Ресторан «Прага»

Первый дом по правой, четной, стороне Арбата – знаменитый ресторан «Прага», похожий на океанский лайнер. У него богатая история. Он далеко не всегда был таким фешенебельным заведением, каким является сейчас. История «утюга», как называли это здание за характерную форму москвичи начиналась с небольшого трактира под названием «Прага». Его завсегдатаи, извозчики, тут же переименовали заморское название в более запоминающееся и родное русскому слуху – «Брага», что вполне соответствовало характеру заведения.
Под таким названием трактир был известен вплоть до конца XIX века, пока не перешел к новому владельцу, московскому купцу Петру Семеновичу Тарарыкину, жившему в несохранившемся доме напротив. Приобрел он «Брагу» не совсем обычным способом: владея кием, как д’Артаньян шпагой, Тарарыкин попросту выиграл заведение на бильярде. Смекалистый купец сразу понял, что трактир – не слишком подходящий статус для заведения, с которого ему хотелось получать большие доходы, и стараниями энергичного руководителя трактир был перестроен в первоклассный ресторан.
Важно, что именно Тарарыкин был первым в Москве, кто ввел новую систему организации ресторана – вместо огромного зала была создана многоярусная система небольших зальчиков, укромных уголков, кабинетов, а на крыше даже сооружено нечто вроде летнего сада. Такая компоновка позволяла посетителям чувствовать себя комфортнее, посещать ресторан охотнее, не боясь быть осмеянными более богатыми соседями. К тому же, новая система помогала намного экономнее использовать пространство – в одном зале могли проходить поминки, и тут же за стеной справляли свадьбу, ничуть не мешая своим весельем проходящим тут же поминкам. Тарарыкин определенно обладал не только купеческим чутьем, но и творческой жилкой: даже посуда в его ресторане была особенная, как бы приглашающая посетителей придти еще раз. На каждой тарелке или чашке золотыми буквами было выведено гостеприимное: «Привет от Тарарыкина».
Официанты в ресторане тоже были люди не случайные: чтобы попасть в «Прагу», каждому надо было иметь солидные рекомендации и хорошую репутацию. Форма оплаты здесь была совсем необычная и состояла только из чаевых. Тарарыкин никогда не платил служащим, но, напротив, они сами платили ему определенный процент – настолько чаевые были высокими. Места официантов были так ценны, что передавались по наследству, а французские названия, перевода которых никто не знал, но знание которых было обязательным, непременно выучивались назубок и передавались, что называется, «с молоком матери». Оставаясь в неведении насчет таинственных рановю, жуанвиль или просто супа тартю, официанты бойко записывали, предлагали и, таким образом, могли обслужить самую высокую публику. Что касается меню, то и сейчас в ресторане можно найти блюда по рецепту 1902 года – «Эскалопчик от Тарарыкина» или «Щи «Купеческие».
И без того славный ресторан обессмертили Илья Ильф и Евгений Петров в своем романе «12 стульев». Накануне аукциона Киса Воробьянинов решил потратить имевшуюся у него наличность на обольщение юной девушки, для чего привел ее в это заведение. Неумелый кутеж обошелся Воробьянинову чувствительной экзекуцией, зато заказанные им огурцы и водка стали крылатой фразой. «Прага» к тому времени уже превратилась в столовую Моссельпрома, считавшуюся образцовой. Не только Ильф и Петров, но и Маяковский зафиксировал ее существование в литературе, написав по поводу «лучшего места в Москве» следующее четверостишье:

Здоровье – радость, высшее благо,
В столовой Моссельпрома – бывшая «Прага».
Там весело, чисто, светло и уютно,
Обеды вкусны и пиво не мутно!

Закрытая в скором на несколько десятилетий «Прага» была вновь открыта в 1954 году и с тех пор остается одним из крупнейших московский ресторанов.
Пройдем немного вперед и остановимся перед домом № 4, ближайшим соседом «Праги». Построен он был в середине XIX века, а вскоре после этого в нем поселился Альфонс Леонидович Шанявский – русский генерал польского происхождения, вышедший в отставку и занявшийся просветительской деятельностью. Имя Шанявского связано в памяти людей прежде всего с университетом его имени, народным государственным университетом им. Шанявского, открытом после его смерти, согласно завещанию, на его средства и в помещении его дома. Этот частный университет славен не только тем, что он был самым демократичным учебным заведением, где могли обучаться люди любого сословия, состояния и пола, но также известен и благодаря своим ученикам. Из посетителей курсов университета надо отметить двух легендарных тезок – Сергея Лазо и Сергея Есенина. Разные люди одного времени, с одинаковыми именами и одинаково трагическими судьбами. О странном самоубийстве Есенина в гостинице «Астория» знают все, о Сергее Лазо – только те, кто воспитывался в советской школе. Согласно легенде, подлинность которой проверить уже невозможно, во время гражданской войны его бросили в топку паровоза японцы.
C именем Сергея Есенина и с Арбатом, кстати, связан один интересный и не столь трагический эпизод: в 1920-м году, когда поэт еще не был широко известен, еще не был знаком с Айседорой Дункан и не бывал за границей, как-то гулял он по улице и увидел в одном из переулков пожар. Толпа, как водится, собралась у места происшествия и глазела, желая ничего не упустить, но когда вдруг появился высокий блондин, а именно Федор Шаляпин, все взгляды тотчас устремились на него. Тогда-то Есенин и сказал своему другу Анатолию Мариенгофу: «Толя, вот какую славу надо иметь! Чтобы люди смотрели не на пожар, а на тебя!» Есенин еще не знал, что его слава будет не меньше, но заплатить за нее придется дороже.
Но возвратимся к дому №4. Еще до того, как здесь был открыт университет им. Шанявского, при жизни генерала в стенах этого дома побывало немало русской интеллигенции. Шанявский держал меблированные комнаты (на современном языке – гостиницу), сравнительно недорогие и доступные, а потому в них могли позволить себе остановиться начинающие художники и писатели – Николай Сапунов, Иван Бунин, Константин Бальмонт. Бунин, кстати, в эмиграции весьма часто вспоминал Арбат, его разнообразную жизнь и суету, «Прагу» с раками, пивом и бильярдом, свою первую встречу с Львом Толстым.
Обратимся теперь к противоположной, нечетной стороне улицы. Дома № 7 теперь не существует, вместо него и домов под номерами 3 и 5 левую сторону занимает большой торгово-офисный «Альфа-Арбат-Центр», построенный в 2001 году.
До революции в доме № 7 находился синематограф «Гран Паризьен», примечательный тем, что именно здесь Лев Толстой познакомился с новой эрой в искусстве – эрой немого кино или, как тогда говорили, синематографа.
Впрочем, Лев Николаевич остался весьма недоволен этим знакомством и, как гласит запись в его дневнике, «был поражен нелепостью представления».
Визит дому № 7 нанес еще один известнейший человек – Сергей Есенин, который впоследствии оказался намного более тесно связан с семьей Толстых. Здесь он читал свою поэму «Пугачев» в литературном кафе. Тогда же «последний поэт деревни» познакомился с американской «босоножкой» Дункан (Айседора никогда не танцевала в пуантах). Через полгода они поженились.
Однако, жизнь в браке не была счастливой: редкие встречи, постоянные ссоры, скандалы, которым не мешало даже то, что Айседора не говорила на русском, а Есенин – на английском. Вскоре они расстались. Через 4 года Есенина не стало. Незадолго до смерти он оказался связан семейными узами со знаменитым посетителем дома №7, Львом Толстым. Есенин успел испытать еще одну любовь – к Софье Толстой, внучке Льва Николаевича. Любовь Софьи отличалась от всех предыдущих романов поэта – преданная и самоотверженная, эта женщина никогда ничего не требовала от Есенина, но кротко сносила ад последних месяцев его жизни. «Что из того, что он пил и пьяным мучил меня. Он любил, и его любовь все покрывала», - писала она, «носить такую любовь, какую он родил во мне – это бесконечное счастье».
Но покинем сейчас нашу очередную точку маршрута, оставим Есенина и Толстых. Путь наш лежит в Большой Афанасьевский переулок – первый переулок, пересекающий улицу Арбат на нашем пути. Пройдем до угла дома №13 и свернем налево.
По истории 2-3-х пройденных нами домов хорошо заметно, что здесь в начале XX века жила и бывала преимущественно интеллигенция. Когда же она появилась, когда исчезли с Арбата торговцы, ремесленники и прочий простой люд? Считается, что произошло это в веке XVIII, но окончательно Арбат превратился в аристократическое место после пожара 1812 года, как его называли «русский Сен-Жермен». Тогда была произведена новая застройка – изменились, соответственно, и хозяева домов. Арбат, кстати, в силу своей особой замкнутости стал во второй половине XIX века уникальным местом – местом формирования русской интеллигенции. Понятие «интеллигенция» сравнительно новое, достоверно известно, что в пушкинские времена его еще не существовало, а изобрел его во второй половине века писатель Петр Боборыкин.
Происходило оно от английского intelligent, т.е. «мыслящий». Кстати, Боборыкин по причине своей литературной плодовитости невольно ввел еще один термин. Это слово редко встречается, но если вы где-нибудь услышите слово «боборыкать» - то знайте, это термин из XIX века, и означает он либо «непрерывно писать», либо писать или говорить все подряд и без разбору.
Московская интеллигенция сыграла большую роль в сохранении специфического московского говора, следы которого можно услышать и поныне. Одна отличительная черта москвичей – это аканье, другая – слияние звуков, как, например, в слове «булошная» вместо «булочная». Лингвисты считают, что «аканье» пришло в Москву с юга, но в целом мелодика и ритмика московского говора – северные. Этот особенный говор вырабатывался начиная с XV века, но особенно сильно проявился в веке XIX, когда знание специфического московского произношения стало считаться признаком интеллигентности.
Интеллигенция, в том числе и арбатская, взрастила эти традиции, но их хранителями стали московские театры, в особенности Малый. Во времена революции как раз театры смогли сохранить московский говор, а потом вновь распространить его через зрителей. Показательно, что москвичи старые слова до сих пор говорят по-московски («булошная»), но новые уже произносят правильно – «заправочный шланг» или «загрузочный диск».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОБЪЕКТА

Информация по экскурсии "Аудиогид: Арбат"

Информация по экскурсии

Длительность: 2,5 ч
Длина маршрута: 3 км
Автор: Е.Усова
Читает: М. Берлина

Аудиоэкскурсия «Арбат» предлагает интересную прогулку по самой известной московской улице. За пару часов Вы узнаете как в этом уголке Москвы переплелись судьбы многих известных людей и литературных героев. Бобринский и Суворов, Пьер Безухов и Кот Бегемот, Рыбаков и Пушкин, Окуджава и Цой — о том, какую роль в их судьбе сыграл Арбат, Вы узнаете пройдя предлагаемый маршрут.


Что бы воспользоваться экскурсией,
Вам необходимо устройство

Под управлением iOS не ниже 5.1.1
или Android не ниже 4.0.1.



Предложения наших партнеров по Москве

В поисках московских замков

Приглашаю вас на экскурсию по очень красивому маршруту! Прогуливаясь от одного «дворца» до другого, вы узнаете о веке предпринимательства, когда

Автор: Юлия

Большая прогулка по маленьким переулкам. Групповая экскурсия

Вы готовы к тому, чтобы увидеть Москву такой, какой не видели никогда? Старинной, без современных домов, пустынной, с абсолютной тишиной,

Автор: Юлия

Патриаршие — легендарные дома и знаменитые жители

Приглашаю познакомиться с замечательными окрестностями Патриарших прудов. Вы увидите изящный особняк Рябушинского, культовую типографию Левенсона и действующую синагогу. Я покажу,

Автор: Мария

Московский Кремль для детей. Чудеса сказочной крепости

Мы познакомим детей с достопримечательностями Московского Кремля. В доступной форме расскажем историю возникновения Московского Кремля и то, какое значение он

Автор: Елена и Ольга

Посвящение в москвичи – Красная площадь для детей

Чтобы полюбить Москву и пройти посвящение в москвичи, нужно узнать историю города, постараться его прочувствовать и понять. А начнем мы

Автор: Елена и Ольга

Царицыно: театр архитектуры

Царицыно — самый грандиозный усадебный проект 18-го века, взбудораживший императрицу Екатерину II, но вскоре заброшенный и ставший романтической руиной. И вот сейчас, бывший пристанищем для

Автор: Юлия

Сокровища Кремля

Красавица Красная площадь, Александровский сад у стен Кремля, музеи-сокровищницы — Алмазный фонд и Оружейная палата — эти must-see места ждут

Автор: Ольга

Арбатские любовные треугольники

Сенсационные самоубийства, грандиозные скандалы, тайные страсти на фоне величавых особняков, в декорациях русского модерна и эклектики. Обо всем этом поговорим на экскурсии по арбатским переулкам.

Автор: Галина

Коломенское: были и небыли самого красивого московского парка

Коломенское — одно из самых загадочных и древнейших мест в Москве. А вместе с тем еще музей-заповедник под открытым небом.

Автор: Галина

Московское метро: подземный храм СССР

«У них дворцы для фараонов, а у нас дворцы для обычных людей» — крылатая фраза великого архитектора Алексея Душкина определила эстетический облик Московского метро

Автор: Юлия

Красная площадь за час

Красную площадь можно пробежать за 15 минут, но задержитесь подольше в этом уголке русской старины — и вам откроется вся

Автор: Юлия

Как делается телевидение

Жизнь в Телецентре «Останкино» кипит круглые сутки. Постоянно идут съемки и готовятся к выпуску телепередачи. Эта экскурсия — уникальный шанс

Автор: Ирина

Мастер и Маргарита. Роман с городом

"Мастер и Маргарита" — пожалуй, самое "московское" произведение. Город и текст настолько переплетаются, что их невозможно разделить. Мы будем заниматься

Автор: Светлана

Москва-Сити. Экскурсия-квест для детей от 10 до 18 лет

Если вы обожаете приключения, головоломки и прогулки по удивительным местам Москвы, самое время отправиться на экскурсию по настоящему небоскрёбу! На

Автор: Галина

Ежедневная прогулка по Москве

Многослойность московской истории сбивает с ног любого путешественника и виднеется в каждом закоулке центральных районов. На этой экскурсии вы узнаете, как город обрастал бронёй

Автор: Tripster

Городские легенды Москвы

Если верить авторам сборников мистических историй, в Москве обитает около 30 призраков, которые привязаны к определенным местам или заметным историческим

Автор: Галина