Театр Сатиры (Триумфальная пл., 2)

Театр Сатиры – первый объект Булгаковской Москвы на нашем пути. Как раз здесь по тексту романа «Мастер и Маргарита» располагалось «Варьете», где Воланд давал сеанс чёрной магии. А во дворе театра Сатиры разместился сад «Аквариум», где Варенуха повстречался с Бегемотом и Азазело. И в этом же месте находился реальный Московский мюзик-холл. Здание перенесло множество реконструкций и много раз меняло свое название. Изначально в здании располагался цирк братьев Никитиных. Строение было круглым, как и полагается быть настоящему цирку. Построено оно было в 1911 году архитектором Нилусом.
Когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, в 1926 году въехал Московский мюзик-холл, затем Театр народного творчества, Театр оперетты и, наконец, Театр Сатиры. В 1963 году здание подверглось капитальной реконструкции и стало в большей степени походить на театр, чем на цирк. От старого здания остался только купол, который с высоты птичьего полёта напоминает летающую тарелку. В 1977-м в театре была поставлена пьеса «Бег». Интересно, что Театр Сатиры связан с судьбой Булгакова еще одной причудливой нитью. До переезда в это здание, театр ютился в Большом Гнездниковском переулке, 10, в так называемом доме Нирнзее, там же Булгаков познакомился со своей третьей женой – Еленой Сергеевной.
Слева от Театра Сатиры находится Концертный зал имени Чайковского. К жизни Булгакова он тоже имеет отношение, хотя и опосредованное. Середина 20-х годов, на которые приходится первый московский период жизни Михаила Афанасьевича, было удивительно бурным временем в молодом советском искусстве. В архитектуре расцветал конструктивизм, в живописи – постимпрессионизм и авангард. Экстравагантным новаторством в театре отличался Всеволод Мейерхольд. Его творчество, смелые интерпретации классических пьес вызывали споры, но популярность его выросла настолько, что принимается решение: на углу Тверской и Большой Садовой построить специальное здание для Театра Мейерхольда. С 1923 по 1936 год Мейерхольд был на вершине успеха, он возглавлял театральное общество, ездил с гастролями по зарубежным странам. Увы, в июне 1939 года он был арестован в Ленинграде и расстрелян 2 февраля 1940 года, тогда когда и Булгакову оставалось жить всего месяц.
Само здание Концертного зала достроено в конце 30-х по проекту знаменитого архитектора Дмитрия Николаевича Чечулина. За основу был взят проект мейерхольдовского театра с неординарным решением зрительного зала, который окружал сцену огромным полуциркульным амфитеатром. Зал на 1565 мест был открыт 12 октября 1940 года, после войны в нем был установлен орган чешской фирмы «Ригер-Клосс», сегодня это один из лучших концертных залов Европы.
Мы направимся к дому 302 «бис» – к дому №10 по Большой Садовой улице, где Булгаков после приезда в Москву поселился со своей первой женой Татьяной Лаппа.
-----
Кстати, откуда взялось такая странная нумерация дома, которую можно встретить скорее в Лондоне, но никак не в Москве? Здесь Булгаков играет словами. С одной стороны «бис» традиционно означает «второе здание, корпус». Но здесь же слово «бис» взято Булгаковым и из украинского языка. На нем писал Гоголь – любимый писатель и учитель Булгакова. «Бис» по-украински это «дьявол», «нечистая сила». Да и в латыни существует слово bisom, которое также переводится как «дьявол». Есть и другая версия: легендарный дом 302-бис по Садовой связан с реальным домом № 10 простой формулой: три и два в сумме составляют пять, а слово «бис» имеет значение «дважды», следовательно, дважды пять и являют нам настоящий адрес дома в романе. В любом случае, Булгаков очень хорошо был знаком с оккультными науками, в т.ч. с нумерологией, и потому в его романе ничего случайного нет.
Возвращаясь к Театру Сатиры, заметим, что фокусы, которые проделывал господин Воланд, не были вымыслом. В Москве начала XX века были действительно очень популярны сеансы черной магии. Фокусы того времени, их исполнители вполне могли подсказать Булгакову тот или иной сюжетный ход в описание сеанса, а клоуны – сатирики и конферансье, по-видимому, помогли действиям на сцене таких персонажей, как Коровьев, Бегемот, Жорж Бенгальский. Интересно отметить, что работу конферансье Булгаков знал не понаслышке: в начале своей московской жизни он работал конферансье в маленьком театре.
Известный булгаковед Борис Сергеевич Мягков указывает на то, что в Московском мюзик-холле выступали иностранные артисты – гастролеры, принимавшиеся, как и Воланд, в Варьете, с большим интересом. Грек Костако Касфикис показывал мистический фокус: летающую женщину; ему помогали ассистенты, одетые чертями. Не отсюда ли полет Маргариты на ведьминский шабаш? Был у Касфикиса и трюк «Фабрика денег». Американец-иллюзионист Данте (Гарри Янсен) выступал в образе Мефистофеля. Остроконечная бородка и характерный демонической грим позволяли ему создать тип настоящего дьявола-философа. Не исключено, что фокусы Данте могли стать для Булгакова одним из толчков для начала работы над романом в 1928 году, задуманном в его первых редакциях как повествование о похождениях дьявола в Москве.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Булгаковская Москва"

Информация по экскурсии

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Н. Фельдман
Читает: М. Берлина

В мире не так много писателей, чья судьба и творчество сплетается в единое целое с жизнью конкретного города. «Булгаковская Москва» столь же органичный и бесконечно глубокий мир, как и «Петербург Достоевского», «Прага Кафки», «Нью-Йорк Селенджера». Булгаков прожил в Москве всего двадцать лет с 1921 по 1940 год, но здесь он прошел свой путь от безвестного журналиста газеты «Гудок» до автора романа «Мастер и Маргарита», который признан шедевром мировой литературы. Булгаковская Москва – достаточно компактное пространство между Тверской и Остоженкой. Экскурсия по этим местам познакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам, и в которых поселил героев своих книг, со сложной для творческих людей эпохой 20-30-х годов, подарившей нашей культуре имя Мастера.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

Классическая обзорная экскурсия по Москве на автобусе

Приглашаем познакомиться с одной из древнейших и красивейших столиц мира. На два часа вы окунетесь в многовековую историю города и

Автор: Алексей

Классическая обзорная вечерняя экскурсия по Москве

Москва — город, которому невероятно идёт вечерний облик: здесь всегда бурлит жизнь. На этой экскурсии вас ждут главные визитные карточки

Автор: Ольга

Глухово — времён связующая нить

Ногинск — небольшой городок в Подмосковье. Даже коренные жители со временем забывают его историю. Но — поверьте — она достойна быть увековеченной! Вы исследуете старинный микрорайон

Автор: Евгения

Столичные маршруты: Чистые пруды и окрестности

Чистопрудный бульвар — любимое место для прогулок у москвичей: бродить по дорожкам, рассматривать по обе стороны от аллей фасады доходных домов, а по пути встречать актуальные городские

Автор: Марина

Ростокино: путевые дворцы, Смутное время и Выставка достижений

Вы узнаете о любимом путевом дворце Алексея Михайловича, Московской битве 1612 года, древнем Ярославском тракте и молельных походах в Лавру.

Автор: Ирина

Из Москвы — в Звенигород!

Вы узнаете историю Звенигорода от основания до наших дней. А также услышите, кто такой Савва Сторожевский, почему Юрия Звенигородского называют

Автор: Дмитрий

Дмитров — младший брат Москвы

Куда съездить на день из Москвы? Самобытный Дмитров на реке Яхрома — один из лучших ответов на этот вопрос. Приглашаю

Автор: Дмитрий

Сокольники от давних времен до наших дней

Чистый воздух, лес и спокойствие Сокольников испокон веков привлекали сюда людей. Здесь охотились цари, здесь провел детство и отрочество Петр

Автор: Наталья

Красная площадь для взрослых и детей

Думаете, Красная площадь уже ничем не сможет вас удивить? Спорим, вы заблуждаетесь? Я расскажу, какие тайны хранит Никольская башня, сколько

Автор: Любовь