Дом Гоголя (Никитский бул., 7)

Мы остановились в небольшом дворе дома 7 по Никитскому Бульвару, около памятника Николаю Васильевичу Гоголю. Тут Гоголь провел последние годы своей жизни. Булгаков и Гоголь не были знакомы, но все-таки мы ставим эти имена рядом, поскольку автор «Мастера и Маргариты» не раз называл себя учеником своего великого земляка. И говорил: «Укрой меня своей чугунной шинелью».
Старый дом на Никитском бульваре (адрес), окруженный деревьями, – прочный, почти с крепостными стенами. Его построили в конце XVII века, возможно, чуть позже. В Москве после войны 1812 года его называли «домом Талызина», потому что владел им герой войны Александр Талызин. А к тому времени, как здесь поселился Гоголь, дом принадлежал уже его другу, графу Александру Толстому. Толстой любил Гоголя, преклонялся перед его талантом и отвел писателю весь первый этаж. Гоголь очень радовался, что теперь у него есть маленький кабинет-спальня и даже небольшая гостиная.
Памятник, о котором идет речь, раньше стоял чуть дальше по бульвару, на Арбатской площади, был ее достопримечательностью. Поставили памятник в 1909 году – к столетию со дня рождения великого писателя. Автором памятника был известный скульптор Николай Андреев. На праздник по поводу открытия памятника приехал Лев Николаевич Толстой. Сохранился отзыв Толстого о памятнике: «… хорошее выражение грустное и серьезное. Можно бранить и понять». А вот отзыв знаменитого художника Ильи Репина: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России. Сходство полное. Да здравствует Андреев».
Памятник Андреева стоял на бульваре до 1952 года. К 100-летию со дня смерти писателя его заменили новым. По легенде в том году мимо памятника проезжал Сталин. Ему очень не понравился печальный и задумчивый вид Гоголя, «не отражающий советскую действительность». Он приказал немедленно поставить другой монумент, и скульптор Томский выполнил задание: новый Гоголь стоит в полный рост с легкой улыбкой, а на постаменте появилась «дарственная» надпись: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Старый «Андреевский» был отправлен на «архитектурное кладбище» в Донской монастырь, и усилиями общественности возвращен оттуда только в 1959 году. Так в Москве оказалось два Гоголя, столь непохожих друг на друга.
Какое отношение это место имеет к Булгаковской Москве? Самое время сказать о литературной преемственности, о традиции, которую Булгаков наследовал у Гоголя, о сходстве судеб двух великих мастеров.
Вот что пишет литературовед Марина Черкашина, один из первых биографов писателя: «Девяти лет Булгаков зачитывался Гоголем, которого он неизменно ставил себе за образец и, наряду с Салтыковым-Щедриным, любил наиболее из всех классиков русской литературы. Мальчиком Михаил Афанасьевич особенно увлекался «Мертвыми душами», которые расценивались им, как авантюрный роман». И вовсе неспроста в зрелые писательские годы Булгаков взялся за инсценировку «Мертвых душ».
Мы без труда отыщем в булгаковских произведениях и гоголевские интонации, и эпические фразы. Так гоголевская птица-тройка оборачивается у Булгакова тремя полетными конями, на которых уносятся Мастер и Маргарита от страха и страданий прежней жизни.
Удивительно, как скрещивались их пути в одних и тех же городах. Гоголь будто знал, где родится его преемник. Словно по воле Провидения Булгаков жил в том месте Киева, которое Гоголь очень любил: на Андреевском спуске. Гоголь, наверное, не раз прогуливался по тем улочкам, дворам, площадям, спускам, которые потом вошли, как главные декорации, в роман «Белая гвардия». И Гоголь, и Булгаков самозабвенно любили Киев, оба тяготились державным Петербургом-Ленинградом, оба творили свои шедевры в Москве. В Москве же и жгли свои рукописи, в первопрестольной оба и похоронены, причем на одном и том же кладбище – Новодевичьем.
Захоронение Булгаковых совсем простое. У внешне непритязательного могильного камня, впрочем, своя особая история. Эту историю рассказывала сама Елена Сергеевна. Раньше на территории Новодевичьего кладбища находилась камнетесная мастерская. Там-то, в этой мастерской, Елена Сергеевна нашла камень – «голгофу», которая ставилась обычно на православных могилах в подножие креста. Старый камнетес рассказал ей, будто эта «голгофа» из-под креста, изначально установленного на могиле Гоголя. Трудно сказать, насколько правдива эта история. Но Елена Сергеевна в нее верила. Ибо эта голгофа завершила мистическую и литературную связь с творчеством Гоголя, которая так ощутима в произведениях Булгакова.
Гоголь и Булгаков… Разумеется, биографические совпадения сами по себе еще мало что значат. Но творчество двух великих писателей связано глубокими духовными узами. Страницы их книг дышат одним и тем же чувством любви к своей земле, к своим героям, к своим читателям. Одни и те же интонации звучат в их романах. Одним и тем же горьким смехом проникнуты и «Мертвые души», и «Мастер и Маргарита». В главном булгаковском романе ведь тоже немало мертвых душ, особенно на балу у Воланда. А, например, 14-я глава «Слава петуху!» очевидная аллюзия на гоголевского «Вия».
В «Булгаковской энциклопедии» написано, что Михаил Афанасьевич во многом сверял свою судьбу с биографией Гоголя, поступив с черновиком будущего романа «Мастер и Маргарита» так же, как Гоголь в свое время поступил с рукописью второго тома «Мертвых душ». Да еще и заставил своего Мастера, сознательно наделенного многими гоголевскими чертами, сжечь роман о Понтии Пилате.
В последние дни своей жизни Булгаков, уже лишившись зрения, бесстрашно просил читать ему о последних жутких днях и часах Гоголя. И Учитель, и Ученик оставили этот мир в расцвете сил и таланта. Судьба скупо отмерила им век. Но оба они успели в нем так много.
Сейчас нам предстоит еще один большой переход. Мы направляемся к Нащокинскому переулку. Пройдем по Никитскому к Гоголевскому бульвару, поворот направо на Сивцев Вражек.
Название Сивцев Вражек произошло от овражка, по которому протекала река Сивка. Как и другие переулки этой части города, Сивцев Вражек был застроен после пожара 1812 года. К Сивцеву Вражку примыкает Нащокинский переулок, где Булгаков прожил с 1934 по 1940 год, последний этап своей непростой жизни.
По пути поговорим о том, где и кем работал Михаил Афанасьевич до 1934 года.
-----
С октября 1921-го Булгаков работает секретарём ЛИТО (т.е. литературного отдела) Главполитпросвета Наркомпроса. В конце ноября поступает заведующим хроникой в еженедельную газету «Торгово-промышленный вестник». В середине ноября «Торгово-промышленный вестник» закрывают. Потом он сменил несколько мест работы и, наконец, в апреле 1922 года Булгаков поступает обработчиком писем в газету «Гудок», позднее становится штатным фельетонистом, в газете он проработал до 1926-го.
Одновременно в мае 1922 года Булгаков начинает сотрудничать с берлинской газетой «Накануне». В этой газете и ее литературном приложении Михаил Афанасьевич много печатался. Этими публикациями он, по сути, и создал себе литературное имя. Булгаков считался в берлинском издании одним из наиболее талантливых сотрудников. Газета выходила в Германии на советские деньги и была относительно либеральной, способствуя возвращению эмигрантской интеллигенции на родину. Булгаков напечатал там более 20 лучших очерков, рассказов и фельетонов того времени. В советских газетах и журналах они не могли быть опубликованы из-за цензуры. Газета имела и московскую редакцию, а возглавлявший литературное приложение Алексей Николаевич Толстой требовал у москвичей: «Шлите побольше Булгакова». В газете «Накануне» и ее литературном приложении увидели свет многие произведения Михаила Афанасьевича: «Записки на манжетах» (первая часть), «Похождения Чичикова», «Сорок сороков», «Путевые заметки», «Багровый остров».
Газета же «Гудок» в то время находилась в Вознесенском переулке дом 7. Деревянный храм Вознесения на этом месте был известен с начала XVI века, каменный построен в 1584 году царём Фёдором Иоанновичем в память его венчания на царство, и с того времени два века переулок назывался Вознесенским.
В 1782 году губернатором Москвы был назначен граф Захар Григорьевич Чернышёв, известный полководец, который поселился в своей усадьбе на Тверской улице. Для него был выстроен дом-дворец, ставший резиденцией московских генерал-губернаторов, а после революции занятый Моссоветом. В первые годы XIX века Вознесенский переулок, на углу которого с Тверской улицей находился генерал-губернаторский дворец, стали называть Чернышевским. В 1922-м этот переулок был переименован в улицу Станкевича, в честь Николая Владимировича Станкевича, литератора, главы литературно-философского кружка 30-х годов XIX века. В 1994 году переулку возвращено его историческое название.
С середины XIX века дом 7 по Вознесенскому переулку принадлежал князю и общественному деятелю Владимиру Черкасскому, любившему собирать в своем доме значительную часть передовой московской интеллигенции и устраивать «разговорные вечера». Затем в особняке обосновалась редакция газеты «Московские ведомости», а потом типография и редакция газеты «Гудок». В 2002 году этот дом снесли, а на его месте построили современную гостиницу «Мэрриот».
В конце 20-х годов газета «Гудок» переезжает на Москворецкую набережную 7, в здание бывшего «Воспитательного дома». Этот известный памятник архитектуры раннего классицизма, остававшийся до революции крупнейшим гражданским каменным строением в столице, создан трудом знаменитых архитекторов Бланка, Жилярди, Казакова. В 1939-м из Питера в бывший Воспитательный дом была переведена Артиллерийская академия имени Дзержинского – тут она находится по сей день, называясь уже Военной академией Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.
В газете «Гудок» вместе с Булгаковым работают Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Константин Паустовский. Журналисты-«гудковцы» самым добросовестным образом помогают своим читателям жить и работать в сложной, постоянно меняющейся исторической реальности. «Гудок» никогда не ограничивался отраслевыми рамками, он отражал весь спектр международной, экономической и культурной жизни страны.
Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» (написана в 1923-м), которая целиком не была издана при жизни писателя. Главным героем повести является человек, подобно Булгакову, приехавший в Москву, чтобы начать жизнь «с чистого листа». Своеобразным продолжением «Записок на манжетах» явилась повесть «Дьяволиада» (написана в 1925-м). Ее главный герой, «маленький человек» Коротков, оказался в самой гуще бурной жизни Москвы 1920-х годов и стал ее летописцем. В Москве происходит действие и других повестей Булгакова, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Обе работы закончены в 25-м году, но «Собачье сердце» увидит свет только журнале «Знамя» №6 за 1987 год. Во время работы в газете «Гудок», 20 апреля 1923 года, Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей.
В 1926-27 годах Булгаков заключил с Художественным театром несколько авторских договоров (в том числе на пьесу «Бег» и на пьесу по мотивам его повести «Собачье сердце»), но МХАТ не смог поставить ни одной из них. Пьеса Булгакова «Багровый остров» была поставлена Александром Таировым в Камерном театре в 1928-м, но в марте 1929-го было принято решение об изъятии всех пьес Булгакова из репертуара советских театров. Еще через год была запрещена и новая пьеса Булгакова — «Кабала святош», планировавшаяся для постановки во МХАТе.
В конце 1920-х годов Булгаков подвергался нападкам официальной критики. 28 марта 1930 года писатель написал письмо советскому правительству с просьбой дать ему возможность выехать за границу, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Спустя три недели Сталин позвонил Булгакову. Состоялся примечательный и теперь уже легендарный диалог.

Сталин: Мы ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь. А может быть, правда – вы проситесь за границу? Что, мы вам очень надоели?
Булгаков: Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.
Сталин: Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?
Булгаков: Да, я хотел. Но я говорил об этом, и мне отказали.
Сталин: А вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся…

Завершая разговор, собеседники договорились о личной встрече (она так и не состоялась). А в Художественный театр Булгаков и обратиться не успел: оттуда позвонили и пригласили.
Булгакова приняли на работу в Художественный театр на должность ассистента режиссера и разрешили поставить «Дни Турбиных». Однако Булгаков не получил творческой свободы. Пьеса по мотивам «Мертвых душ» Гоголя, написанная для МХАТа, была переделана столько раз, что от первоначального замысла писателя не осталось и следа.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Булгаковская Москва"

Информация по экскурсии

Длительность: 3 ч
Длина маршрута: 4 км
Автор: Н. Фельдман
Читает: М. Берлина

В мире не так много писателей, чья судьба и творчество сплетается в единое целое с жизнью конкретного города. «Булгаковская Москва» столь же органичный и бесконечно глубокий мир, как и «Петербург Достоевского», «Прага Кафки», «Нью-Йорк Селенджера». Булгаков прожил в Москве всего двадцать лет с 1921 по 1940 год, но здесь он прошел свой путь от безвестного журналиста газеты «Гудок» до автора романа «Мастер и Маргарита», который признан шедевром мировой литературы. Булгаковская Москва – достаточно компактное пространство между Тверской и Остоженкой. Экскурсия по этим местам познакомит слушателя с домами, в которых автор жил сам, и в которых поселил героев своих книг, со сложной для творческих людей эпохой 20-30-х годов, подарившей нашей культуре имя Мастера.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина