Памятник Сергею Есенину

Перед нами памятник Сергею Есенину работы скульптора Анатолия Бичукова (установлен в 1995 г.) В связи с этим хочется уйти немного в сторону от Бульварного кольца, а именно на Тверскую улицу, дом 37, где в 20-е гг. находилось знаменитое кафе имажинистов «Стойло Пегаса». Сюда захаживали не только Мариенгоф и Есенин, но и Айседора Дункан, Николай Клюев, Александр Таиров и многие другие не менее известные личности.
Для того чтобы придать «Стойлу» эффектный вид, известный художник-имажинист Георгий Якулов нарисовал на вывеске скачущего «Пегаса» и вывел название буквами, которые как бы летели за ним (кстати, скромно сидящего в сторонке крылатого коня вы увидите и здесь, рядом с Есениным). Он же с помощью своих учеников выкрасил стены кафе в ультрамариновый цвет, а на них яркими желтыми красками набросал портреты имажинистов и цитаты из написанных ими стихов. Между двух зеркал было намечено контурами лицо Есенина с золотистым пухом волос, а под ним выведено:

Срежет мудрый садовник-осень
Головы моей жёлтый лист.

Слева от зеркала были изображены нагие женщины с глазом в середине живота, а под этим рисунком шли есенинские строки:

Посмотрите: у женщин третий
Вылупляется глаз из пупа.

Справа от другого зеркала глядел человек в цилиндре, в котором можно было признать Мариенгофа, ударяющего кулаком в желтый круг. Этот рисунок поясняли его стихи:

В солнце кулаком бац,
А вы там,- каждый собачьей шерсти блоха,
Ползаете, собираете осколки
Разбитой клизмы.

В углу можно было разглядеть, пожалуй, наиболее удачный портрет Шершеневича и намеченный пунктиром забор, где было написано:

И похабную надпись заборную
Обращаю в священный псалом.

Практически напротив памятника находится здание МХАТа им. А. М. Горького.
Как известно, МХАТов в Москве два. На вопрос «почему» обычно отвечают: разногласия в труппе. Но почему именно в этой труппе возникли такие непреодолимые разногласия, что возникла нужда делить родной театр? Это сложный вопрос, но история развития Московского художественного театра даёт основания предположить, что ему изначально была присуща двойственность. Первое, что приходит в голову, – режиссёрский тандем Станиславского – Немировича-Данченко. При том, что цели и задачи у них были одинаковые, трудно предположить, что два разных, тем более, творческих, человека, никогда не расходились по каким-то частным вопросам.
Михаил Булгаков, проработавший в МХТ несколько лет, очень ярко описал эту ситуацию «двоевластия» в своём «Театральном романе». Во главе Независимого театра стоят Иван Васильевич и Аристарх Платонович, у каждого «свои» помощники, режиссёры и даже актёры. Правда, первый появляется в театре два раза в год на генеральных репетициях по причине нездоровья, а второй предпочитает большую часть времени проводить в Индии, на Ганге. Кто при этом управляет театром – не совсем понятно. В Иване Васильевиче без труда угадывается Станиславский, в Аристархе Платоновиче – Немирович-Данченко, а в ситуации – положение МХТ с конца 20-х гг., когда Станиславский из-за болезни сердца практически полностью отошёл от театральных дел, сосредоточившись на завершении трудов по своей знаменитой системе.
Причины разного характера приводили к тому, что с первых лет существования труппа МХТ периодически делилась на две части. Первый раскол произошёл ещё в 1902 г. (театр открылся в 1898 г.). Тогда было сформировано «Товарищество Московского Художественного театра» на паях с участием членов труппы, сотрудников и людей, близких театру. В «Товарищество» не был включён ряд «основателей» Художественного театра: Мейерхольд, Роксанова, Санин и другие. Часть из них во главе с Мейерхольдом покинули театр.
В 1919 г. значительная часть труппы во главе с Качаловым выехала на гастроли в Европу и оказалась на несколько лет отрезанной от Москвы из-за военных событий.
В середине 20-х гг. остро встал вопрос о смене поколений в театре. В итоге в 1924 г. самостоятельными стали первая и третья студии МХТ, а вторая влилась в труппу театра.
В 30-е гг. на МХТ свалилась новая напасть. В январе 1932 г. театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 г. ему было присвоено имя М. Горького, в 1937 г. он был награжден орденом Ленина, в 1938 г. – орденом Трудового Красного Знамени. Одним словом, Художественный театр был объявлен главными подмостками страны, что, естественно, не пошло ему на пользу. Официальное искусство тех лет подчинялось одному методу – социалистическому реализму. Несложно догадаться, как это сказалось на репертуаре.
В 1938 г. умер Станиславский. 40-е – годы ухода первого поколения «мхатовцев». Театр потерял Немировича-Данченко, Леонидова, Лилину, Вишневского, Москвина, Качалова, Тарханова, Хмелёва, Добронравова, Соколову, Сахновского, художников Дмитриева, Вильямса. Об этом времени историк театра напишет: это был «пик «размхачивания» МХАТа». Образовался новый раскол, на этот раз – репертуарный. Классическая мхатовская драматургия и спущенные сверху пьесы-однодневки о счастливой советской жизни. Характерно, что спектакли, получившие официальное признание, не удерживались в репертуаре из-за малой посещаемости.
Пытаясь преодолеть затянувшийся кризис, «старики» Художественного театра приглашают главным режиссером выпускника и педагога Школы-студии МХТ, основателя и руководителя «Современника» Олега Ефремова. Возглавив МХТ в 1970 г., он смог возродить былую славу театра, но вскоре вновь начались конфликты. Тогда и возникла идея деления. В 1987 г. в здании на Тверском бульваре осталась часть труппы. Руководителем театра, МХАТа им. А. М. Горького, стала актриса Татьяна Доронина. Театр в отремонтированном здании МХТ в Камергерском переулке стал назваться МХАТом им. Чехова, его художественным руководителем остался Ефремов.
Многие критики, театралы, искусствоведы сходятся во мнении, что деление театра не пошло ему на пользу. На сцене новых МХАТов не появилось спектаклей, способных составить конкуренцию тем, которые когда-то делали Московский художественный театр главными театральными подмостками страны.
На другой стороне бульвара располагается ещё один театр, Чтобы увидеть его, нужно пройти немного вперёд. Он открылся в 1950 г. в помещении знаменитого Камерного театра, основателем и руководителем которого был Александр Яковлевич Таиров, а ведущей актрисой Алиса Георгиевна Коонен. Если МХТ постигло разъединение, то Камерный едва не погубило слияние.
В 1936 г. театр подвергся грубой критике за постановку оперы-фарса на музыку А. П. Бородина «Богатыри» (либретто Демьяна Бедного), был обвинён в «политической враждебности» и в 1938 г. слит с труппой Реалистического театра (руководитель Николай Павлович Охлопков). Насильственное объединение коллективов привело к резкому творческому спаду. В 1939 г. Охлопков вместе с группой актёров ушёл из Камерного театра, а в 1940 г. Таиров сумел снова сплотить труппу и создать один из лучших спектаклей «Мадам Бовари» по Г. Флоберу. Но просуществовал после этого театр, к сожалению, недолго. Его сгубила ориентация на западный репертуар, что в 1949 г., когда началась «борьба с низкопоклонством перед Западом» выглядело подозрительным. Попытки театра опереться на схематичные пьесы советских драматургов успеха не принесли. В 1949 г. Таиров был отстранён от руководства, в 1950 г. театр был закрыт.
С тех пор в этом здании размещается Театр им. А. С. Пушкина. Мы можем направиться дальше по Тверскому бульвару, к памятнику Пушкину на Пушкинской площади. По дороге с левой стороны мы увидим здание Литературного института им. А. М. Горького (Тверской бульвар, 25), более известное по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как «Дом Грибоедова».
--------------
Здание института расположено в бывшей усадьбе XVIII — начала XIX вв. Первоначально она была обращена к Большой Бронной улице. В начале XIX в., когда создавалась парадная застройка вдоль Тверского бульвара, главный дом был перестроен, а дворовый фасад украшен коринфскими пилястровым портиком и фронтоном. Усадьба получила въезд с бульвара, вдоль которого была возведена белокаменная ограда с коваными решётками. В начале XX в. дом был соединён пристройкой с боковым корпусом.
Мы уже говорили о том, что в 1812 г. здесь родился А. И. Герцен. В память об этом событии в 1920 г. на доме была установлена мемориальная доска, а в 1959 г. – памятник писателю.
В 40-х гг. XIX в. у владельца дома Дмитрия Николаевича Свербеева собирался литературный салон, бывали Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, Сергей и Константин Аксаковы, А. С. Хомяков, Е. А. Баратынский, М. С. Щепкин и другие. В конце XIX — начале XX вв. здесь размещалось издательство братьев Гранат. В 20-х гг. здание занимали всероссийские и всесоюзные писательские организации, литературный музей. В залах выступали А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин.
Во флигеле здания в советские годы жили писатели, не имевшие в Москве собственного жилья: Андрей Платонов, Осип Мандельштам, Вячеслав Иванов, Борис Пастернак, Даниил Андреев. В память о первых двух на установлены мемориальные доски.
Неудивительно, что в доме с такой богатой литературной историей в 1933 г. открыли Литературный институт. Он был создан по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет, а в 1936 г. получил современное название. Под этой крышей, как метко заметили булгаковские герои, «вызревает целая бездна талантов … как ананасы в оранжереях». И «если на эти нежные тепличные растения не нападёт какой-нибудь микроорганизм, не подточит их в корне, если они не загниют», возможно, кто-нибудь из них действительно станет автором нового «Дон Кихота», «Фауста» или «Мёртвых душ».
Авторская ирония в этом эпизоде очевидна и вполне уместна. В советскую эпоху слово «писатель» было дискредитировано всеми этими Бездомными, Рюхиными, Бескудниковыми и прочими, которых государство выращивало для своих нужд. Увы, у Булгакова было слишком много оснований для скепсиса, но справедливости ради стоит заметить, что Литературный институт в разные годы закончили люди, чьи имена прочно вошли в историю настоящей литературы: М. И. Алигер, Б. А. Ахмадулина, Ю. В. Бондарев, Р. Г. Гамзатов, Ю. П. Казаков, С. В. Михалков, С. С. Наровчатов, Р. И. Рождественский, К. М. Симонов, В. Л. Солоухин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов и другие.
Следующую остановку мы сделаем у памятника А. С. Пушкину на Пушкинской площади.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Бульварное кольцо-1"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 ч
Автор: З. Король
Читает: О. Кравчук

Разбитые на месте древних стен Белого города бульвары — живая летопись истории Москвы. Сегодня проходя по уютным аллеям мимо памятников и старинных особняков, можно отдыхать и знакомиться с московским бытом от средневековья до наших дней. Первая часть экскурсии «Бульварное кольцо» предлагает познакомиться с Гоголевским, Никитским, Тверским и Страстным бульварами.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина