Последняя квартира Булгакова (Нащокинский пер., 3/5)

Последние годы жизни писателя прошли в доме № 3/5 на улице Фурманова, ныне – Нащокинский переулок, параллельный Гоголевскому бульвару, между Сивцевым Вражком и Гагаринским переулком.
Этот дом находился на углу с Нащокинским переулком, названным по фамилии владельца большой усадьбы XVIII века капитана Петра Федоровича Нащокина. Усадьба не существует, по этому адресу находится вновь построенный дом.
С 1926-го Нащокинский переулок назывался улицей Фурманова. Здесь, в доме 14, провел последние годы жизни с 1923 по 1926 писатель Дмитрий Андреевич Фурманов. Дом сохранился, на нем мемориальная доска. Романы Фурманова «Чапаев» и «Мятеж» посвящены событиям Гражданской войны и приобрели в советское время широкую известность.
Летом 1932 года Булгаков вступил в первый писательский жилищный кооператив в Москве. Нащокинский переулок можно было бы назвать писательским. В так называемой «писательской надстройке» дома №3, к великому сожалению, снесенного по градостроительному плану в 1976 году, поселились Константин Тренев, Виктор Шкловский, Владимир Билль-Белоцерковский, Мате Залка, Виктор Ардов и многие другие известные писатели.
Михаил Афанасьевич въехал в новую квартиру с Еленой Сергеевной и её младшим сыном Серёжей 18 февраля 1934 года. У Булгакова были очень хорошие отношения с Серёжей, он занимался его воспитанием, и мальчик был к нему сильно привязан. Старший сын Женя остался с отцом, но тоже поддерживал хорошие отношения с Булгаковым.
Осенью 1933-го Осип Мандельштам получил квартиру в этом доме. Здесь же он написал знаменитое стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны.», и сюда же в ночь с 13 на 14 мая 1934 года приехали сотрудники ГПУ и увезли поэта на Лубянку.
В этом доме часто бывала Анна Ахматова. Она всегда останавливалась у Ардовых. Булгаков был дружен с Ахматовой и относился к ней с большим уважением. Он помог Анне Ахматовой составить письмо Сталину, когда арестовали мужа и сына поэтессы. Михаил Афанасьевич дал ей совет: письмо не печатать на машинке, а написать от руки. Это подействовало, через некоторое время обоих освободили, чтобы вновь их арестовать в 1938-м. Мужу Ахматовой Николаю Пунину так и не суждено было вернуться из лагеря.
Второй раз Булгаков сам написал письмо Сталину в поддержку Николая Эрдмана, репрессированного драматурга. В этот раз письмо не помогло. Но нельзя не оценить смелости Булгакова.
В доме у Булгаковых постоянно бывали люди. Вот как Елена Сергеевна описывала их самых близких друзей: «У нас был небольшой круг друзей, были художники – Дмитриев Владимир Владимирович, Вильямс Петр Владимирович, Эрдман Борис Робертович (брат драматурга). Это был дирижер Большого театра Мелик-Пашаев, это был Яков Леонтьевич Леонтьев, директор Большого театра. Все они с семьями, конечно, с женами. И моя сестра Ольга Сергеевна Бокшанская, секретарь Художественного театра, со своим мужем Калужским, несколько артистов Художественного театра: Конский, Яншин, Раевский, Пилявская. Это был небольшой кружок для такого человека, как Михаил Афанасьевич, но они у нас собирались почти каждый день…»
В это время Михаил Афанасьевич продолжает работать во МХАТе.
Следующие несколько лет Булгаков был занят на репетициях пьесы «Мольер», второе название «Кабала святош» параллельно, осваивая новую профессию: в спектакле «Пиквикский клуб» он довольно успешно сыграл маленькую роль Судьи. Премьера «Мольера» состоялась в феврале 1936 года, но спектакль прошел всего 7 раз. Снятие «Мольера» из репертуара привело к уходу Булгакова из МХАТа.
Вскоре после разрыва с МХАТом Булгаков начал писать роман «Записки покойника». Такой же подзаголовок и у произведения «Театральный роман», так что это одно и тоже произведение, но не закончил его, полностью сосредоточившись на романе «Мастер и Маргарита».
Сюжет «Театрального романа» во многом основан на конфликте Булгакова с главным режиссером Художественного театра Константином Сергеевичем Станиславским. Этот конфликт произошёл по поводу снятия постановки «Кабала святош» во МХАТе, после осуждающей статьи в газете «Правда». 24 февраля 1937 года писатель, как зафиксировано в дневнике его жены, впервые читал отрывки из «Театрального романа» своим знакомым, причем «чтение сопровождалось оглушительным смехом». Впервые «Театральный роман» был напечатан в журнале «Новый мир» только в 1965 году.
Служба во МХАТе тяготила писателя. Не найдя общего языка с руководством театра, он ждал удобного повода, чтобы покинуть дарованный ему Сталиным пост режиссера-ассистента. И когда 14 сентября 1936 года дирижер Большого театра Самуил Самосуд, будучи в гостях у Булгакова, произнес фразу: «Мы вас возьмем на любую должность», писатель поверил, что его жизнь может измениться к лучшему. Он написал два заявления: одно во МХАТ с просьбой освободить его от занимаемой должности, другое в Большой театр с просьбой зачислить его в штат в качестве либреттиста-консультанта.
Итак, осенью этого же, 1936-го года, опальный писатель, автор критикуемых в печати пьес, переменил службу. Администрация Большого театра радушно приняла нового служащего. Договор определил диапазон работы Булгакова: ему надлежало не только редактировать чужие либретто, но и сочинять собственные – по одному в год.
Но к моменту поступления в Большой театр Булгаков уже написал первый вариант оперного либретто «Минин и Пожарский». Поразительно, как писатель быстро освоил новый для него жанр: либретто было создано в предельно короткий срок, за один месяц летом 1936 года. Помогли ему в этом театральный художник Владимир Дмитриев в сообществе с заместителем директора Большого театра Яковом Леонтьевым.
Леонтьев был уверен, что к оперному либретто никто не станет придираться, и если «Минин и Пожарский» обретет сценическую жизнь, то писатель выберется из материальной нужды и сможет спокойно трудиться над романом «Мастер и Маргарита», о котором Михаил Афанасьевич думал всё больше и больше.
Увы, Дмитриев и Леонтьев ошиблись. Несмотря на хорошую музыку, которую сочинил Борис Асафьев, опера «Минин и Пожарский» не была поставлена на сцене Большого театра. Трудно сказать, кто был более сокрушен – писатель или композитор. Сохранившаяся между ними переписка позволяет сделать вывод, что Булгаков проявил стойкость: он давно закалился в подобных ситуациях и был готов к любым неприятностям. Асафьев же, как ни странно, оказался в более угнетенном состоянии: ему чудилось, что его ценят, прежде всего, как музыковеда, и никто не хочет признать его композиторское дарование. Либретто «Минин и Пожарский» переписывалось много раз, но всё равно не нравилось чиновникам от власти: булгаковская концепция гуманизма, концепция, лишенная классовых и национальных предрассудков не могла быть принята. В итоге к большому огорчению Бориса Асафьева и Михаила Афанасьевича опера так и не была поставлена.
Булгаков продолжал работать в Большом театре. Он написал либретто к операм «Черное море» (композитор Сергей Иванович Потоцкий), в соавторстве с В. Воиновым «Дружба» (композитор Василий Павлович Соловьев-Седой); осталось незавершенным либретто к опере «Рашель» (композитор Исаак Осипович Дунаевский). Последние годы жизни Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто. И писал свой главный роман.
В 1939 году Михаил Афанасьевич предпринял попытку возобновить сотрудничество с МХАТом. Он пишет пьесу о молодом Сталине. В этом очень заинтересован театр, поскольку приближается шестидесятилетие вождя. Булгаков работает с увлечением, как всегда, Елена Сергеевна была верным помощником. Пьеса называлась «Батум». Писатель с женой отправились в творческую командировку в солнечную Аджарию. Но, когда они уже ехали в поезде, в вагон вошла почтальон с извещением, в котором сообщалось, что необходимость в командировке отпадает и Булгакову нужно срочно возвращаться в Москву.
Герой булгаковской пьесы «Батум» – молодой революционер, фигура романтическая. Не понятны действия Сталина, давшего сначала в мае 1939 года Немировичу-Данченко разрешение ставить пьесу, а уже через 3 месяца переменившего свое решение. Пьеса была запрещена к постановке, и истолкована политическими верхами, как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова и привело к резкому ухудшению его здоровья, обострилась тяжелая болезнь почек.
Но всё-таки главной целью жизни Булгакова был роман «Мастер и Маргарита», над которым он работал около 10 лет. Он дважды сжигал его, переписывал, меняя сюжетные линии и имена персонажей, как и само его название. Работая над романом, Булгаков делал заметки на полях: «Помоги, Господи, кончить роман», «Дописать раньше, чем умереть». Здесь, в Нащокинском переулке, роман «Мастер и Маргарита» был закончен
Здоровье Булгакова тем временем резко ухудшилось, он терял зрение. Елена Сергеевна и друзья, как могли, поддерживали его. В феврале 1940 года самые знаменитые мхатовцы: Тарасова, Качалов, Хмелев, все – любимые артисты Сталина, пошли на крайнюю меру – отправили письмо вождю. Они описали тяжелое состояние писателя, просили дать возможность больше ставить его пьесы. Это могло поддержать Булгакова. Письмо осталось без ответа. Секретарь Союза писателей Фадеев навестил умирающего.
15 января 1940 года Елена Сергеевна Булгакова записала в дневнике: «Миша, сколько хватает сил, правит роман, я переписываю». Правка была прекращена 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до смерти Булгакова. Последние мысли и слова умирающего писателя были обращены к этому произведению, вместившему всю его творческую жизнь.
На последних предсмертных фотографиях лицо Михаила Афанасьевича, несмотря на все страдания и муки, освещено улыбкой. Он смог завершить задуманное. Роман дописан до конца.
Мы направляемся к Мансуровскому переулку. Переулок был назван Мансуровским по фамилии домовладелицы Аграфены Мансуровой. Многие считают, что переулок именовался в честь актрисы, но это неправильно. Знаменитая Цецилия Мансурова, выбирая себе псевдоним (настоящая ее фамилия – Воллерштейн), просто вспомнила тот переулок, где она училась актерскому мастерству в студии Вахтангова.
Путь к дому Мастера лежит через Пречистенку, о ней и ее роли в творчестве Булгакова мы расскажем по пути.
-----
Улица сложилась в XVI веке как дорога из Кремля в Новодевичий монастырь, основанный в 1524 году великим князем Василием III в память освобождения Смоленска из-под польского владычества. Улицу стали называть Чертольской, поскольку местность возле ворот Белого города, где она начиналась, называлась Чертольем, да и сами ворота назывались Чертольскими.
Свое название местность получила по ручью ЧерторЫй, который вытекал из Козьего болота, протекал вдоль нынешнего Бульварного кольца и впадал в Москву-реку. Вот и еще одно мистическое совпадение – маршрут Булгаковской Москвы идет вдоль русла бывшего ручья с «нехорошим названием». Сильно наполняясь водой весной и летом во время ливней, ручей промыл возле Чертольских ворот глубокий овраг. В народе такой овраг называли черторoем. Поэтому местность стали называть Черторьем, а затем Чертольем. Превращение «р» в «л» не изменило первоначального значения слова: в том смысле, что «чёрт рыл этот овраг». Невинное слово получило нечистый подтекст. Это и побудило набожного царя Алексея Михайловича издать указ о переименовании Чертольской улицы в Пречистенскую по иконе Пречистой Божьей Матери. Со временем в разговорной речи название укоротилось до Пречистенки.
В 1921 году улица Пречистенка была переименована в Кропоткинскую в честь русского революционера-анархиста Петра Кропоткина, который родился в одном из Пречистенских переулков — в Штатном (с 1921 года — Кропоткинский). Историческое название возвращено улице в 1991 году. С Пречистенки началось знакомство с Москвой молодого Михаила Булгакова – здесь жили его родственники и друзья. Потом тут «поселятся» любимые герои писателя: на самой Пречистенке – профессоры Преображенский и Персиков, в ее ближайших переулках – Мастер и Маргарита.
В доме № 9 на Пречистенке жил друг писателя, художник группы «Бубновый валет» Борис Шапошников. Обе русские столицы были обязаны ему великолепными музеями: в Петербурге он устроил музей в последней квартире Пушкина на Мойке, а в Москве – интереснейший музей дворянского быта в доме Хомякова на Собачьей площадке (она была разрушена при строительстве проспекта Калинина).
Булгаков часто приходил в квартиру Шапошникова и описал его дом в своей самой «пречистенской» повести «Собачье сердце»: на первом этаже был магазин «Центрохоза», в котором профессор Преображенский купил краковской колбасы «с райским запахом чеснока и рубленой конины». Этот запах и привлек Шарика, сидевшего напротив, у ворот дома. Судя по описанию, Шарик сидел у ворот дома № 16. С 1922 года здесь находится Дом учёных.
Следующую страницу булгаковской Пречистенки открывает импозантный дом № 13 на углу Лопухинского переулка. Он был построен в 1912 году архитекторами школы «русского модерна» Густавом Гельрихом и Никитой Лазаревым для сдачи квартир в наем. Такие дома назывались доходными – они приносили немалый капитал своим владельцам, если те не скупились на отделку и меблировку. Дом 13 был поистине роскошен – огромные квартиры в семь комнат с высокими лепными потолками, дубовым паркетом и мраморной парадной лестницей. Жить в нем могли позволить себе только очень состоятельные люди: на шестом этаже две квартиры до революции занимал Александр Петрович Фаберже – родственник знаменитого московского ювелира.
После событий 1917 года Фаберже пришлось бежать из России, бросив в доме все свое имущество. Долго ходили слухи о тайниках, якобы оставленных Фаберже в стенах пречистенской квартиры. В конце 70-х годов дом поставили на капитальный ремонт, и тогда в стене одной из квартир действительно обнаружили тайник с серебром.
После революции жильцов дома «уплотнили», устроив огромные коммунальные квартиры по одной комнате на семью. В бывшие владения Фаберже вселилась коммуна молодых художников, среди которых были члены группы «Бубновый валет» и друзья Михаила Афанасьевича.
Вскоре сюда стал часто наведываться и сам писатель, совсем недавно приехавший в Москву. Многое из этого дома перенес Булгаков на страницы своих произведений – ювелиршу Анну Францевну Фужере в романе «Мастер и Маргарита», огромную люстру на цепи, где раскачивался кот Бегемот, вестибюль с мраморной лестницей и бельэтаж «калабуховского дома», где жил профессор Преображенский.
Сам «калабуховский дом» (№ 24) стоит наискосок – на правой стороне Пречистенки на углу Чистого (до революции – Обухова) переулка. Он построен в 1904 году архитектором той же «школы русского модерна» Семёном Кулагиным (в повести он – Калабухин, отсюда «калабуховский дом»). В царское время здесь жил родной дядя писателя Николай Михайлович Покровский, известный в Москве врач-гинеколог. Его квартира оказалась первым московским пристанищем молодого Булгакова: в 1916 году он приезжал сюда с женой Татьяной Лаппа погостить на неделю.
Доктор Покровский любил напевать «Аиду», говорил громко и внушительно, носил пушистые усы и остроконечную бородку и своим видом очень напоминал средневекового французского рыцаря. Он и послужил прототипом профессора Преображенского. Образ получился симпатичный и внушающий уважение, но все же в нем была заметна легкая авторская ирония. Недаром же Покровский очень обиделся на талантливого племянника за столь живой литературный портрет.
Процитируем небольшой отрывок из воспоминаний Сергея Ермолинского близкого друга Булгакова, где тема «Пречистенки» дана широко и подробно.
«...На бывшей Пречистенке, в ее тесных переулках, застроенных уютными особнячками, жила особая прослойка тогдашней московской интеллигенции. Территориальный признак здесь случаен (не обязательно «пречистенцу» жить на Пречистенке), но наименование это не случайно. Именно здесь исстари селилась московская профессура, имена ее до сих пор составляют гордость русской общественной жизни. Здесь находились и наиболее передовые гимназии – Поливанова, Арсеньевой, Медведевское реальное училище и 1-я Московская гимназия. В наше время эти традиции как бы продолжались, но они теряли живые корни, продолжая существовать искусственно, оранжерейно. Об этом сатирически повествует неоконченный роман общего нашего с Булгаковым друга Наталии Алексеевны Венкстерн «Гибель Пречистенки» (рукопись еще при жизни покойной писательницы передана в ЦГАЛИ)».
В начале января 1924 года на вечере, устроенном редакцией «Накануне» в честь писателя Алексея Николаевича Толстого, Булгаков познакомился с Любовь Евгеньевной Белозерской. Это привело к тому, что в октябре этого же года Михаил Афанасьевич переехал к ней, расставшись с неизменно преданной ему Татьяной Николаевной Лаппа. Брак Булгакова и Белозерской был зарегистрирован 30 апреля 1925 года.
Белозерская по происхождению была из старинного дворянского рода князей Белосельских-Белозерских. В феврале 1920 года она вышла замуж за известного журналиста Илью Василевского. В этом же году она с мужем из Одессы отбыла в Константинополь, где они познали горечь эмиграции. Затем они переехали во Францию: в Марсель, а далее в Париж, где Василевский стал издавать собственную газету «Свободные мысли», скоро прекратившую свое существование из-за отсутствия средств. Зимой 1921-22 года она с мужем переехала в Берлин, где Василевский стал сотрудничать в просоветской газете «Накануне», активно печатавшей тогда очерки и фельетоны Булгакова. Так что Белозерская сначала познакомилась с творчеством Михаила Афанасьевича, а затем лично. Любовь Евгеньевна, вернувшись из эмиграции в 1923 году, быстро сблизилась с «пречистенской» интеллигенцией и помогла войти в этот круг и Михаилу Афанасьевичу.
Именно ей, Любови Евгеньевне Белозерской, были посвящены пьеса «Кабала святош», повесть «Собачье сердце». История эмиграции Белозерской, ее рассказы и воспоминания послужили написанию пьесы «Бег».
Любовь Евгеньевна и Михаил Афанасьевич живут в пречистенских переулках: с ноября 1924 года до июня 1926 года – в Чистом (Обуховом) переулке, 9, с июля 1926 года до июля 1927 года – в двух комнатках особнячка в Малом Левшинском переулке, 4; а потом переезжают на продолжение Пречистенки, Большую Пироговскую, 35а, в трехкомнатную квартиру на первом этаже. Здесь Булгаков оставался до февраля 1934 года (сначала с Любовью Евгеньевной, потом с третьей женой – Еленой Сергеевной). Отсюда он переезжает в Нащокинский переулок.
Таким образом, улица Пречистенка имела большое значение в жизни и творчестве Булгакова в Москве.
Пройдя по Пречистенке, свернём налево и попадём в самое сердце «булгаковской Пречистенки» – в Мансуровский переулок.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Булгаковская Москва"

Информация по экскурсии

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Н. Фельдман
Читает: М. Берлина

В мире не так много писателей, чья судьба и творчество сплетается в единое целое с жизнью конкретного города. «Булгаковская Москва» столь же органичный и бесконечно глубокий мир, как и «Петербург Достоевского», «Прага Кафки», «Нью-Йорк Селенджера». Булгаков прожил в Москве всего двадцать лет с 1921 по 1940 год, но здесь он прошел свой путь от безвестного журналиста газеты «Гудок» до автора романа «Мастер и Маргарита», который признан шедевром мировой литературы. Булгаковская Москва – достаточно компактное пространство между Тверской и Остоженкой. Экскурсия по этим местам познакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам, и в которых поселил героев своих книг, со сложной для творческих людей эпохой 20-30-х годов, подарившей нашей культуре имя Мастера.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

Классическая обзорная экскурсия по Москве на автобусе

Приглашаем познакомиться с одной из древнейших и красивейших столиц мира. На два часа вы окунетесь в многовековую историю города и

Автор: Алексей

Огни Москвы: классическая обзорная

Москва — город, которому невероятно идёт вечерний облик: здесь всегда бурлит жизнь. На этой экскурсии вас ждут главные визитные карточки

Автор: Ольга

Весь центр Москвы пешком и на автобусе

На этой авто-пешеходной прогулке перед вами предстанет вся Москва — с её парадными площадями и пышными парками, роскошными усадьбами, монументальными зданиями советской эпохи и зеркальными небоскребами.

Автор: Алексей

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Хулиганская Хитровка

Некогда один из самых неблагополучных кварталов столицы сегодня хорошо благоустроен и очаровывает спокойствием. Предлагаю вам прогуляться по хитровским переулкам и узнать о прошлом этого района

Автор: Elena

11 неожиданных дворов Москвы

Удивляться и еще раз удивляться! Вы обнаружите, что, гуляя задворками в двух минутах у Кремля, можно наткнуться на очень интересные и неожиданные достопримечательности. Это самая настоящая

Автор: Юлия

Экскурсия по Московскому Кремлю

В ансамбле мощной крепости в самом центре Москвы отражена история государства, сила духовного наследия и богатство культуры. Успенский собор, помнящий

Автор: Ольга

Экскурсия в Оружейную палату

Прошлое России и ее богатства окажутся в центре внимания на этой экскурсии. Вы попадете в залы Оружейной палаты, заполненные бесценными

Автор: Ольга

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Самобытное Замоскворечье

В названиях улиц и храмов Замоскворечья словно отразилась вся московская история — здесь каждый уголок дышит стариной. Район на другом берегу реки, населённый разными

Автор: Оксана

Москва-Сити — история столичных небоскребов

Москва-Сити — это настоящий город в городе. Я расскажу, как на месте промзоны появился современный огромный комплекс, кто придумал этот

Автор: Татьяна

Интерактивная прогулка «Айда в кино!»

Задача нашего мини-путешествия — встретиться с волшебной реальностью кинематографа. На моей экскурсии каждый может почувствовать себя частью этого мира, примеряя разные роли и воссоздавая

Автор: Наталья

Знаки и символы вокруг Московского Кремля

Эта экскурсия откроет перед вами самые значимые страницы русской истории, а главные достопримечательности Московского Кремля предстанут с совершенно новой, символической

Автор: Юрий

Москва с французским акцентом

Французские бульвары, легендарные парфюмерные фабрики, католические церкви, маленькие бистро с круассанами и даже Эйфелева башня — всё это можно найти

Автор: Лариса

Парк Зарядье по выходным

Приглашаю сравнить два облика столицы — древний и наших дней. Вы прогуляетесь по исторической части Москвы, увидите Нулевой километр, боярские

Автор: Алексей