Патриаршие пруды

Патриаршие пруды расположены недалеко от Садового кольца: между улицей Малой Бронной и переулками Малым Патриаршим и Ермолаевским. Что же это за место – Патриаршие пруды, которое становится точкой отсчета в романе «Мастер и Маргарита»?
У него довольно любопытная история. Когда-то здесь располагалось Козье болото или в народе Козиха. По имени болота получили свое название Большой и Малый Козихинский переулки. В конце XVII века это место своей резиденцией выбрал Патриарх Иоаким, и на месте болота появилась Патриаршая Слобода.
По одной из версий – слово «болото» употребляется как название места, где торговали битым скотом, привезенным из святительских патриарших вотчин. По другой версии здесь действительно была болотистая местность, и Козьим болото называлось потому, что находилось поблизости козьего двора. С козьего двора шерсть отправлялась к царским и патриаршим резиденциям.
В XVII веке Патриаршие пруды содержались в чистоте. Но с годами их забросили и забыли. Только в 1812 году почистили и разбили сквер. Место становится средоточием московской и русской культуры. В этом районе жил поэт Иван Дмитриев. У него в гостях бывали Карамзин, Пушкин, Гоголь, Баратынский. На Патриаршие пруды, где зимой заливали каток, Лев Николаевич Толстой привозил кататься на коньках своих дочерей. По аллеям сквера прогуливался другой Толстой – Алексей Николаевич.
Неподалеку от Патриарших прудов жил Владимир Маяковский. В этих местах провел единственную зиму в Москве Блок. Рядом с прудами снимали мастерские живописцы: Василий Суриков, Василий Поленов, творили архитекторы Федор Шехтель, Иван Жолтовский, Лев Руднев. Близ Патриарших прудов жил великий ученый Иван Сеченов.
В недавнем прошлом пруды назывались Пионерскими. А один из переулков около прудов называется Трёхпрудным. Прудов было три, а в настоящее время остался только один. Старое название надолго не сохранилось. Сейчас это историческое место по-прежнему называется Патриаршими прудами.
Итак, на Патриарших прудах начинается действие романа «Мастер и Маргарита». «Однажды на Патриарших прудах в час небывало жаркого заката появилось два гражданина». Принято считать, что Бездомный с Берлиозом сидели на третьей лавочке слева на восточной стороне пруда, выходящей на Малую Бронную.
Существует масса важных подробностей в романе. Обратим на них внимание. Например, мы помним, что литераторы пили абрикосовую воду, которая пахла парикмахерской. Действительно, в начале века на месте ресторанчика на воде стояла будочка «Пиво – воды». А на углу Малой Бронной и Ермолаевского переулка был магазин «Коммунар», где Аннушка предположительно покупала подсолнечное масло.
Несмотря на всю фантастичность своих произведений, Булгаков, как настоящий художник, многие вещи писал с натуры. Например, туристов часто интересует вопрос, ходил ли здесь знаменитый трамвай, который отрезал голову Берлиозу. Мы, к сожалению, не можем точно ответить на этот вопрос. Документально это не подтверждено (на старых картах Москвы трамвайных линий в этих местах не указано). Однако старожилы утверждают, что трамвай все-таки ходил, но не пассажирский, а грузовой для ремонтных работ. Совершенно точно, что трамвай ходил по Большой Садовой как раз мимо дома Булгакова. Так что вполне вероятно, что трамвай был перенесен с Большой Садовой на Патриаршие фантазией автора.
В первые годы жизни в Москве Булгаков часто приходил гулять на Патриаршие пруды. Михаил Афанасьевич особенно любил вечерние прогулки. Он приглашал сюда Елену Сергеевну и во время прогулки как-то сказал ей: «Здесь они увидели его в первый раз». Булгаков, конечно же, имел в виду Воланда.
Вообще, вначале Булгаков задумывает роман о дьяволе и рассматривает следующие варианты названия: «Копыто инженера», «Фантастический роман», «Великий Канцлер». И только после знакомства с Еленой Сергеевной Шиловской он вводит тему любви и делает ее центральной в своем произведении.
Обратим внимание на дом, который был построен архитектором Кондратенко в стиле «модерн» в 1912 году, около Патриарших прудов. Здание находится на улице Малая Бронная, дом 32. Высокий дом с башнями нависает над зеркалом Патриарших прудов и как будто сливается с ними в единое целое, усиливая мистическое ощущение от этих мест. Неслучайно этот дом был описан в рассказе Булгакова «Спиритический сеанс». Здесь, в квартире № 24, жили друзья Булгакова – братья Крешковы. Они на самом деле проводили «магические» сеансы, и Михаил Афанасьевич бывал участником подобных мероприятий.
Один из друзей Булгакова вспоминает, что как-то во время полнолуния писатель привел сюда Елену Сергеевну. Их встретили два загадочных человека: один – седобородый старик, другой – юноша лет двадцати пяти. Когда все гости расселись, старик взглянул на Елену Сергеевну и обратился к Булгакову: «Можно мне поцеловать Вашу жену». Затем он целует Елену Сергеевну, смотрит ей в глаза и говорит: «Ведьма». Булгаков воскликнул: «Как он угадал»? Ведь Михаил Афанасьевич уже работает над романом и представляет Елену Сергеевну в образе Маргариты.
Вкратце расскажем и об истории с памятником Михаилу Афанасьевичу Булгакову, которая разворачивалась, само собой, в булгаковском духе.
С 1976 года на Патриарших с северной стороны уже находился памятник русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы архитекторов Древина и Митлянского. Спустя четверть века, Правительство Москвы решило поставить памятник Булгакову и героям его романа на Патриарших прудах. Конкурс выиграл известный московский скульптор Александр Рукавишников, кстати, живущий в доме № 10 по Большой Садовой улице. Тот самый, который создал памятники Юрию Никулину, Фёдору Достоевскому, а также великолепный памятник писателю Набокову в Монтрё, в Швейцарии.
По проекту Рукавишникова монумент писателю состоял из трех частей: бронзовый Булгаков, который сидит на сломанной скамейке; Христос, идущий по воде пруда, и примус Сатаны, высотой в 12 метров, с барельефом, на котором должны были быть изображены сцены из романа. Примус и Булгаков должны были оказаться на восточной стороне пруда, там где находится «спиритический» дом 32 по Малой Бронной, там где Берлиоз и Бездомный встретились с Воландом. Однако местные жители дружно восстали против памятника. Ни Булгаков, ни Христос, ни барельеф возражений не вызвали, москвичей возмутил примус. Примус сочли настоящим гимном черту, монументом в честь нечистой силы.
Был создан общественный комитет по борьбе с памятником, в мэрию посыпались коллективные письма протеста. На заседании Градостроительного совета Москвы было принято решение о переносе строительства памятника из центра столицы в район Университета, на склон Воробьевых гор, на площадку неподалеку от Андреевского монастыря, откуда открывается замечательный вид на панораму города и где, кстати, заканчивается действие романа. Правда, на примусе был поставлен окончательный крест.
От прежнего замысла остались только две фигуры – бронзовый Булгаков на сломанной скамейке и Христос. Только теперь он идет не по воде, а шагает по земле. Когда в июле 2004 года начались подготовительные работы на новом месте, теперь уже неожиданно прозвучало заявление директора синодальной библиотеки Московского патриархата протоирея Бориса Даниленко. «Мы не против Булгакова и его знаменитого романа, – сказал священник, – тем более что многие люди через этот текст пришли к вере. Но не надо смешивать разные жанры: здесь, у стен Андреевского монастыря, прежде было кладбище, массовое захоронение горожан, умерших в средние века от моровой язвы. Там, где кладбище, должно быть кладбище, и это место должно быть непопираемо. Идея установки такого памятника на братской могиле – это нечто в духе проделок Воланда».
В итоге, на сегодняшний день памятника Булгакову в Москве до сих пор, к сожалению, так и нет. А часть макета памятника – Булгаков сидящий на сломанной скамейке – стоит в Культурном центре «Булгаковский Дом».
Хотим мы того или нет – получается, что не только роман «Мастер и Маргарита», жизнь самого Булгакова, но даже и процесс создания памятника Булгакову в Москве – тоже имеет свой мистический смысл.
Скульптор Рукавишников в одном из своих интервью сказал: «Одно хорошо – теперь я могу стать мастером по примусам, у меня очередь на них – заказывают японцы, китайцы, корейцы. Если так дальше пойдёт, я могу всё бросить и дальше делать только примусы»
В «Мастере и Маргарите» Иванушка становится свидетелем чудовищного происшествия, предсказанного Воландом, но, прежде чем последовать по маршруту Ивана, догоняющего загадочного консультанта и его банду, обратим внимание еще на одно место на углу Патриарших прудов. Оно обычно в маршруты по булгаковской Москве не входит, а очень жаль. Это кафе «Маргаритка». В «Маргаритке» по вечерам очень уютно. Всё кафе превращается в маленький оркестр. Звучат старинные романсы, исполняемые на разных европейских языках. Посетителям раздают музыкальные инструменты в виде погремушек и трещоток. Таким образом, присутствующие становятся не только слушателями, но и участниками концерта. Волшебные звуки скрипки и рояля – как приятно и легко на душе. Ну и, конечно же, здесь можно отведать замечательные блюда.
Мы направляемся к улице Спиридоновка.
-----
По Спиридоновке, как мы помним, бежит Иван Бездомный, пытаясь догнать Воланда и его помощников. Многие герои в романе Булгакова имеют литературных прототипов. Прототипом Иванушки был поэт Демьян Бедный, написавший множество антирелигиозных поэм. Многие исследователи считают также, что образ Бездомного восходит к русскому Иванушке Дурачку.
Мы помним, что в романе Мастер говорит ему: «Впрочем, вы… вы меня опять-таки извините, ведь я не ошибаюсь, вы человек невежественный?». Именно, наивность, дремучесть Ивана позволят ему в конце романа совершенно измениться. После знакомства с Мастером он больше не будет писать стихов. У него появится желание заниматься большой серьезной литературой. Вовлеченный в историю Мастера и Маргариты, Пилата, Иешуа и Воланда, Иван станет профессором Института истории и философии, учеником, последователем Мастера.
Здесь следует, на наш взгляд, сделать некоторое отступление.
Судьбы Иванушки Бездомного и Демьяна Бедного складываются по-разному, но какое-то пророческое начертание реальному поэту в романе все же угадывается.
Демьян Бедный в 1938 году послал в газету «Правда» памфлет на фашистскую Германию под названием «Ад». Редакция газеты вернула ему памфлет с угрожающей его жизни резолюцией Сталина. Больной диабетом поэт получил при этом жесточайший нервный стресс и, как следствие, многочисленные сердечные приступы. Его выгнали из Кремля, где у него была квартира, и отобрали партийный билет.
В конце жизни Демьян Бедный понял, что его фельетонный, басенный стих – так называемая злободневная поэзия – оказался власти уже не нужен, а свой лирический дореволюционный талант он похоронил. Его перестали печатать. Во время Великой Отечественной Войны он оказался вновь востребованным, его опять стали публиковать. Он дожил до Победы, но от перенесённых переживаний так и не оправился и 25 мая 1945 года умер от сердечного приступа.
Здесь опять сказалось мистическое свойство романа «Мастер и Маргарита». Воланд, прототипом которого, возможно, был сам Сталин (вспомним, что профессор Воланд говорил по-русски то хорошо, то с акцентом), предрекает будущую трагическую судьбу Ивану Бездомному, прототипом которого и был Демьян Бедный.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Булгаковская Москва"

Информация по экскурсии

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Н. Фельдман
Читает: М. Берлина

В мире не так много писателей, чья судьба и творчество сплетается в единое целое с жизнью конкретного города. «Булгаковская Москва» столь же органичный и бесконечно глубокий мир, как и «Петербург Достоевского», «Прага Кафки», «Нью-Йорк Селенджера». Булгаков прожил в Москве всего двадцать лет с 1921 по 1940 год, но здесь он прошел свой путь от безвестного журналиста газеты «Гудок» до автора романа «Мастер и Маргарита», который признан шедевром мировой литературы. Булгаковская Москва – достаточно компактное пространство между Тверской и Остоженкой. Экскурсия по этим местам познакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам, и в которых поселил героев своих книг, со сложной для творческих людей эпохой 20-30-х годов, подарившей нашей культуре имя Мастера.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина