Храм Христа Спасителя

Все знают, что Храм Христа Спасителя был построен в честь победы и в память о павших в войне 1812 г., а потом взорван новой советской властью. Но история этого здания намного интереснее и запутанней.
Взять хотя бы название. Традиция возведения так называемых «обетных» храмов, создававшихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное напоминание о погибших, известна на Руси ещё с домонгольских времен. Одним из первых таких соборов был Софийский в Киеве, построенный Ярославом Мудрым на месте битвы с печенегами. Но до XIX в. такие храмы воздвигались в честь христианского праздника или в честь святого, а тут во Имя самого Спасителя! «Я понимал, – писал Александр Витберг, победивший в конкурсе на лучший проект, – что этот храм должен быть величественен и колоссален, должен перевесить наконец славу храма Петра в Риме. Надлежало, чтоб каждый камень его и все вместе были говорящими идеями религии Христа, чтоб это была не груда камней, искусным образом расположенная; не храм вообще, но христианская фраза, текст христианский».
Несмотря на молодость Витберга (ему было всего 25 лет) он создал действительно гениальный проект. Лучшее его описание оставил Александр Иванович Герцен, с которым свела Витберга неумолимая судьба: «Нижний храм, иссеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела; его наружность представляла тяжелый портал, поддерживаемый почти египетскими колоннами; он пропадал в горе, в дикой необработанной природе. Дневной свет скудно падал в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ Рождества. В этой крипте должны были покоиться все герои, павшие в 1812 году, вечная панихида должна была служиться о убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых. На этом гробе, на этом кладбище разбрасывается во все стороны равноконечный греческий крест второго храма – храма распростертых рук, жизни, страданий, труда. Колоннада, ведущая к нему, была украшена статуями ветхозаветных лиц. При входе стояли пророки. Они стояли вне храма, указывая путь, по которому им идти не пришлось. Внутри этого храма были вся евангельская история и история апостольских деяний. Над ним, венчая его, оканчивая и заключая, был третий храм в виде ротонды. Этот храм, ярко освещенный, был храм духа, невозмущаемого покоя, вечности, выражавшейся кольцеобразным его планом. Тут не было ни образов, ни изваяний, только снаружи он был окружен венком архангелов и накрыт колоссальным куполом».
Император Александр I был в восторге от проекта. «Вы заставили говорить камни», – признавался он Витбергу.
Первоначально храм планировали возводить на Воробьёвых горах: 12 октября 1817 г. произошла торжественная закладка фундамента. Нужный для строительства камень решили везти из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского. Доставку хотели осуществлять на баржах по Москве-реке, для чего построили плотину, чтобы поднять уровень воды. И вот тут-то и произошла трагедия. Витберг был гениальным художником и архитектором, но, как многие творческие люди, далёким от хозяйственных вопросов.
Во время работ мраморную жилу Васильевского разрушили, поля вокруг засорили камнями, затруднив земледелие, и владелец села, Яковлев, подал на Витберга в суд. Мог ли он тогда предположить, что пройдёт совсем немного лет и его сын – Александр Герцен – последует по тому же пути, что и несознательный архитектор? Возможно, если бы дело ограничилось одной жалобой Яковлева, судьба Витберга сложилась бы иначе, но по пути в Москву баржи со злополучным мрамором затонули…
В 1826 г., после длительной и бесплодной борьбы с чиновниками, Витберга обвинили в завышении сметных расходов. Его покровитель, Александр I, к тому времени скончался, и защитить архитектора было некому. Начался долгий судебный процесс, итогом которого стала ссылка в Вятку в 1835 г.
Там Витберг и познакомился с сыном человека, сыгравшего роковую роль в его судьбе. Александр Герцен вспоминал о жизни архитектора в Вятке: «Витберг седел, седел, старел, старел не по дням, а по часам. Он еще пытался бороться, пробовал восстановить свое доброе имя. Но все было напрасно. Он совершенно гибнул, даже его прежний гнев против его врагов стал потухать; надежд у него не было больше, он ничего не делал, чтоб выйти из своего положения, ровное отчаяние доконало его… Он ждал смерти».
И вот неожиданно пришло спасение. По проекту Витберга в Вятке был построен удивительный Александро-Невский собор, в котором воплотились мечты архитектора о Храме Христа Спасителя. Говорят, что Николай I, увидев проект Александро-Невского храма, был поражен красотой и изяществом его форм и спросил: «Это тот самый Витберг?». А потом своим высочайшим указом реабилитировал архитектора и разрешил ему поселиться в любом городе России.
Что же происходило в это время с Храмом Христа Спасителя? Ведь он всё-таки был возведён. Прежде всего, специальная комиссия запретила строить на Воробьёвых горах: почва там слишком непрочная и могла не выдержать давления огромного сооружения. Император Николай I лично выбрал новое место для храма. Он мог находиться за Воспитательным домом, на Тверской улице на месте Страстного монастыря (Пушкинская площадь) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского монастыря. Император выбрал последнее, и в 1837 г. учредил особую Комиссию по построению нового Храма. А монастырь был переведен в Сокольники.
Что касается нового архитектора, им стал Константин Тон. Его самого и его проект современники, да и потомки характеризуют как «не заурядный, но и не гениальный». Правда, после истории с Витбергом, гения и не искали. Гораздо важнее было то, что Тон был надёжен: он строил много, прочно и неоднократно получал премии за «сбережение издержек». По грустной иронии судьбы почти все построенные по его проектам храмы были снесены в 30-е годы. Да и судьба главного храма Тона сложилась непросто.
Итак, 10 сентября 1839 г. строительство началось, а завершилось лишь в 1881 г. Освящение храма было приурочено к коронации Александра III в 1883 г.
История Храма Христа Спасителя овеяна множеством легенд. Одна из них гласит, что когда его строительство только начиналось, одна из монахинь Алексеевского монастыря в знак протеста приковала себя цепями к дереву. Властям не оставалось ничего другого, как выкопать дерево вместе с ней. Тогда она прокляла строительство и предрекла, что на месте храма будет находиться огромная грязная лужа. Прошло чуть больше века и предсказание сбылось.
5 декабря 1931 г. начался снос Храма Христа Спасителя. Заменить его должен был Дворец Советов – огромное здание высотой более 500 м, увенчанное 75-метровой скульптурой Ленина. Проект принадлежал амбициозному молодому архитектору Борису Иофану. Оценить его талант можно по мрачноватому «Дому на Набережной» - его главному творению, которое находится прямо напротив Храма на другом берегу Москва-реки.
Строительство Дворца Советов прервала война, дефицитная сталь требовалась для нужд обороны. После окончания войны средств на возобновление строительства уже не нашлось. Вместо грандиозного Дворца Советов на месте храма появился открытый бассейн «Москва». Вода в нём, действительно, особой чистотой не отличалась. О неосуществленном проекте сейчас напоминает гигантский подземный зал станции метро «Кропоткинская». Эта станция изначально строилась как подземный портал Дворца Советов.
В начале 90-х гг. храм решили восстановить: в архивах НКВД нашли множество фотографий и подробнейшие обмеры сооружения. Много подлинных фрагментов было найдено в подвалах старого здания Московского университета – там во время разрушения, рискуя свободой и даже жизнью, их упрятали сотрудники.
В первые не то что дни – годы мало кто верил, что храм действительно будет восстановлен. Но реставратор Алексей Денисов за 6 лет кропотливой работы сделал сказку былью. И вот тогда история повторилась. Денисова отстранили от работы, восстановление заканчивал Зураб Церетели.
Разногласия, которые привели к такому исходу, возникли из-за наружной отделки собора. Денисов, знаток русской архитектуры, приложивший колоссальные усилия для воссоздания именно подлинного храма-памятника, не мог примириться с решением Академии художеств, возглавляемой Церетели, выполнить наружную отделку стен в бронзе. Дело в том, что за всю историю русского церковного зодчества нельзя найти хотя бы один пример, когда металл использовался бы в наружной отделке храмов.
То, что предлагала Академия художеств, искажало не только облик выдающегося памятника и Кафедрального храма Московской епархии (то есть, по сути, главного храма России), но и историю русской архитектуры. Однако, как и в XIX в., решение было за теми, у кого в руках власть. Денисова отстранили. Храм достроили без него. Только, к сожалению, это уже не тот храм. Константин Тон задумывал убранство Храма Христа Спасителя как летопись Отечественной войны в сюжетах Евангелия. В его проекте всё-таки осуществилось желание первого незадачливого архитектора – Витберга – и императора Александра I: храм читали, как книгу. Но сейчас страницы этой книги в беспорядке: какие-то переставили местами, а какие-то и вовсе вырвали. И теперь понять эту летопись без архивных источников невозможно. К слову, даже видимой подлинности не способствует и купол храма, покрытый не золотом, а специальным сплавом титана. Храм не принадлежит Русской православной церкви, а находится на балансе мэрии Москвы.
А теперь мы пройдем в арку, образованную двумя наземными вестибюлями ст. м. «Кропоткинская», и направимся к памятнику Михаилу Шолохову. По пути обратите внимание на необычный рельеф Гоголевского бульвара: его внешняя сторона значительно ниже внутренней. Хотя ручей Черторый давным-давно заключён в трубу, эта странность до сих пор напоминает нам, что бульвар был разбит на его крутом берегу.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Бульварное кольцо-1"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 4 ч
Автор: З. Король
Читает: О. Кравчук

Разбитые на месте древних стен Белого города бульвары — живая летопись истории Москвы. Сегодня проходя по уютным аллеям мимо памятников и старинных особняков, можно отдыхать и знакомиться с московским бытом от средневековья до наших дней. Первая часть экскурсии «Бульварное кольцо» предлагает познакомиться с Гоголевским, Никитским, Тверским и Страстным бульварами.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина