Угол Староконюшенного (Арбат, 23)

История Арбата, как впрочем и всей Москвы, делится на донаполеоновскую и посленаполеоновскую. Когда 1812 году горела вся Москва, вряд ли кто-то ожидал, что в какое-нибудь десятилетие домов на Арбате будет больше, чем до трагического пожара. Однако именно так и произошло, и уже к исходу первой четверти XIX века на месте выгоревших деревянных построек возвышались новые, каменные, строившиеся уже специально для московской аристократии.
Если посмотреть на многочисленные акварели 30-40-х гг XIX века, то Арбат кажется усеянным небольшими, но изящными строениями. В большинстве своем это были так называемые дома с мезонином, которые строились как в Москве, так и в провинциях (вспомним одноименный рассказ Антона Павловича Чехова). Это небольшой двухэтажный особняк с надстройкой над своей средней частью, обязательно в классическом стиле. Образец такого здания – дом-музей А.И. Герцена в Сивцевом Вражке, с которым мы познакомимся на следующей остановке.
Итак, во второй половине XIX века Арбат в общих чертах приобрел свой современный облик. Русло его сформировалось с изгибом, что многие объясняют довольно любопытно: якобы, это было желание арбатских жителей, которые хотели избежать сквозных ветров. Возможна и другая версия – такой изгиб мог остаться с тех времен, когда улице дали прозвище «горбат», и был обусловлен рельефом некогда малообжитой местности. Так или иначе, но в безветренности и спокойствии отказать Арбату, конечно, нельзя.
В конце XIX – начале XX вв. началась новая волна строительства на Арбате, на этот раз связанная не с дворянскими особняками, а с доходными домами. Это – тоже особый вид застройки, характерный для эпохи капитализма. Доходные дома строились исключительно для сдачи квартир внаем, как правило, на длительный срок. С арендаторов квартир хозяева получали доходы – отсюда и их название. В Европе доходные дома появились еще в первой половине XIX века, в Москве – к началу XX-го, как раз тогда, когда стиль модерн вступил в пору своей зрелости. Для построек стиля модерн характерна особая чувственность, к которой добавляется изысканность и утонченная прелесть, которая компенсирует неизбежную для доходных домов громоздкость и многоэтажность. Подобные здания всегда можно узнать по характерным балкончикам, изящной отделке фасадов, плавным линиям оконных проемов.
Дом № 23 яркий представитель этого слоя московской застройки. Стиль здания балансирует на грани модерна и эклектики – в нем нет лаконизма, но при этом имеются все характерные изящные элементы декорации. Более интересно другое – в начале века мансарду дома, то есть верхний этаж под скосом крыши занимал скульптор Сергей Тимофеевич Коненков, работы которого хранятся сейчас в Третьяковской галерее.
Стиль этого скульптора необычен, работал он в основном в дереве, часто вырезал разных старичков-лесовичков и других таинственных существ, наподобие тех «шишиг», что лепили Савва Мамонтов и Валентин Серов в Абрамцеве. Во время революции 1905 года Коненков заразился революционным духом и даже был начальником боевой дружины на Арбате, события на баррикадах были описаны им в романе «Земля и люди». После революции изменились и работы мастера. Хотя забавных стариков он продолжал создавать до конца жизни, главным его произведением считается голова Нике, богини победы. Это – портрет молодой девушки, Тани Коняевой, которая в будущем стала женой Сергея Коненкова. Познакомились они здесь, на баррикадах, и в образе Нике Таня запечатлена в бесстрашном юношеском порыве, окруженная языками пламени подожженной баррикады. С тяжелым чувством, как писал Сергей Тимофеевич, зарывали они в 1905 году браунинги в песок на чердаке.
Начиная с 1920 года несколько лет мансарду дома занимал живописец Павел Дмитриевич Корин. Уроженец села Палех, чье название с кивком знатока выговорит каждый иностранный турист, он вышел из потомственной семьи иконописцев, и отношение к живописи как к подвижничеству сохранил на всю жизнь. Он создал многочисленные портреты современных деятелей культуры, в т.ч. и своего «арбатского предшественника» Коненкова, портреты монахинь, патриархов, иеромонахов, военных руководителей, ученых и пр. Одна из самых знаменитых его работ – триптих «Александр Невский», хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу. Корин работал и в монументальной, т.е. настенной живописи, им были созданы мозаики для актового зала Московского университета. Но самое доступное для обозрения творение Корина - мозаичные плафоны для станции метро «Комсомольская-кольцевая». Лейтмотивом мозаик стала победа Советского Союза над фашизмом, воплотившаяся в теме прославления русского оружия. Для этого из всей русской истории были выбраны ключевые эпизоды, которые до сих пор можно видеть на сводах станции. Правда, в хрущевское время частично эти мозаики, содержавшие в том числе изображения Сталина, были «отредактированы».
Корин работал не только как художник, но и как реставратор, он возглавлял реставрационную мастерскую Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Мастером был осуществлен огромный труд – реставрация знаменитой панорамы Франца Рубо «Бородинская битва» размером 115x15 метров, которая хранится сейчас в специально созданном музее-панораме «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте. Это произведение, одно из крупнейших в мире, было почти полностью утрачено, многие фрагменты пришлось писать заново, зато Корин подтвердил свой талант монументалиста. Наконец, вышедший из семьи иконописцев, художник хорошо разбирался и в древнерусской живописи. После его смерти государству осталась редкая коллекция икон древностью вплоть до XII века.
В доме № 23 находились также классы рисования и скульптуры. Преподавал в них среди прочих знаменитый художник Константин Федорович Юон, а учились здесь такие таланты, как Вера Мухина, Владимир Фаворский, архитекторы братья Веснины (авторы завода ЗИЛ и других зданий в стиле конструктивизма).
К дому № 23, у которого мы сейчас находимся, вплотную прилегает дом № 25, перестроенный в последней четверти XIX века. Хозяином дома был известный предприниматель и общественный деятель Александр Александрович Пороховщиков. Именно с этого времени дом № 25 стал центром Общества русских врачей, девиз которых был прост: «через науку служить человечеству». В этом же доме располагалась аптека (гений места сохранил аптеку и сегодня), здесь принимали больных, а бедным помогали бесплатно. Кстати, Арбат, похоже, был самой медицинской улицей в Москве, поскольку по данным справочника здесь проживало 87 врачей. Именно здесь, кстати, появилась и первая зубоврачебная школа, на основе которой в московском университете была открыта кафедра стоматологии.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Арбат"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Е.Усова
Читает: М. Берлина

Аудиоэкскурсия «Арбат» предлагает интересную прогулку по самой известной московской улице. За пару часов Вы узнаете как в этом уголке Москвы переплелись судьбы многих известных людей и литературных героев. Бобринский и Суворов, Пьер Безухов и Кот Бегемот, Рыбаков и Пушкин, Окуджава и Цой — о том, какую роль в их судьбе сыграл Арбат, Вы узнаете пройдя предлагаемый маршрут.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина