Особняк Маргариты–1 (Спиридоновка, 17)

Перед нами прекрасный замок, выстроенный известным московским архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем для московского фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова на знаменитой Спиридоновке, 17.
Перед тем, как говорить о доме, как об «особняке Маргариты», углубимся немного в историю создания этого удивительного шедевра архитектуры. «Московское чудо» – так называли его в те годы.
Район, где расположена улица Спиридоновка, до середины XVI века был сельской местностью, к северо-западу от которой лежали обширные поля. В начале XVII века здесь появляются городские постройки; на одной из сторон нынешней улицы была построена каменная церковь Спиридона-чудотворца. По имени церкви и улицу стали называть Спиридоновкой, как это было принято в Москве.
В 1945 году название улицы изменилось, ее переименовали в улицу Алексея Толстого. В доме 2 по Спиридоновке – флигеле усадьбы Рябушинского – известный советский писатель провел последние годы жизни. Сейчас там находится Мемориальная музей-квартира Алексея Николаевича Толстого. В наше время улица опять называется Спиридоновкой.
В 1893 году Шехтель получил заказ от Саввы Морозова на постройку дома. Предполагалось, что сам Морозов здесь будет наездами и ему необходим только кабинет и бильярдная. Жена Морозова, Зинаида Григорьевна, жила здесь постоянно и воспитывала детей. Дом предназначался, в первую очередь, для нее. Шехтель должен был создать здание необычное, соединяющие уют жилого дома и величие дворца. Вскоре на тихой Спиридоновке выросло сооружение, построенное в новом стиле, поражающее взгляд благородством линий, спокойствием и совершенством пропорций.
Отгороженный от улицы красивой ажурной оградой с коваными воротами и калиткой особняк сразу привлек внимание своей необычной свободной композицией. Здание было обращено во двор раскрытыми крыльями двух корпусов. А в центре находилась открытая площадка – перрон, связывающий здание с садом. Изысканная архитектура особняка гармонично развивалась и поддерживалась средствами изобразительного искусства.
Восхищённый росписями художника Михаила Врубеля во Владимирском соборе и Кирилловской церкви в Киеве Савва Морозов попросил Шехтеля привлечь к созданию внутреннего интерьера этого удивительного художника. Вскоре стена парадной лестницы была украшена витражом работы Врубеля с изображением рыцаря, едущего на коне, погруженного в глубокое раздумье. Во всем облике рыцаря – какая-то тайна, мечта, загадка. Композицией, сочностью красок, напоминающих игру драгоценных камней, неуловимостью их переходов великий художник добился ощущения совершенства и красоты. А напротив, у подножия лестницы, ведущей наверх, в кабинет Саввы Морозова, Врубель изваял скульптурную группу «Роберт и Бертрам».
Современников удивляло, как быстро этот дом стал центром притяжения лучших умов России. В изысканных гостиных собиралась художественная и артистическая элита. Здесь звучали голоса Фёдора Шаляпина, Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко, Ивана Москвина, Василия Качалова. Антона Павловича Чехова, Владимира Гиляровского, Леонида Андреева. Случалось, они читали свои новые, еще не завершенные произведения, всегда находя поддержку и человеческое тепло.
После смерти Саввы Морозова его жена продает особняк известному банкиру и миллионеру Степану Рябушинскому, который прожил в нём совсем недолго, эмигрировав после революции в Милан.
В послереволюционные годы особняк был передан под интернат для сирот из Бухары. В конце 20-х годов здание переходит в ведение Наркомата иностранных дел. А потом дом используется в качестве служебного и представительского помещения министерства иностранных дел. В наши дни здесь находится приемная МИД.
Итак, особняк на Спиридоновке – это, предположительно, дом, где жила Маргарита со своим богатым, любящим мужем, и откуда она ушла к бедному и больному Мастеру. Отметим еще раз – предположительно. Это версия не каноническая.
Обратимся к тексту: «Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата». Булгаковеды проделали довольно большую работу и пришли к выводу, что в Москве примерно 5 особняков, которые могли бы считаться литературными прототипами дома, где жила Маргарита.
Видимо, Булгаков в романе объединил два дома в одном. Дом на Спиридоновке выстроен в готическом стиле, как и было написано в романе. Есть тут и сад. Но от Арбата, скажем честно, далековато. Зато есть еще одна связь дома с романом кроме внешнего вида.
Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву (сценический псевдоним, настоящая фамилия — Желябужская). Очевидно, она бывала в этом особняке. И внешностью она напоминала Маргариту. Но миллионеру Морозову она предпочла бедного писателя, Мастера, а именно – Максима Горького.
И еще такое обстоятельство. В романе Мастер выиграл в лотерею 100 тысяч рублей. Когда он почувствовал, что с ним происходит что-то плохое, он все оставшиеся от 100 тысяч деньги, а именно – 10 тысяч, отдал Маргарите. Савва Тимофеевич Морозов застраховал свою жизнь на 100 тысяч рублей и, обманув доверие страховой компании, в 1905 году покончил жизнь самоубийством. Страховую премию он завещал Андреевой, в то время одной из ведущих актрис Художественного театра. Вступив в права наследования, Андреева использовала 10 тысяч на выплаты по обязательствам Горького.
Но вернемся к Маргарите. Туристов всегда интересует вопрос: были ли у героини знаменитого романа реальные прототипы? По этому поводу булгаковеды расходятся во мнениях. Собирательный ли это образ? Или Булгаков описывал Елену Сергеевну или Елену Сергеевну и Любовь Евгеньевну (вторую жену). Об этом можно много спорить.
Но существуют некоторые документальные свидетельства: например, книга «Дневник Мастера и Маргариты» – это дневники Елены Сергеевны и Михаила Афанасьевича.
В 1926 году органы ОГПУ изъяли у Булгакова дневник, красноречиво озаглавленный им «Под пятой». Больше писатель не решался обращаться к столь личностной форме изложения своих мыслей и переживаний, но мужественно продолжал спор творца с властью: его письма – к Сталину, правительству СССР, Ягоде, Рыкову, Луначарскому, Горькому, родным, друзьям развили и углубили многие мысли дневника.
С 1933 года и до самой смерти писателя дневник, по его настоянию и часто под его диктовку, вела Елена Сергеевна Булгакова – верный друг и третья жена писателя. Дневники и письма Булгаковых составили летопись жизни классика литературы XX столетия. Читаются они с захватывающим интересом – как повесть о трагической судьбе художника в тоталитарном государстве.
На базе этой книги были написаны многие исследования, в том числе и книга британской исследовательницы творчества Булгакова Джулии Куртис «Рукописи не горят». Она как-то сказала, что у «Мастера и Маргариты» «есть свойство богатого месторождения, где залегают вместе многие ещё не выявленные полезные ископаемые». Для нас он стал романом-познанием. Джулия Куртис пишет, что форма книги – завещания Булгакова, как и её содержание, делают её уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».
Мы можем быть уверены в том, что последняя жена Булгакова, Елена Сергеевна Шиловская, безусловно сыграла очень важную роль в написании произведения. Ей он диктовал последние страницы романа. Булгаков очень просил Елену Сергеевну, чтобы она добилась публикации «Мастера и Маргариты». И все время повторял: «Чтобы знали… чтобы знали». Современники говорили, что Елену Шиловскую действительно можно было назвать «ведьмой». Она не останавливалась ни перед чем, чтобы книга увидела свет, даже лично писала письмо Сталину. Ничего не боялась эта благородная женщина.
Теперь мы можем направиться к музею-квартире Горького, находящемуся на улице Малая Никитская, дом 6/2. Этот особняк имеет опосредованную связь с Булгаковым, но поскольку к следующему объекту мы проходим мимо этого архитектурного памятника, здесь необходимо сделать остановку. По пути – пару слов об истории публикации романа «Мастер и Маргарита», в которой главную роль сыграла Елена Сергеевна.
-----
Благодаря стараниям вдовы писателя в двух номерах журнала «Москва»: в ноябре 1966 и в январе 1967 года был напечатан роман «Мастер и Маргарита».
Публикация романа произошла благодаря стечению нескольких счастливых обстоятельств:
Во-первых, благодаря мужеству Елены Сергеевны Булгаковой. Хотя, как сказано в романе, «рукописи не горят», но их лучше беречь от огня. Хранить рукопись булгаковского шедевра было очень опасным делом – Елена Сергеевна могла быть арестована, хотя автора уже и не было в живых.
Во-вторых, публикация романа пришлась на закат либеральной эпохи так называемого «шестидесятничества». После августа 1968 года (событий в Чехословакии) – опубликование романа уже было бы невозможно.
Нельзя не отдать должное литературному чутью знаменитого писателя Константина Симонова и Евгения Поповкина, бывшего в то время главным редактором журнала «Москва». И, наконец, появлению книги способствовали талант и настойчивость литературоведа Абрама Вулиса, который писал в то время докторскую диссертацию о писателях – сатириках 20-х – 30-х годов. Булгаков в те годы в истории советской литературы проходил как именно как писатель-сатирик и драматург. Вулис сделал очень много для подготовки романа к изданию. Он познакомился с Еленой Сергеевной Булгаковой через писателя Вениамина Каверина, кажется, единственного человека, читавшего целиком неопубликованную рукопись романа Булгакова в доме вдовы писателя. Впрочем, у литературоведов существует предположение, что первой рукопись романа Елена Сергеевна показала великой русской поэтессе Анне Андреевне Ахматовой во время войны в эвакуации в Ташкенте.
Ноябрьский номер журнала «Москва» за 1966 год выходит с предисловием Константина Симонова, а январский номер журнала «Москва» за 1967 год выходит с послесловием Абрама Вулиса. Выход романа стал событием советской литературной жизни 60-х годов ХХ века. Роман имел оглушительный успех у читателей, сразу же признавших его одним из шедевров русской литературы ХХ века

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Булгаковская Москва"

Информация по экскурсии

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Н. Фельдман
Читает: М. Берлина

В мире не так много писателей, чья судьба и творчество сплетается в единое целое с жизнью конкретного города. «Булгаковская Москва» столь же органичный и бесконечно глубокий мир, как и «Петербург Достоевского», «Прага Кафки», «Нью-Йорк Селенджера». Булгаков прожил в Москве всего двадцать лет с 1921 по 1940 год, но здесь он прошел свой путь от безвестного журналиста газеты «Гудок» до автора романа «Мастер и Маргарита», который признан шедевром мировой литературы. Булгаковская Москва – достаточно компактное пространство между Тверской и Остоженкой. Экскурсия по этим местам познакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам, и в которых поселил героев своих книг, со сложной для творческих людей эпохой 20-30-х годов, подарившей нашей культуре имя Мастера.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

Классическая обзорная экскурсия по Москве на автобусе

Приглашаем познакомиться с одной из древнейших и красивейших столиц мира. На два часа вы окунетесь в многовековую историю города и

Автор: Алексей

Огни Москвы: классическая обзорная

Москва — город, которому невероятно идёт вечерний облик: здесь всегда бурлит жизнь. На этой экскурсии вас ждут главные визитные карточки

Автор: Ольга

Весь центр Москвы пешком и на автобусе

На этой авто-пешеходной прогулке перед вами предстанет вся Москва — с её парадными площадями и пышными парками, роскошными усадьбами, монументальными зданиями советской эпохи и зеркальными небоскребами.

Автор: Алексей

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Хулиганская Хитровка

Некогда один из самых неблагополучных кварталов столицы сегодня хорошо благоустроен и очаровывает спокойствием. Предлагаю вам прогуляться по хитровским переулкам и узнать о прошлом этого района

Автор: Elena

11 неожиданных дворов Москвы

Удивляться и еще раз удивляться! Вы обнаружите, что, гуляя задворками в двух минутах у Кремля, можно наткнуться на очень интересные и неожиданные достопримечательности. Это самая настоящая

Автор: Юлия

Экскурсия по Московскому Кремлю

В ансамбле мощной крепости в самом центре Москвы отражена история государства, сила духовного наследия и богатство культуры. Успенский собор, помнящий

Автор: Ольга

Экскурсия в Оружейную палату

Прошлое России и ее богатства окажутся в центре внимания на этой экскурсии. Вы попадете в залы Оружейной палаты, заполненные бесценными

Автор: Ольга

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Самобытное Замоскворечье

В названиях улиц и храмов Замоскворечья словно отразилась вся московская история — здесь каждый уголок дышит стариной. Район на другом берегу реки, населённый разными

Автор: Оксана

Москва-Сити — история столичных небоскребов

Москва-Сити — это настоящий город в городе. Я расскажу, как на месте промзоны появился современный огромный комплекс, кто придумал этот

Автор: Татьяна

Интерактивная прогулка «Айда в кино!»

Задача нашего мини-путешествия — встретиться с волшебной реальностью кинематографа. На моей экскурсии каждый может почувствовать себя частью этого мира, примеряя разные роли и воссоздавая

Автор: Наталья

Знаки и символы вокруг Московского Кремля

Эта экскурсия откроет перед вами самые значимые страницы русской истории, а главные достопримечательности Московского Кремля предстанут с совершенно новой, символической

Автор: Юрий

Москва с французским акцентом

Французские бульвары, легендарные парфюмерные фабрики, католические церкви, маленькие бистро с круассанами и даже Эйфелева башня — всё это можно найти

Автор: Лариса

Парк Зарядье по выходным

Приглашаю сравнить два облика столицы — древний и наших дней. Вы прогуляетесь по исторической части Москвы, увидите Нулевой километр, боярские

Автор: Алексей