Литературный институт (Тверской бул., 25)

Мы находимся около Литературного института. Дом этот представляет собой усадебную постройку XVIII – XIX века. Он сохранил колорит типичного московского особняка.
Имя архитектора, капитально перестроившего дом в стиле ампир, после пожара 1812 года осталось неизвестным, однако историки архитектуры приписывают здание Доменико Жилярди. В литературных кругах Москвы его часто называют «Домом Герцена», потому что в 1812 году здесь родился писатель. Этот дом принадлежал дяде Герцена, помещику Яковлеву. Сам Александр Иванович Герцен здесь провел детство и юность.
В середине XIX века в усадьбе жил Дмитрий Николаевич Свербеев – личность довольно известная в Москве того времени. Образование он получил в Московском университете, служил в Министерстве иностранных дел. В 1830 году в своем особняке на Тверском бульваре Свербеев организовал литературный салон, где часто бывали Пушкин, Лермонтов, Герцен, Гоголь, Белинский и др. Это был период, когда литературные салоны были чрезвычайно модны. В определенный день без специального приглашения в доме собиралась группа людей, чтобы побеседовать, помузицировать. У Свербеевых наряду с московской свободой и бесконечно длинными спорами, имелись и европейские порядки: угощение подавалось изысканное, но не в обычном московском изобилии. Свербеев завел принятый за границей дверной звонок и бывал недоволен, если кто-то из гостей по привычке колотил в дверь.
В 20-х годах XX века дом был передан писателям. Тогда же на его воротах появился барельефный портрет Александра Герцена. Именно этот дом назван «Домом Грибоедова» в «Мастере и Маргарите» у Булгакова. С 1933 года здесь находится Литературный институт имени Горького.
В советское время здесь располагались разные литературные организации, такие как РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) и МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей), по образцу которых и создан вымышленный МАССОЛИТ. Это все в центральном корпусе, а в обоих флигелях в разное время жили писатели, у которых в Москве не было своего жилья. Поэтому здесь мы можем встретить мемориальные доски Осипа Мандельштама и Андрея Платонова. Известно, что здесь временно нашли жилье Олеша, Платонов, Гроссман. Платонов даже работал дворником. А теперь расскажем о том, как было представлено здание в романе.
Символом мира писателей в «Мастере и Маргарите» являлся МАССОЛИТ. МАССОЛИТ – это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру – РАПП. Это литературная группировка, которая стала символом карательных функций по отношению к писателям и синонимом такой организации литературного процесса, которая не оставляет места для какой-либо свободы творчества.
Дом, в котором разместился МАССОЛИТ, называется «Домом Грибоедова», потому что им якобы владела тетка писателя Александра Сергеевича Грибоедова, (так сказано в романе), и в этом доме он читал ей отрывки из комедии «Горе от ума».
Любопытна еще аналогия Грибоедов – Булгаков. Мы помним, что свет счел Чацкого сумасшедшим, так же, как Иванушку Бездомного сочли больным, когда он явился в «Грибоедов» со свечой и иконой. Карета, которая увозит Чацкого, у Булгакова превращается в медицинскую карету, которая везет Ивана в клинику.
Главная достопримечательность «Грибоедова» – ресторан, которому дается нарочито восторженная характеристика. «Грибоедов» в романе – символ не пишущей, а жующей братии, символ превращения литературы в источник удовлетворения неумеренных аппетитов. В МАССОЛИТе озабочены получением путевок, квартир, постоянными интригами, злобными разоблачениями, дачами, всем, кроме искусства. Михаил Афанасьевич, показывая мир писателей 20-30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было настоящих мастеров, истинных писателей, преданных своей родине и народу.
Конечно, в эти годы, как и во многие другие, как и в наше время, были люди, не занимавшиеся выбиванием для себя квартир, а отдававшие всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков причисляет Мастера. Среда писателей МАССОЛИТа отталкивает Мастера. Но она не просто отвратительна ему — именно эта писательская организация коренным образом изменила его судьбу. В диалоге пациентов психиатрической клиники звучат слова: «Вы писатель?» Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я— Мастер...». «Мастер», потому что слово «писатель» на страницах романа скомпрометировано обладателями членских билетов МАССОЛИТа.
Все персонажи романа, которые ищут личную выгоду, используя творчество, предаются суду окончательному и бесповоротному. Наказанию подвергаются Берлиоз, Латунский, Варенуха, барон Майгель – все они так или иначе связаны с культурной сферой.
Таким образом, Михаил Афанасьевич в своем романе «Мастер и Маргарита» показал разнородный литературный мир Москвы тех времен. С одной стороны, это писатели, обладатели членских карточек МАССОЛИТа, с другой – истинные мастера, подлинные творческие работники. Не случайно автор романа изобразил мир «писателей», используя гротеск и сатиру. Теперь понятно, почему власть и цензура запрещали булгаковскому роману выйти в свет. Они увидели в нем правду, ужасающую правду, узнали в нем себя.
Теперь, что касается самого ресторана, который описан в романе с таким юмором и гротеском. В ресторане «Дома Грибоедова» отразились черты не только ресторана «Дома Герцена», но и ресторана «Клуба театральных работников», директором которых в разное время был Розенталь, послуживший прототипом директора ресторана «Грибоедов» Арчибальда Арчибальдовича.
Ресторан «Клуба театральных работников», располагавшийся в Старопименовском пер., на весну и лето переезжал в филиал, которым служил садик у старинного особнячка на Страстном бульваре дом 11, где размещалось журнально-газетное объединение («Жургаз»). В этом объединении Булгаков предполагал издавать своего «Мольера». В саду «Жургаза», куда проникнуть можно было только по специальным пропускам, играл знаменитый джаз-оркестр Александра Цфасмана, часто исполнявший популярный в 20-е и 30-е годы фокстрот «Аллилуйя» американского композитора Винцента Юманса. В булгаковском архиве сохранились ноты этого фокстрота. «Аллилуйя» играет оркестр ресторана «Дома Грибоедова» перед тем, как туда приходит известие о гибели Берлиоза, а также джаз-оркестр на Великом балу у сатаны.
Интересно, что Великий бал у сатаны вобрал в себя многие черты приема в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 года, на котором присутствовал Булгаков и где «Аллилуйя» тоже, наверняка, исполняли.
Наконец, можно предположить, что «Дом Герцена» пародийно уподоблен «Дому Грибоедова», ещё и потому, что фамилия известного драматурга Александра Сергеевича Грибоедова «гастрономическая» и указывает на главную страсть членов МАССОЛИТа – стремление хорошо поесть.
Одним словом, впечатления, полученные от посещения «Дома Герцена», помогли писателю создать знаменитое описание «Дома Грибоедова». Нам предстоит довольно большой переход. Мы должны вернуться по Тверскому бульвару и попасть на его продолжение – Никитский бульвар. На нем находится наша следующая остановка – памятник Гоголю и дом №7, где жил Гоголь. Никитский бульвар появился в Москве вскоре после пожара 1812 года. Свое название бульвар получил по Никитским воротам, к которым он выходит. В 1950 году бульвар был переименован в Суворовский в честь Александра Васильевича Суворова, русского полководца, который родился поблизости, на Большой Никитской улице. В 1994 году бульвару возвращено его историческое название. На Никитском бульваре в доме 25 на втором этаже после войны поселилась Елена Сергеевна Булгакова, третья жена писателя. И там же находился архив писателя. Ее посещали известные писатели и литературоведы, в том числе Смелянский и Вулис.
По пути поговорим об интересной и мало освещенной теме – экранизациях бессмертного романа «Мастер и Маргарита» в мировом кинематографе.
-----
Главный роман писателя «Мастер и Маргарита» очень неоднозначен. Многие художники находят в нем вдохновение для своих работ. Образы настолько живые, что каждый, читающий произведение, если даже и не обладает талантом художника, представляет и видит своего Бегемота, Мастера, Воланда.
Для кинематографии это особо интересная тема не только из-за богатства образов, но также из-за разнообразия трактовок романа и разных способов прочтения. Библейская тема и тут же ведьминский шабаш. Добро и зло, как мы видим, не находятся здесь в оппозиции друг к другу, они взаимопроникаемы и составляют общую силу справедливости. Такой яркий роман просто не может не привлечь внимания кинематографистов.
Но здесь режиссеры сталкиваются с не всегда объяснимыми трудностями, а иногда и открыто жалуются на вмешательство таинственных, мистических сил в процесс кинопостановки, что вполне в духе Булгакова. В итоге нередко фильмы-экранизации остаются незавершенными или просто не удаются.
История экранизаций романа «Мастер и Маргарита» действительно загадочна. Известно как минимум о 9 подобных проектах.
Режиссёры Владимир Наумов и Александр Алов намеривались в 70-е годы снимать фильм по роману и их, как утверждает Наумов, «благословила Елена Сергеевна», тем более что ей понравилась их экранизация пьесы «Бег», которую она консультировала. Но однажды, рассказывает Наумов, ему приснился сон, и умершая Елена Сергеевна явилась к нему и сказала, что «фильм сниматься не будет….»
Затем режиссёр Геннадий Полока пишет: «только я имею право ставить «Мастера». «Шел 1963 год, когда я познакомился с Еленой Сергеевной Булгаковой. И однажды зашел такой разговор. «Мне кажется, – сказала Елена Сергеевна, – вы должны ощущать стихию Булгакова. Все в наших разговорах убеждает меня в этом. Не только соединение несоединимого, но и то, что вы так любите Москву, без чего поставить Булгакова нельзя». «При этом в фильме хотелось бы снимать артистов старшего поколения МХАТа – в роли Воланда – Бориса Ливанова, в роли Берлиоза – Юрия Грибова – любимых актёров Булгакова во МХАТе. Все хотели бы ставить Булгакова, но боялись. Я не боялся …., но занялся другой картиной и ничего не успел». «Булгаков и «Мастер» — это рай. Я если попаду на небеса — там точно будет возможность сесть и осуществить эту несбыточную, страшно желанную мечту...».
В 1971-м знаменитый польский режиссёр Анджей Вайда выпускает по мотивам романа фильм «Пилат и другие». Это один из немногих неудачных фильмов Вайды, слишком далёкий от замыслов автора: чего стоит одна из сцен фильма, где Иуда звонит по телефону-автомату и доносит на Христа.
В 1972 году югославский режиссёр Александр Петрович выпускает итало-югославский фильм «Мастер и Маргарита», использовав только московские сюжеты книги и соединив их с мотивами «Театрального романа». Мастер стал Максудовым, сцены с Иешуа перенеслись на сцену театра, где репетируют его пьесу; в злоключениях героя угадывается судьба самого Булгакова. В итоге получился фильм – памфлет. Он пролежал на полке 20 лет.
В перестроечные годы знаменитый режиссёр Эльдар Рязанов мечтал поставить «Мастера и Маргариту». Но отдел культуры ЦК КПСС в 1985 году отказал ему в праве постановки фильма, с формулировкой: «есть решение «Мастера» ставить не будем…»
Спустя три года в 1988-м еще один польский режиссёр Мачек Войтышко снял для телевидения семисерийный сериал «Мастер и Маргарита», тоже не до конца передающий дух романа, но критики говорят, что проект довольно удачный.
Наконец, забрезжила надежда, что знаменитый роман будет, наконец, экранизирован на родине писателя. Режиссёр Элем Климов получает право снимать фильм «Мастер и Маргарита» в 1989 году, будучи руководителем Союза кинематографистов СССР. Но фильм не получился. Элем Климов вспоминает: «…Почему не вышло? Потому что это так называемое «сверхзвуковое кино» – то, которого еще нет. Технологий еще нет, их надо разработать. А старого кино я уже наснимался. Требовались большие деньги. Тогда я их не нашел...»
В 1994 году режиссёр Юрий Кара снял фильм «Мастер и Маргарита», который так и не вышел на экран из-за разногласий режиссёра и продюсеров — фирмы «ТАМП», владеющей правами на фильм. Получился очень интересный фильм с прекрасным составом актёров и великолепной музыкой Альфреда Шнитке, передающий дух романа. Так говорят те, кто смотрел. Москва снималась в Москве, Иудея – в Израиле, Арбат – на Арбате. Время идет, фильм стареет, ушли из жизни некоторые его участники. Может погибнуть и картина, так и не увидев экрана: есть опасность, что завтра это законсервированное культурное достояние будет интересовать только историков кино. Но в фильме есть уникальные актерские работы, его с интересом посмотрели бы десятки миллионов людей, у него еще может быть счастливая прокатная судьба.
Наконец, в 2005 году на экраны телевидения выходит многосерийный фильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Режиссёр Бортко, который ранее блистательно экранизировал «Собачье сердце», – всегда очень бережно относится к первоисточнику. Фильм вызывает спорные чувства: с одной стороны – очень близкий к тексту романа, с другой стороны – телеспектакль с очень хорошей игрой прекрасных актёров. Тем не менее, на сегодняшний день фильм Владимира Бортко по признанию критиков является лучшей экранизацией романа, вышедшей на экраны.
Но новые прочтения и экранизации культовой для многих поколений книги непременно ждут нас впереди.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Булгаковская Москва"

Информация по экскурсии

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Н. Фельдман
Читает: М. Берлина

В мире не так много писателей, чья судьба и творчество сплетается в единое целое с жизнью конкретного города. «Булгаковская Москва» столь же органичный и бесконечно глубокий мир, как и «Петербург Достоевского», «Прага Кафки», «Нью-Йорк Селенджера». Булгаков прожил в Москве всего двадцать лет с 1921 по 1940 год, но здесь он прошел свой путь от безвестного журналиста газеты «Гудок» до автора романа «Мастер и Маргарита», который признан шедевром мировой литературы. Булгаковская Москва – достаточно компактное пространство между Тверской и Остоженкой. Экскурсия по этим местам познакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам, и в которых поселил героев своих книг, со сложной для творческих людей эпохой 20-30-х годов, подарившей нашей культуре имя Мастера.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина