времени проводил в беседах с хозяином дома, расспрашивая того о екатерининской эпохе. Как раз тогда писатель работал над повестью «Капитанская дочка».
А благодаря другому Александру Сергеевичу – Грибоедову – к дому прочно приклеилось определение «фамусовский». Дело в том, что замужем за одним из Римских-Корсаковых была его двоюродная сестра – Софья Александровна, ставшая прототипом Софьи Фамусовой. По легенде на одном из балов Грибоедов начал нападать на пристрастие москвичей ко всему французскому, точь-в-точь как Чацкий в «Горе от ума». Все решили, что Грибоедов сошел с ума, многие даже ездили справляться о его здоровье. Чтобы доказать, что как раз у него с умом все в порядке, он написал свою знаменитую комедию.
С именем Римского-Корсакова связана судьба ещё одного места, но на этот раз хорошо известного всем москвичам и, к счастью, сохранившегося до наших дней. В начале XIX в. Ивану Николаевичу принадлежал огромный сад, находившийся в районе Божедомки (сейчас – улица Дурова). Мрачноватое место (здесь находился «убогий дом», куда, как мы уже говорили сегодня, свозили тела людей, умерших без покаяния) стало при нём одним из самых популярных гуляний. Московский путеводитель И. Г. Гурьянова начала XIX в. так отзывался о саде: «Приятность вечера, темнота аллей, чистота проспектов, иллюминация, звуки музыки, мелодические тоны песенников и разнообразие лиц и нарядов делают гулянье сие превосходным».
Правда, при Римском-Корсакове «всякому кто был прилично одет» можно было попасть в сад только по воскресеньям.
Примерно с середины XIX в. сад превратился в открытое увеселительное заведение и стал называться «Эрмитажем». При входе в него стояла хижина, в которой находилась статуя сидящего старца-отшельника («эрмитаж» по-французски — жилище отшельника). Почему было выбрано такое название не совсем понятно. Меньше всего сад «Эрмитаж» походил на уединённое, пустынное место. К. С. Станиславский вспоминал: «Чего только не было в этом саду! Катанье на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потоплением их, хождением по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками; купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде… Два театра – один огромный, на несколько тысяч человек, для оперетки, другой – на открытом воздухе для мелодрамы и феерий, называемый «Антей», устроенный в виде греческих развалин. В обоих театрах были великолепные по тому времени постановки, с нескольким оркестрами, балетом, хорами и прекрасными артистическими силами. А наряду с театрами – эстрада, громадный цирковой амфитеатр под открытым небом… Семейная публика, простой народ, аристократы, кокотки, кутящая молодежь, деловые люди — все по вечерам бежали в «Эрмитаж»… вся Москва и приезжавшие в нее иностранцы посещали знаменитый сад».
Весной 1894 г. «Эрмитаж» был закрыт, огромный его участок владельцы решили разделить на множество мелких и отдать под застройку. А 16 июля того же года сад возродился в Каретном ряду, где и находится по сей день, продолжая радовать москвичей не только живописным пейзажем, но и обширной программой развлечений: здесь находятся три театра, регулярно проводятся всевозможные выставки, фестивали, концерты, а зимой заливают самый уютный и романтичный в Москве каток.
Вторая постройка, о которой хотелось бы сказать, находилась несколько в стороне от нашего маршрута, в начале Большого Гнездниковского переулка. Это церковь Дмитрия Солунского, возникшая в середине XVII в. из древнего, считавшегося тогда загородным, Киево-Печерского подворья. В 1791 г. она была снесена и заменена классицистической ротондой (круглая постройка, обычно увенчанная куполом; такую форму имели некоторые христианские церкви романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма). Но колокольня при новой церкви осталась старая. Когда в ХХ в. собор встал на пути расширения Тверской улицы, знающие люди пытались спасти хотя бы эту уникальную постройку, но градостроители были неумолимы. Не остановило их и то, что под церковью (а сейчас – под автостоянкой) было обнаружено освидетельствованное археологами кладбище, на котором москвичи хоронили своих близких ещё во времена Дмитрия Донского!
Площадь, на которой мы находимся, всегда была очень оживленным местом. Стена Белого города пересекалась здесь с Тверской улицей, которая всегда являлась важной магистралью. Дорога, соединявшая Москву с Тверью, в то время одним из самых могущественных русских княжеств, появилась ещё в XIV в. А в XVII в. Тверская уже главная улица Москвы. Тогда она называлась Царской – по ней совершались парадные выезды царя, а экипажи иностранных гостей направлялись в Кремль.
Спустя 100 лет Тверская стала началом дороги в новую столицу – Санкт-Петербург. С тех пор на Тверской обосновался высший свет, появлялись великолепные дворцы и усадьбы, шикарные магазины. Отсюда начинались все нововведения: трамваи, электрические фонари и… Бульварное кольцо. Как мы уже знаем, именно здесь, напротив Страстного монастыря, в 1796 г. был разбит первый бульвар. А в XIX в. за обителью появился один из самых молодых – Страстной, к которому мы сейчас направимся. Первую остановку мы сделаем в начале левой аллеи, напротив дома № 9.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Бульварное кольцо-1"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 ч
Автор: З. Король
Читает: О. Кравчук

Разбитые на месте древних стен Белого города бульвары — живая летопись истории Москвы. Сегодня проходя по уютным аллеям мимо памятников и старинных особняков, можно отдыхать и знакомиться с московским бытом от средневековья до наших дней. Первая часть экскурсии «Бульварное кольцо» предлагает познакомиться с Гоголевским, Никитским, Тверским и Страстным бульварами.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина