Особняк Рябушинского (М. Никитская, 6/2)

Самое известное творение Фёдора Осиповича Шехтеля – это особняк в стиле модерн на Малой Никитской улице дом 6/2, который строился с 1900 по 1904 год по заказу видного деятеля старообрядческого движения, банкира, коллекционера и мецената Степана Павловича Рябушинского.
Официально дом принадлежал его жене. В башне особняка была устроена старообрядческая моленная, стены которой были украшены характерной для модерна живописью – спиралевидными завитками на темно-коричневом фоне. В моленной хозяин разместил свою превосходную коллекцию русских икон. После национализации в 1918 и 1919 годах личной коллекции Рябушинского более 50 икон XIV-XVI веков поступило в Третьяковскую галерею.
Особняк на Малой Никитской представлял собой яркий образец нового типа богатого индивидуального жилища. Архитектором был блестяще реализован принцип организации внутренних помещений по спирали. Главным в оформлении интерьера особняка является волна, символ вечного движения и жизни. Парапет парадной лестницы из зеленовато-серого мрамора напоминает движение морских волн.
Особняк Рябушинского имеет богатую историю. В советское время в нем поочередно размещались различные учреждения. С 1919 года в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 годы – Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР Максиму Горькому. Здесь прошли последние годы жизни основателя советской литературы. Спустя 30 лет в 1965-м в особняке был открыт мемориальный музей-квартира писателя, существующий по сей день. Вход в музей бесплатный, чем советуем воспользоваться при случае: благодаря имени пролетарского писателя обстановка особняка Рябушинского практически подлинная.
Правда, Горький, проживший здесь с 1931 по 1936 годы, вообще не очень любил особняк, считал его нелепым. Счастья новый дом Горькому не принес. В последние годы жизни все действия Горького были под наблюдением органов, и охрана часто к нему просто не пускала ненужных посетителей. Да и в целом обстановка была похожа на тюремную: на каждой занавеске, на каждом стуле и столе стоял инвентарный номер. «Золотая клетка» да и только.
Мы уже говорили о параллели между Горьким и образом Мастера на предыдущей остановке. Существует также версия, что сам Сталин ввел термин «Мастер» так же, как и прикрепил к нему титул «лучшего пролетарского писателя». Кроме того, существует некоторое сходство в характере Горького и Мастера. Например, Горькому было свойственно некоторое позерство, он обожал фотографироваться. Здесь уместно вспомнить, как Мастер, беседуя с Бездомным, поворачивался к нему в профиль в лунном свете, демонстрируя букву М на шапочке и повторяя: «Я Мастер». Наконец, в романе Мастер отказывается от своего прежнего имени, и мы так его и не узнаем, и Максим Горький тоже, как известно, – лишь псевдоним, с годами полностью вытеснивший подлинное имя писателя.
Но, конечно же, образ Мастера во многом и автобиографичен. Обстановка травли, в которой оказался Булгаков во второй половине 20-х годов, весьма напоминает обстоятельства, о которых рассказывает Мастер в романе. Это и полное отрешение от литературной жизни, и отсутствие средств к существованию. Постоянное чувство тревоги и ожидание, что может случиться что-то, ведь статьи и доносы на Булгакова имели не только литературный, но и политический характер. Кульминацией всей этой ситуации, тянувшейся несколько лет, стало письмо Булгакова к советскому правительству. Вот отрывок из письма: «У меня, драматурга, написавшего пять пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, – нищета, улица и гибель».
Также одним из прототипов мастера мог бы быть Осип Мандельштам, с которым Булгаков был хорошо знаком. В середине 30-х годов Мандельштам был арестован и сослан в Чердынь на северный Урал. Вследствие этого у него было сильное психическое расстройство. Мандельштам пытался покончить жизнь самоубийством. Тут уместно вспомнить сон Маргариты. Мы помним, что Мастер ей приснился под пасмурным небом в серой унылой местности. Он выходил из бревенчатого здания. Волосы всклочены, глаза больные, встревоженные. Все это очень напоминает ссылку. Наверняка обстоятельства первой ссылки Мандельштама должны были быть известны Булгакову.
Обратим внимание на огромный храм прямо напротив Особняка Рябушинского, о нем мы узнаем подробнее по пути к следующей остановке. По Тверскому Бульвару мы направляемся к дому 25, ныне Литературному институту имени Максима Горького, ставшему прототипом «Дома Грибоедова».
-----
Пройдем по Тверскому бульвару мимо памятника Тимирязеву. Памятник работы скульптора Сергея Дмитриевича Меркурова был установлен в 1923 году. Как мы помним, здесь пробегали Коровьев с Бегемотом, о чем потом рассказывали Воланду.
Тверской бульвар один из самых литературных бульваров Москвы. В его начале, на стыке с Никитским бульваром, находится церковь Большое Вознесение (или точно – Вознесения Господня за Никитскими воротами), которая является доминантой Площади Никитских ворот и одним из лучших образцов московского ампира. Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 году, в конце 17-го века он был заменен каменным, поставленным на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I.
Ныне существующий храм был задуман как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был светлейший князь Потемкин – Таврический. Но смерть полководца помешала князю выполнить задуманное, тем более что требовалось укрепление фундамента. В 1798 году душеприказчики князя начинают строительные работы. Чтобы отличить новую церковь от старой Вознесенской, поставленной Натальей Кирилловной, и от церкви Вознесения на Большой Никитской, 18, строящуюся церковь стали называть Большое Вознесение .
Строительство растянулось на полвека. От нарышкинской церкви осталась только шатровая колокольня. Для литературной жизни Москвы и всей России ценность этого храма в том, что здесь в 1831 году в еще неоконченной церкви венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Послереволюционная история весьма характерна для атеистических вакханалий новой власти, за которыми, безусловно, не мог равнодушно наблюдать Михаил Булгаков. В 1931 г. Большое Вознесение закрыто, колокольня разрушена. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук. В 1987 г. планировалось устроить концертный зал. В 1990 году храм возвращен верующим. Храм отреставрирован, заново выстроена колокольня.
Ну, а о самом Тверском бульваре писали Александр Пушкин и Константин Батюшков, его название упоминается в стихах молодого Лермонтова и в строках бессмертной комедии « Горе от ума» Грибоедова. Здесь встречаются герои повести Сологуба «Тарантас», романа Льва Толстого «Анна Каренина».
Тверской бульвар начали обустраивать в конце XVIII века, когда убрали остатки старинной крепостной стены Белого города. Это вызвало немало недовольства у окрестных жителей, которые использовали данное место для выгула домашних животных. Начало бульвару дали 4 ряда березок, которые и составили главную аллею. Сюда, на бульвар, перешло главное гуляние от Кремлевской набережной, где было неуютно и сыро. Бульвар был еще мал, березки не давали тени, и пыли было предостаточно, но все же москвичи полюбили Тверской бульвар. В XVIII – XIX веках он был модным местом для гуляния. Здесь можно было узнать последнюю моду и новость; всех повидать и себя показать. Публику веселил оркестр. После 1812 года на Тверском бульваре высадили липы, устроили дорожки, клумбы, выстроили беседку, где играл оркестр и можно было выпить кофе, чай и прохладительные напитки.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Булгаковская Москва"

Информация по экскурсии

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Н. Фельдман
Читает: М. Берлина

В мире не так много писателей, чья судьба и творчество сплетается в единое целое с жизнью конкретного города. «Булгаковская Москва» столь же органичный и бесконечно глубокий мир, как и «Петербург Достоевского», «Прага Кафки», «Нью-Йорк Селенджера». Булгаков прожил в Москве всего двадцать лет с 1921 по 1940 год, но здесь он прошел свой путь от безвестного журналиста газеты «Гудок» до автора романа «Мастер и Маргарита», который признан шедевром мировой литературы. Булгаковская Москва – достаточно компактное пространство между Тверской и Остоженкой. Экскурсия по этим местам познакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам, и в которых поселил героев своих книг, со сложной для творческих людей эпохой 20-30-х годов, подарившей нашей культуре имя Мастера.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина